Начиная с 7 класса, в центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы "Функция" в разных классах, не позволяют показать в сколько-нибудь полном объеме все многообразие задач, требующих для своего решения функционального подхода, научить учащихся глубоко понимать и использовать свойства функции, нет времени изложить историю этого интереснейшего раздела в школьном курсе математики.
Актуальность темы несомненна в связи с новыми требованиями к содержанию образования, компьютеризацией, требующей математической грамотности, логического мышления.Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь, все более внедряется в традиционно дадекие от нне области. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают умение фомулировать, обосновывать и доказывать суждения.
Данный элективный курс ставит следующие задачи:
- предоставить учащмся возможность реализовать свой интерес к предмету;
- уточнить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
- вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития.
Содержание курса включает в себя темы о функциях в базовых образовательных программах. Курс расчитан на 34 часа. Включенный в программу материал имеет познавательный интерес для учащихся и может применяться для разных групп школьников вследствие своей обобщенности и практической направленности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«программа элективного курса по алгебре»
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«Функции и их возможности»
Автор программы:
Черепанова Мария Андреевна,
учитель математики
МБОУ СОШ №3 г. Кызыла
Республики Тыва
Пояснительная записка.
Начиная с 7 класса, в центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы “Функция” в разных классах, не позволяют показать в сколько-нибудь полном объеме все многообразие задач, требующих для своего решения функционального подхода, научить учащихся глубоко понимать и использовать свойства функции; нет времени изложить историю возникновения этого интереснейшего раздела в школьном курсе математики.
Актуальность темы несомненна в связи с новыми требованиями к содержанию образования, компьютеризацией общества, требующей математической грамотности, логического мышления. Для жизненной самореализации, возможной продуктивной деятельности, дальнейшего выбора траектории образования требуется достаточно прочная математическая подготовка.
Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь, все более внедряется в традиционно далекие от нее области. Компьютеризация, внедрение современных информационных технологий требуют математической грамотности человека почти на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические задания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование, аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают умение формулировать, обосновывать и доказывать суждения.
Цель: создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций.
Элективный курс ставит следующие задачи:
- предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
- уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
- создать условия для подготовки к экзаменам по выбору;
– вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития.
Содержание курса включает в себя углубление темы «Функции» в базовых общеобразовательных программ
Курс предназначен для учащихся 9 классов средних общеобразовательных учреждений, реализующих предпрофильную подготовку, и рассчитан на 34 часа аудиторного времени.
Включенный в программу материал имеет познавательный интерес для учащихся и может применяться для разных групп школьников вследствие своей обобщенности и практической направленности. Развертывание учебного материала четко структурировано и соответствует задачам курса.
Формами итоговой аттестации являются представление “Портфеля достижений”, а также дидактическая игра “Звездный час функции”.
“Портфель достижений”, на наш взгляд, должен включать:
– конспекты занятий;
– схему исследования функции;
– самостоятельные исследования свойств функций (не менее четырех);
- применение свойств функций при решении уравнений и неравенств;
- построение графиков различных функций на основе свойств функций;
– тесты (не менее двух);
– анализ собственных успехов (в любой форме);
– описание своего участия в игре, баллы, набранные в ней.
Требования к усвоению курса.
Учащиеся должны знать:
– понятие функции как математической модели, описывающей разнообразие реальных зависимостей;
Задачи на нахождение области определения функций. Задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения. Задачи на составление уравнений прямых и парабол. Задачи геометрического содержания на координатной плоскости с использованием алгебраического метода и с опорой на графические представления. Простейшие задачи с параметром, решаемые графическим методом.
Графический способ решения уравнений, неравенств и их систем.
Тематическое планирование.
№
пп
Тема занятия
Количество
часов
Технологии реализации
1
Из истории развития функции
Понятие функции. Способы задания функций.
1
Сообщения учащихся,
тестирование
2
Свойства функций
1
практикум
3
График функции. Элементарные функции
1
Практикум
4
Чтение графика
2
Практическая работа
5
Виды преобразования графиков.
2
Лекция, практикум
6
Образование классов функций
1
лекция
7
Разрывные функции
1
практикум
8
Кусочно-линейные функции.
2
Практикум
9
Построение графиков разрывных и кусочно-линейных функций
1
Практическая работа
10
Построение графиков функций, содержащих модули
2
практикум
11
Дробно-линейная функция.
3
Практикум
12
Построение графиков
2
Зачетная работа
13
Задачи на нахождение области определения функций
2
практикум
14
Задачи на нахождение множества значений функции
2
практикум
15
Задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения
2
Лекция, практикум
16
Задачи на составление уравнений прямых и парабол
2
практикум
17
Задачи геометрического содержания на координатной плоскости с использованием алгебраического метода и с опорой на графические представления
3
практикум
18
Графический способ решения уравнений и их систем.
1
Практическая работа
19
Графический способ решения неравенств и их систем.
1
Практическая работа
20
«Звездный час функции»
1
Дидактическая игра
21
Итоговое занятие
1
Презентация портфеля достижений
Литература
1. Баранова, Т., Кочетков, К., Семенов А. Школьный интеллектуальный марафон. Математика // Прил. К газете “Первое сентября”, № 5, 33, 1995., № 35, 1999., № 34, 2004.
2. Виленкин, Н. Я. Функции в природе и технике. Книга для внеклассного чтения IX–X кл. – М.: Просвещение, 1978. – 192 с.: ил.
3. Галицкий, М. Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8–9 классов. Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. курса математики / М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, М. И. Звавич. – М.: Просвещение, 1992. – 271 с.: ил. ISBN 5-09-003875-9.
4. Депман, И. Я., Виленкин, Н. Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5–6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989. – 287 с.: ил. ISBN 5-09-000412-9.
5. Доброва, О. Н. Задания по алгебре и математическому анализу: Пособие для учащихся 9–11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1996. – 352 с.: ил. ISBN 5-09-007091-1.
6. Дорофеев, Г. В., Бунимович, Е. А., Кузнецова, Л. В., Мишаева, С. С., Суворова, С. Б., Мищенко, Т. М., Рослова, Л. О. Курс по выбору для IX класса. “Избранные вопросы математики” // Журнал “Математика в школе”, № 10, 2003. – С. 12–33.
7. Дорофеев, Г. В., Муравин, Г. К., Седова, Е. А. Математика. 11 кл. Подготовка к письменному экзамену за курс средней школы. Решение задач с методическими комментариями. – М.: Дрофа, 2000. – 352 с.: ил. – Библиотека учителя, ISBN 5-7107-3407-1.
8. Единый государственный экзамен 2002: контрольные измерительные материалы: Математика / Л. О. Денищева, Е. М. Бойченко, Ю. А. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2002, – 217 с. – ISBN 5-09-011853-1.
9. Зельманзон, М., Хлобыстова, Л. Самосовмещения квадрата и тайнопись // “Квант”, № 12, 1980. – С. 32–34.
10. Канин, Е. С. и др. Упражнения по началам математического анализа в 9–10 классах: кн. для учителя / Е. С. Канин, Е. М. Канина, М. Д. Чернявский. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.
11. Коробова, Л. Математические загадки детективного сюжета: интегрированный урок математики и литературы. “Математика” //Прил. к газете “Первое сентября”, № 19, 1998.
12. Крамор, В. С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа. – М.: Просвещение, 1990. – 416 с.: ил. ISBN 5-09-001292-4.
13. Крамор, В. С. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии. – М.: Просвещение, 1992. – 320 с.: ил. – ISBN 5-09-003862-7.
14. Кудрявцев, С. В. и др. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса: Пособие для учителя / С. В. Кудрявцев, Ю. Н. Макарычев, Е. М. Сорокина. 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.
15. Макарычев, Ю. Н., Миндюк, Н. Г. Алгебра: Доп. главы к шк. учеб. 9 кл.: Учеб. пособие для учащихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики / Под ред. Г. В. Дорофеева. – М.: Просвещение, 1997. – 224 с.: ил. ISBN 5-09-00700-х.
16. Факультативный курс по математике: Учеб. пособие для 7–9 кл. сред. шк. / Сост. И. Л. Никольская. – М.: Просвещение, 1991. – 383 с.: ил. – ISBN 5-09-001287-3.
17. Фелкон Тэвис, Джуди Хиндлей, Рут Томисон, Хизер Эмери. Краткий курс юного шпиона / Авт. лит. обработки Анна Данковцева. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
18. Энциклопедический словарь юного математика. / Сост. А. П. Савин. – М.: Педагогика, 1985. – 352 с.: ил.
Примерные темы
для самостоятельной и исследовательской работы
Функция и ее значение для изучения смежных наук.
Графический способ решения уравнений с параметром.
Модули и графики
Применение функций в природе и технике.
Методы построения графиков линейной функции с модулем.
Портфель достижений
Портфель достижений представляет собой собрание различных практических, творческих и проектных работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его деятельности в процессе изучения данного курса.
Портфель достижений предполагает качественную оценку полноты материалов, изученных учащимся самостоятельно и динамику знаний, умений и навыков по темам.
На итоговом занятии каждый учащийся представляет свой портфель достижений, показывая в сравнении знания и умения по теме в начале и в конце изучения курса. Это дает возможность научиться самооценке, что повышает мотивацию и степень осознанности в выборе дальнейшего образования, по какому- нибудь профилю.
Рецензия
на программу элективного курса «Функции и их возможности»
для предпрофильных 9-х классов, составленную учителем математики
МОУ СОШ №3 г. Кызыла Черепановой Марии Андреевны.
Содержание данного курса очень актуально на современном этапе обучения математике. Задания по теме «Функции и графики» содержатся в КИМах на государственной итоговой аттестации как за курс основной школы, так и за курс средней школы на ЕГЭ.
Функциональная линия является одной из основных в изучении математики в общеобразовательной школе. Знания и умения применять функциональные представления для решения задач практического содержания очень важны.
В основной школе закладываются основные начальные знания поданной теме. На уроках алгебры недостаточно времени для более глубокого изучения, поэтому элективный курс поможет ликвидировать этот пробел.
Программа построена с соблюдением всех требований. Соблюдены логичность, научность, изучение от простого к сложному. Объем изучаемого материала достаточный и соответствует цели и задачам курса.
С методической точки зрения автор удачно подобрал технологии реализации программы. Предусмотрена самостоятельная работа учащихся, творческий подход к содержанию материала.
Структура самой программы выдержана в предъявляемых требованиях. Есть пояснительная записка, указаны цель и задачи курса, требования к усвоению знаний, умений и навыков учащихся, тематическое планирование, содержание разделов, список рекомендуемой литературы.
Очень интересным является применение портфеля достижений. Это способствует формированию самооценки и самоконтроля у учащихся.
Содержание курса носит развивающий характер, его изучение предполагает применение активных методов обучения.
Декан физико-математического
Факультета ТывГУ, к ф-м н. Кара-Сал Надежда Маасовна.
Заявка на участие в конкурсе:
Ф.И.О. Черепанова Мария Андреевна
Представляемый материал : программа элективного курса для предпрофильных 9-х классов «Функции и их возможности»
Должность учитель математики
Организация МОУ СОШ №3 г. Кызыла РТ
Домашний адрес, телефон г. Кызыл, ул. Интернациональная, 79, тел. 35941
Служебный адрес, телефон г.Кызыл, ул. Советская, 14, тел. 37133