kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектирование урока математики с позиций ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются особенности конструирования урока математики с позиций ФГОС ООО.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: деятельностный подход, технологическая карта, учебная ситуация,

           Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный подход в  организации учебного процесса. Реализация деятельностного подхода  заставляет учителя по-новому взглянуть на урок как основную форму  реализации принципов ФГОС. Сегодня ученик оказывается главным  «действующим героем» на уроке. Задача учителя организовать  деятельность ученика так, чтобы он осмысленно решал значимые для  себя вопросы: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю,  как я это сделал.

Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока.

Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование урока математики с позиций ФГОС ООО»

Особенности конструирования урока математики с позиций ФГОС



Парфенова Г.Н.


Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности конструирования урока математики с позиций ФГОС ООО.


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: деятельностный подход, технологическая карта, учебная ситуация,


Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный подход в организации учебного процесса. Реализация деятельностного подхода заставляет учителя по-новому взглянуть на урок как основную форму реализации принципов ФГОС. Сегодня ученик оказывается главным «действующим героем» на уроке. Задача учителя организовать деятельность ученика так, чтобы он осмысленно решал значимые для себя вопросы: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока.

Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.

Основополагающие принципы проектирования современного урока

1.Изменение парадигмы образования от знаниевой к деятельностной.

2. Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.

3. Изменение педагогической позиции «ученик-учитель».

4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.

5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.

6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.


Сравним деятельность учителя, внедряющего ФГОС ООО, при конструировании современного урока с учителем, конструирующим традиционный урок.

Позиции

Традиционная деятельность

Деятельность учителя,

работающего по ФГОС ООО

Подготовка к

уроку


Жестко структурированный конспект урока, 0% свободы учителя. При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник

Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю. При подготовке использует методические рекомендации и учебник, Интернет-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами

Основные этапы

урока

Основное время отводится этапу

объяснения и закрепления (80% - говорение учителя)

Объяснение занимает 20-30% урока, закрепление 5- 10%; большая часть времени на самостоятельную деятельность

Главная цель

учителя на уроке


Успеть выполнить то, что запланировано на урок


Организовать деятельность детей по

-поиску, обработке информации;

-обобщению способов деятельности;

-постановке учебной задачи

Деятельность учащихся

Определяется через

Формулирование заданий

Реши, спеши, сравни, найди, выпиши, выполни. 93% - репродуктивные задания

7% - исследуй (чаще для сильных

учащихся)

Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте.

Меняется и сама типология урока: если в традиционной системе в образовательном процессе выделялись уроки: изучения (объяснения) нового материала, закрепления знаний и формирования умений и навыков, повторительно-обобщающего характера, коррекции знаний, умений и навыков, комбинированный, контроля знаний, умений и навыков, то, с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки: «открытия» нового знания, рефлексии, общеметодологической направленности, развивающего контроля.

Вновь обратимся к анализу и сравним этапы урока в традиционной системе и деятельностном подходе.

Структура урока изучения нового

материала

Структура урока «открытия» новых

знаний

1. Организационный этап

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

2.Сообщение темы, постановка цели и задач урока.


2. Этап актуализации и пробного учебного действия


3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости)

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Актуализация знаний

4. Этап построения выхода из затруднения

5. Введение новых знаний

5. Этап реализации построенного проекта

6. Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

7. Оперирование знаниями в новых ситуациях.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

8. Обобщение и систематизация знаний.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

10. Определение и разъяснения домашнего задания


ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют её. В связи с этим изменяется структура и действия учителя и ученика.

С точки зрения деятельностного подхода ученик и учитель становятся партнёрами в образовательном процессе

Что делает учитель?

Что делает ученик?

Спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует, помогает.

Записывает, слушает, читает, решает,

исследует, делает выводы

Так преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Учитель на уроке не передаёт готовые знания, а создаёт условия для развития

учащихся посредством поиска и самостоятельного добывания этих знаний. Актуальными становятся слова К.Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Кроме этого, способность к импровизации на уроке становится важной составляющей профессиональной компетенции учителя. Педагог должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения. В связи с этим самой оптимальной формой проектирования современного урока является технологическая карта.

Понятие «технологическая карта» не является новым; существующие модели карт урока включают разные структурные компоненты.

Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

Проведение современного урока требует высокого социально-нравственного и профессионального уровня развития личности учителя, его способности к самостоятельному мышлению, самообразованию, творческой деятельности.


Критерии результативности урока


1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы

5. Учитель эффективно (согласно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилам и творчески

6. На уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся)

10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное взаимодействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)



Список использованных источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.:Просвещение, 2011.

2.С.Г.Манвелов «Конструирование современного урока математики» Москва «Просвещение», 2005.

3. В.П. Сухов «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004.

















Как готовиться к уроку по ФГОС ООО?

Шаг 1. Целеполагание:

- поставить цели урока с учетом формирования УУД

- выделить в содержании учебника обязательный программный минимум, который должны усвоить все ученики

Шаг 2. Проектирование урока по технологической карте:

- выявить понятия минимума и максимума в учебном материале

- продумать проблемную ситуацию, главный вопрос урока, набор

важнейших вопросов для диалога с учениками, задания продуктивного типа

- включить резервный материал для дополнительного изучения на уроке

- продумать форму рефлексии для учащихся на уроке

Шаг 3. Рефлексия учителя:

- соотнести планируемые результаты урока с поставленными целями

- оценить возможные риски деятельности учащихся и учителя на уроке

Как поставить цели урока с учетом УУД?

1. Определить тип урока

2. Определить предметные цели

3. Соотнести тип урока, предметные цели и УУД





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектирование урока математики с позиций ФГОС ООО

Автор: Парфенова Галина Николаевна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 268891

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Проектирование современного урока в соответствии ФГОС "
    ["seo_title"] => string(59) "proiektirovaniie-sovriemiennogho-uroka-v-sootvietstvii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "227077"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440596169"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Статья "Современный урок математики в рамках реализации ФГОС ООО""
    ["seo_title"] => string(70) "stat_ia_sovriemiennyi_urok_matiematiki_v_ramkakh_riealizatsii_fgos_ooo"
    ["file_id"] => string(6) "463742"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1522139782"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства