Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный подход в организации учебного процесса. Реализация деятельностного подхода заставляет учителя по-новому взглянуть на урок как основную форму реализации принципов ФГОС. Сегодня ученик оказывается главным «действующим героем» на уроке. Задача учителя организовать деятельность ученика так, чтобы он осмысленно решал значимые для себя вопросы: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока.
Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный подход в организации учебного процесса. Реализация деятельностного подхода заставляет учителя по-новому взглянуть на урок как основную форму реализации принципов ФГОС. Сегодня ученик оказывается главным «действующим героем» на уроке. Задача учителя организовать деятельность ученика так, чтобы он осмысленно решал значимые для себя вопросы: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока.
Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.
Основополагающие принципы проектирования современного урока
1.Изменение парадигмы образования от знаниевой к деятельностной.
2. Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.
3. Изменение педагогической позиции «ученик-учитель».
4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Сравним деятельность учителя, внедряющего ФГОС ООО, при конструировании современного урока с учителем, конструирующим традиционный урок.
Позиции
Традиционная деятельность
Деятельность учителя,
работающего по ФГОС ООО
Подготовка к
уроку
Жестко структурированный конспект урока, 0% свободы учителя. При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник
Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю. При подготовке использует методические рекомендации и учебник, Интернет-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами
Основные этапы
урока
Основное время отводится этапу
объяснения и закрепления (80% - говорение учителя)
Объяснение занимает 20-30% урока, закрепление 5- 10%; большая часть времени на самостоятельную деятельность
Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте.
Меняется и сама типология урока: если в традиционной системе вобразовательном процессе выделялись уроки: изучения (объяснения) нового материала, закрепления знаний и формирования умений и навыков, повторительно-обобщающего характера, коррекции знаний, умений и навыков, комбинированный, контроля знаний, умений и навыков,то, с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки: «открытия» нового знания, рефлексии, общеметодологической направленности, развивающего контроля.
Вновь обратимся к анализу и сравним этапы урока в традиционной системе и деятельностном подходе.
Структура урока изучения нового
материала
Структура урока «открытия» новых
знаний
1. Организационный этап
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
2.Сообщение темы, постановка цели и задач урока.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости)
3. Этап выявления места и причины затруднения
4. Актуализация знаний
4. Этап построения выхода из затруднения
5. Введение новых знаний
5. Этап реализации построенного проекта
6. Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
7. Оперирование знаниями в новых ситуациях.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой
8. Обобщение и систематизация знаний.
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
10. Определение и разъяснения домашнего задания
ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют её. В связи с этим изменяется структура и действия учителя и ученика.
С точки зрения деятельностного подхода ученик и учитель становятся партнёрами в образовательном процессе
Так преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Учитель на уроке не передаёт готовые знания, а создаёт условия для развития
учащихся посредством поиска и самостоятельного добывания этих знаний. Актуальными становятся слова К.Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
Кроме этого, способность к импровизациина уроке становится важной составляющей профессиональной компетенции учителя. Педагог должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения. В связи с этим самой оптимальной формой проектирования современного урока является технологическая карта.
Понятие «технологическая карта» не является новым; существующие модели карт урока включают разные структурные компоненты.
Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.
Проведение современного урока требует высокого социально-нравственного и профессионального уровня развития личности учителя, его способности к самостоятельному мышлению, самообразованию, творческой деятельности.
Критерии результативности урока
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы
5. Учитель эффективно (согласно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилам и творчески
6. На уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся)
10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.