Вводный этап | - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас на нашем внеурочном занятии. - К нам на занятие сегодня пришёл Незнайка и принёс послание, у вас на столах лежат свитки с посланием, откройте их и прочитайте. - Чтобы узнать тему нашего занятия Незнайка предлагает ребус. - Вы правы, но я немного конкретизирую и тема нашего занятия «Арабская нумерация чисел и действия с ними». - Мы знаем тему какую цель мы можем перед собой поставить? - Мы знаем цель теперь нам необходимо поставить ряд задач. Нужно расположить их в правильном порядке. - Один человек будет выполнять задание на интерактивной доске. - …, выходи к доске. Как мы работаем с интерактивной доской? - Если вы согласны с поставленными задачами поднимите зеленый квадрат, если не согласны, то красный. - Задачи определяют план работы на занятии. Давайте с ним ознакомимся. По ходу выполнения пунктов плана будем отмечать их галочкой. Также план занятия есть на ваших рабочих листах. | Настраиваются на занятие. - Здравствуйте, дорогие ребята! Я случайно узнал, что у Вас тут внеурочная деятельность и Вы готовитесь к олимпиадам по математике. Задания такого рода сложные, но я уверен, что вы справитесь. Но для этого Вам понадобится ваше внимание, сообразительность, логика. Я принёс вам много интересных заданий, предлагаю поскорее приступить к занятию и узнать, что же Вас ждет. Конечно же я буду сопровождать вас в течение всего занятия. P.S: Дам небольшую подсказку, сегодня вы отправитесь в путешествие в страну «Нумерация». Желаю успехов! - Арабская нумерация. - Цель: расширить знания о арабской нумерации. - Задачи: 1. Узнать, когда появилась арабская нумерация. 2. Тренироваться в работе с арабской нумерацией. 3. Сделать вывод. - Чистыми и сухими руками. - 1. Появление арабской нумерации. 2. Работа с арабской нумерацией. 3. Вывод. | Ф | Регулятивные: – самостоятельно организовывать свое рабочее место; – настраивать себя на продуктивную работу. Регулятивные: – развивать умение прогнозировать предстоящую работу. Коммуникативные: – развивать умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме. |
Основная часть | - Давайте приступим к выполнению первого пункта плана. Речь Незнайки: - Ребята, давайте узнаем, как же появилась арабская нумерация. - В древности на большого зверя людям приходилось охотиться всем племенем, окружая добычу со всех сторон. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь». Он мог показать цифры на пальцах рук. - Пальцы сыграли большую роль в истории счета. Особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. - Цифры древних математиков, которые жили пять тысяч лет назад в Месопотамии.– ۲ 1 ۲ – 11. - А это египетские цифры от 1 до 10. Интересно, сколько времени тратили египетские школьники, чтобы изобразить 6 или 9? Зато для больших и огромных чисел египтяне придумали отдельные значки. У вас также на рабочих листах представлены примеры египетских цифр. - Так выглядели древние китайские цифры. Также на ваших рабочих листах они представлены. - Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и кружочек. - Самые удобные цифры – те, к которым мы привыкли – придумали в глубокой древности индийцы. Они же изобрели удивительную цифру – 0. - Потом индийские цифры немного видоизменили арабы. И с тех пор этими цифрами пользуется весь мир. Написание арабских цифр состояло из отрезков прямых линий, где количество углов соответствовало величине знака. Выглядели они приблизительно так: (слайд). - Форма «арабских» цифр со временем сильно изменялась. Та форма, в которой мы их пишем, установилась в XVI веке 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0. Даже Пушкин предложил свой вариант формы арабских чисел. Он решил, что все десять арабских цифр, включая нуль, помещаются в магическом квадрате. Можете посмотреть на своих рабочих листах. - Арабская нумерация 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9. Это, самая распространенная на сегодняшний день нумерация, которой мы пользуемся в настоящее время. - В России арабская нумерация стала использоваться при Петре I (до конца XVII века Из арабского языка сохранилась славянская нумерация) заимствовано и слово "цифра" (по-арабски "сыфр"), означающее буквально "пустое место" Это слово применялось для названия знака пустого разряда, и этот смысл сохраняло до XVIII века, хотя еще в XV веке появился латинский термин "нуль" (nullum - ничто). - Что вы запомнили из выше сказанного? - Какой пункт плана мы выполнили? Отметим его галочкой на рабочих листах. | - Что раньше люди цифры показывали с помощью пальцев. Индейцы майя писали любое число, используя только точку, линию и кружочек. Цифры к которым мы привыкли – придумали в глубокой древности индийцы. Они же изобрели удивительную цифру – 0. А видоизменили их арабы. - Первый пункт плана. | Ф, Г | Познавательные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: -признавать существование разных точек зрения; -корректно и аргументировано высказывать свое мнение. |
Основная часть | - Как звучит следующий пункт нашего плана? - Незнайка принес Вам задание: Ребята, я предлагаю Вам поработать с арабской нумерацией. Сейчас будет необходимо поработать в парах. - Давайте вспомним правила работы в парах. Сейчас мы выполним задание от Незнайки. Пододвиньте к себе рабочие листы. Вам необходимо выполнить задание №1. На выполнение этого задания даю вам 7 минут. - Задание №1. - Вы решаете вместе, но каждый пишет на своём рабочем листе. Вам необходимо определить время на часах и решить задание. - Давайте поделимся результатами вашего выполненного задания. - Выполним ещё одно задание, но уже самостоятельно. Даю на выполнение данного задания 5 минут. - Поделитесь своими результатами. - Выполним еще одно задание, но уже все вместе. - Сравни числа. 504009... 507080 970100 ... 900 700 4789785 ... 589348 7000009 ... 700019 847090 ... 3905000 100065... 100660 50 024 ... 435 000 509020... 70308 - Какой пункт плана мы выполнили? Отметим его галочкой. - Какой пункт плана нам осталось выполнить? | Тренироваться в работе с арабской нумерацией. - Работаем сообща, слушаем мнение каждого. Выполняют задание в парах. «Угаданный день рождения» - Умножьте на 2 число дня своего рождения - Затем прибавьте число 5, -теперь результат надо умножить на 50 , -К этому результату необходимо прибавить номер месяца рождения (июль — 7, январь — 1) - вслух назвать полученное число. Отнимите 250. Первая и вторая цифры — день рождения, две последние — месяц. - Богатый римлянин купил 14 пар разноцветных сандалий. Сколько штук сандалий появилось в гардеробе римлянина? - Второй пункт плана. - Вывод. | Ф,П,И | Коммуникативные: -признавать существование разных точек зрения; -корректно и аргументировано высказывать свое мнение. |
Заключительная часть | - Сейчас я буду говорить утверждения. Если вы согласны, то поднимете зелёный квадрат, если не согласны, то красный. - Арабскую нумерацию полностью придумали арабы. - Люди сразу же умели называть цифры. - Нумерацию придумал народ. - Сейчас все люди используют арабскую нумерацию - Какой пункт плана мы выполнили? - Ребята, наше занятие подходит к концу. - Какая у нас была тема занятия? -Какую цель мы перед собой ставили? - Мы достигли её? Выполнили все пункты плана? - Незнайка: Ребята, оцените свою работу на занятии. - Возьмите лесенку успеха. Будет клеить Незнайку, клеим на подложке. Приклейте незнайку на верхнюю ступеньку – если всё удалось, на среднюю – если у вас были затруднения, но удалось решить их в дальнейшем, а если у вас ничего не получилось и есть над чем работать, то приклейте на нижнюю ступеньку. Незнайка: Ребята, вы молодцы. Вы очень хорошо поработали! - Я благодарю вас за активную работу. До свидания! | - красный. - красный. - красный. - зеленый - Третий пункт плана. - - - Мы достигли цель занятия и выполнили все пункты плана. | Ф | Коммуникативные: -признавать существование разных точек зрения; -корректно и аргументировано высказывать свое мнение. |