Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по математике "Магия чисел"»
Результаты освоения содержания программы
Личностными результатамиизучения курса является формирование
следующих умений:
- Определять и высказыватьпод руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатамиизучения курса в 8 классе являются
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатамиизучения курса является формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных
познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности,
принимая во внимание особенности их развития.
Проверка результатов работы организована в виде:
игровые занятия;
подготовка домашнего задания и его защита в группе;
подготовка сообщения по тематике занятия;
участие в КВН;
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса
Формы организации занятий
Основные виды деятельности
Окно в историческое прошлое
Рассказ учителя и просмотр презентации
Игра: отгадывание даты рождения.
Решение нестандартных задач
Практикум-исследование решения задач на составление уравнений
Решение нестандартных задач для подготовки к школьному этапу олимпиады
Геометрическая мозаика
Познакомить учащихся с разнообразием задач на разрезание и складывание фигур.
Изготовление моделей для практических упражнений
Оптико-геометрические иллюзии - зрительные иллюзии, за счет которых происходит искажение пространственных соотношений признаков воспринимаемых объектов
За страницами учебника алгебры
Элементарная алгебра — раздел алгебры, который изучает самые базовые понятия. Обычно изучается после изучения основных понятий арифметики. В арифметике изучаются числа и простейшие (+, −, ×, ÷) действия с ними. В алгебре числа заменяются на переменные (a, b, c, x, y и так далее).
Повторить понятие модуль числа. Изучить правило снятия модуля.
Решение уравнений, содержащих модуль. Поиск корней
Показать , что используя формулы сокращенного умножения можно раскладывать многочлены на множители, что, в свою очередь, нужно для решения уравнений, сокращения сложных выражений и решения ряда других задач
Конкурсы , игры
Командные соревнования, составление кроссвордов,
Разгадывание и составление кроссвордов
Задачи на сообразительность
Итоговый практикум
Подготовка разделов газеты
«Магия математики»
Выпуск экспресс-газеты по разделам: приемы быстрого счета, заметки по истории математики;биографические миниатюры;математический кроссворд
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем
Количество часов
Теория
Практика
Окно в историческое прошлое
3
3
-
Решение нестандартных задач
6
-
6
Геометрическая мозаика
8
2
6
За страницами учебника алгебры
7
2
5
Конкурсы , игры
8
-
8
Итоговый практикум
2
-
2
Всего
34
7
27
Приложение
Календарно – тематическое планирование
№
Дата
Наименование тем
Кол-во часов
Примечание
Окно в историческое прошлое
3
1
04.09
Математика в жизни человека
1
2
11.09
Системы счисления.
Почему нашу запись называют десятичной?
1
3
18.09
Развитие нумерации на Руси
1
Решение задач
6
4
25.09
Решение олимпиадных задач
1
5
02.10
Задачи на составление уравнения
.1
6
09.10
Решение текстовых задач
1
7
16.10
Решение задач на проценты с помощью уравнения
1
8
2310
Решение задач с помощью пропорции
1
9
30.10
Решение задач на движение с помощью уравнения
1
Геометрическая мозаика
8
10
13.11
Что такое - Геометрия на клетчатой бумаге. Формула Пика.
Математический бюллетень: Георг Александр Пик
1
11
20.11
Задачи на разрезание и складывание фигур
1
12
27.11
Геометрическая задача – фокус «Продень монетку».
1
13
04.12
Шуточные вопросы по геометрии
1
14
11.12
Игры - головоломки и геометрические задачи.
1
15
18.12
Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим»»
Выпуск экспресс-газеты по разделам: приемы быстрого счета, заметки по истории математики; биографические миниатюры; математический кроссворд
1
34
Выпуск математического бюллетеня
Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа
1
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
активное участие при решении логических задач и составления математических ребусов;
подготовка домашнего задания;
участие в конкурсах и играх;
участие в КВН;
подготовка проекта в группе.
Содержание курса внеурочной деятельности
Окно в историческое прошлое (3)
Математика в жизни человека. Системы счисления. Почему нашу запись называют десятичной? Развитие нумерации на Руси.
Решение задач (6)
Решение олимпиадных задач. Задачи на составление уравнения. Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение задач на проценты с помощью уравнения. Решение задач на проценты с помощью уравнения. Решение задач на движение с помощью уравнения.
Геометрическая мозаика (8)
Что такое - Геометрия на клетчатой бумаге. Формула Пика. Математический бюллетень: Георг Александр Пик. Задачи на разрезание и складывание фигур. Геометрическая задача – фокус «Продень монетку». Шуточные вопросы по геометрии. Игры - головоломки и геометрические задачи. Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим»». Тайна « золотого сечения». Геометрические головоломки. Пентамино.
За страницамиучебника алгебры (7)
Как появилась алгебра? Модуль числа. Уравнения со знаком модуля. Модуль числа. Уравнения со знаком модуля. Линейные неравенства с двумя переменными. Задание функции несколькими формулами. Преобразование алгебраических выражений. Формулы сокращенного умножения. Системы линейных неравенств с двумя переменными.
Конкурсы, игры (8)
Игры – головоломки. Весёлый час. Задачи в стихах. «Дурацкие» вопросы. Геометрические задачи. Математический кроссворд. Киоск математических развлечений. «Математическая карусель». Интеллектуальный марафон.
Итоговый практикум (2)
Выпуск экспресс-газеты по разделам: приемы быстрого счета, заметки по истории математики; биографические миниатюры; математический кроссворд. Выпуск математического бюллетеня. Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа.
Требования к уровню подготовки
- иметь представление о первых счётных приборах у разных народов, русских счётах, о древних вычислительных машинах;
- владеть информацией о происхождении арифметики, письменной нумерации, цифры у разных народов, об использовании букв и знаков в
арифметике;
- иметь представление о метрической системе мер, об измерениях в древности у разных народов, о происхождении дробей в Древней Греции
- уметь доказывать четность и нечётность числовых выражений;
- уметь восстанавливать пропущенные цифры при сложении, вычитании, умножении;
- понимать и применять смысл различных игр, фокусов с числами;
- распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги, куб, прямоугольный параллелепипед);
- знать старинные меры измерения длин, площадей;
- уметь разделять фигуры на части по заданному условию и из частей конструировать различные фигуры;
- уметь решать задачи на нахождение площади и объёма фигур;