kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса по алгебре

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начиная с 7 класса, в центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы "Функция" в разных классах, не позволяют показать в сколько-нибудь полном объеме все многообразие задач, требующих для своего решения функционального подхода, научить учащихся глубоко понимать и использовать свойства функции, нет времени изложить историю этого интереснейшего раздела в школьном курсе математики.

Актуальность темы несомненна в связи с новыми требованиями к содержанию образования, компьютеризацией, требующей математической грамотности, логического мышления.Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь, все более внедряется в традиционно дадекие от нне области. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают умение фомулировать, обосновывать и доказывать суждения.

Данный элективный курс ставит следующие задачи:

- предоставить учащмся возможность реализовать свой интерес к предмету;

- уточнить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

- вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития.

Содержание курса включает в себя темы о функциях в базовых образовательных программах. Курс расчитан на 34 часа. Включенный в программу материал имеет познавательный интерес для учащихся и может применяться для разных групп школьников вследствие своей обобщенности и практической направленности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа элективного курса по алгебре»










ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС


«Функции и их возможности»


Автор программы:

Черепанова Мария Андреевна,

учитель математики

МБОУ СОШ №3 г. Кызыла

Республики Тыва





























Пояснительная записка.


Начиная с 7 класса, в центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы “Функция” в разных классах, не позволяют показать в сколько-нибудь полном объеме все многообразие задач, требующих для своего решения функционального подхода, научить учащихся глубоко понимать и использовать свойства функции; нет времени изложить историю возникновения этого интереснейшего раздела в школьном курсе математики.

Актуальность темы несомненна в связи с новыми требованиями к содержанию образования, компьютеризацией общества, требующей математической грамотности, логического мышления. Для жизненной самореализации, возможной продуктивной деятельности, дальнейшего выбора траектории образования требуется достаточно прочная математическая подготовка.

Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь, все более внедряется в традиционно далекие от нее области. Компьютеризация, внедрение современных информационных технологий требуют математической грамотности человека почти на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические задания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование, аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают умение формулировать, обосновывать и доказывать суждения.

Цель: создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций.



Элективный курс ставит следующие задачи:

- предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;

- уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

- создать условия для подготовки к экзаменам по выбору;

– вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития.


Содержание курса включает в себя углубление темы «Функции» в базовых общеобразовательных программ

Курс предназначен для учащихся 9 классов средних общеобразовательных учреждений, реализующих предпрофильную подготовку, и рассчитан на 34 часа аудиторного времени.

Включенный в программу материал имеет познавательный интерес для учащихся и может применяться для разных групп школьников вследствие своей обобщенности и практической направленности. Развертывание учебного материала четко структурировано и соответствует задачам курса.

Формами итоговой аттестации являются представление “Портфеля достижений”, а также дидактическая игра “Звездный час функции”.

“Портфель достижений”, на наш взгляд, должен включать:

– конспекты занятий;

– схему исследования функции;

– самостоятельные исследования свойств функций (не менее четырех);

- применение свойств функций при решении уравнений и неравенств;

- построение графиков различных функций на основе свойств функций;

– тесты (не менее двух);

– анализ собственных успехов (в любой форме);

– описание своего участия в игре, баллы, набранные в ней.

Требования к усвоению курса.

Учащиеся должны знать:

– понятие функции как математической модели, описывающей разнообразие реальных зависимостей;

– определение основных свойств функции;

Учащиеся должны уметь:

– правильно употреблять функциональную терминологию;

– исследовать функцию и строить ее график;

– описывать по графику функции ее свойства;

- применять функциональные представления для решения задач практического содержания..



Содержание курса


Из истории развития функции.

Понятие функции.

Аргумент и значение функции. Область определения и множество значений функции.

Способы задания. График функции.

Свойства функций.

Нули функции. Возрастание и убывание. Промежутки знакопостоянства. Наибольшее и наименьшее значение. Чтение графика.

Элементарные функции.

Линейная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства. Обратная пропорциональность.

Преобразование графиков функций.

Параллельный перенос вдоль осей координат. Сжатие и растяжение. Симметрия.

Образование классов функций.

Разрывные функции. Кусочно-линейные функции. Функции, содержащие модули.

Дробно-линейная функция.

Применение свойств функций.

Задачи на нахождение области определения функций. Задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения. Задачи на составление уравнений прямых и парабол. Задачи геометрического содержания на координатной плоскости с использованием алгебраического метода и с опорой на графические представления. Простейшие задачи с параметром, решаемые графическим методом.

Графический способ решения уравнений, неравенств и их систем.













Тематическое планирование.



пп

Тема занятия

Количество

часов

Технологии реализации

1

Из истории развития функции

Понятие функции. Способы задания функций.

1

Сообщения учащихся,

тестирование

2

Свойства функций

1

практикум

3

График функции. Элементарные функции

1

Практикум

4

Чтение графика

2

Практическая работа

5

Виды преобразования графиков.

2

Лекция, практикум

6

Образование классов функций

1

лекция

7

Разрывные функции

1

практикум

8

Кусочно-линейные функции.

2

Практикум

9

Построение графиков разрывных и кусочно-линейных функций

1

Практическая работа

10

Построение графиков функций, содержащих модули

2

практикум

11

Дробно-линейная функция.

3

Практикум

12

Построение графиков

2

Зачетная работа

13

Задачи на нахождение области определения функций

2

практикум

14

Задачи на нахождение множества значений функции

2

практикум

15

Задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения

2

Лекция, практикум

16

Задачи на составление уравнений прямых и парабол

2

практикум

17

Задачи геометрического содержания на координатной плоскости с использованием алгебраического метода и с опорой на графические представления

3

практикум

18

Графический способ решения уравнений и их систем.

1

Практическая работа

19

Графический способ решения неравенств и их систем.

1

Практическая работа

20

«Звездный час функции»

1

Дидактическая игра

21

Итоговое занятие

1

Презентация портфеля достижений












Литература


1. Баранова, Т., Кочетков, К., Семенов А. Школьный интеллектуальный марафон. Математика // Прил. К газете “Первое сентября”, № 5, 33, 1995., № 35, 1999., № 34, 2004.

2. Виленкин, Н. Я. Функции в природе и технике. Книга для внеклассного чтения IX–X кл. – М.: Просвещение, 1978. – 192 с.: ил.

3. Галицкий, М. Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8–9 классов. Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. курса математики / М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, М. И. Звавич. – М.: Просвещение, 1992. – 271 с.: ил. ISBN 5-09-003875-9.

4. Депман, И. Я., Виленкин, Н. Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5–6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989. – 287 с.: ил. ISBN 5-09-000412-9.

5. Доброва, О. Н. Задания по алгебре и математическому анализу: Пособие для учащихся 9–11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1996. – 352 с.: ил. ISBN 5-09-007091-1.

6. Дорофеев, Г. В., Бунимович, Е. А., Кузнецова, Л. В., Мишаева, С. С., Суворова, С. Б., Мищенко, Т. М., Рослова, Л. О. Курс по выбору для IX класса. “Избранные вопросы математики” // Журнал “Математика в школе”, № 10, 2003. – С. 12–33.

7. Дорофеев, Г. В., Муравин, Г. К., Седова, Е. А. Математика. 11 кл. Подготовка к письменному экзамену за курс средней школы. Решение задач с методическими комментариями. – М.: Дрофа, 2000. – 352 с.: ил. – Библиотека учителя, ISBN 5-7107-3407-1.

8. Единый государственный экзамен 2002: контрольные измерительные материалы: Математика / Л. О. Денищева, Е. М. Бойченко, Ю. А. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2002, – 217 с. – ISBN 5-09-011853-1.

9. Зельманзон, М., Хлобыстова, Л. Самосовмещения квадрата и тайнопись // “Квант”, № 12, 1980. – С. 32–34.

10. Канин, Е. С. и др. Упражнения по началам математического анализа в 9–10 классах: кн. для учителя / Е. С. Канин, Е. М. Канина, М. Д. Чернявский. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.

11. Коробова, Л. Математические загадки детективного сюжета: интегрированный урок математики и литературы. “Математика”  //Прил. к газете “Первое сентября”, № 19, 1998.

12. Крамор, В. С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа. – М.: Просвещение, 1990. – 416 с.: ил. ISBN 5-09-001292-4.

13. Крамор, В. С. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии. – М.: Просвещение, 1992. – 320 с.: ил. – ISBN 5-09-003862-7.

14. Кудрявцев, С. В. и др. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса: Пособие для учителя / С. В. Кудрявцев, Ю. Н. Макарычев, Е. М. Сорокина. 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.

15. Макарычев, Ю. Н., Миндюк, Н. Г. Алгебра: Доп. главы к шк. учеб. 9 кл.: Учеб. пособие для учащихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики / Под ред. Г. В. Дорофеева. – М.: Просвещение, 1997. – 224 с.: ил. ISBN 5-09-00700-х.

16. Факультативный курс по математике: Учеб. пособие для 7–9 кл. сред. шк. / Сост. И. Л. Никольская. – М.: Просвещение, 1991. – 383 с.: ил. – ISBN 5-09-001287-3.

17. Фелкон Тэвис, Джуди Хиндлей, Рут Томисон, Хизер Эмери. Краткий курс юного шпиона / Авт. лит. обработки Анна Данковцева. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.

18. Энциклопедический словарь юного математика. / Сост. А. П. Савин. – М.: Педагогика, 1985. – 352 с.: ил.



Примерные темы

для самостоятельной и исследовательской работы




  1. Функция и ее значение для изучения смежных наук.

  2. Графический способ решения уравнений с параметром.

  3. Модули и графики

  4. Применение функций в природе и технике.

  5. Методы построения графиков линейной функции с модулем.




Портфель достижений


Портфель достижений представляет собой собрание различных практических, творческих и проектных работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его деятельности в процессе изучения данного курса.

Портфель достижений предполагает качественную оценку полноты материалов, изученных учащимся самостоятельно и динамику знаний, умений и навыков по темам.

На итоговом занятии каждый учащийся представляет свой портфель достижений, показывая в сравнении знания и умения по теме в начале и в конце изучения курса. Это дает возможность научиться самооценке, что повышает мотивацию и степень осознанности в выборе дальнейшего образования, по какому- нибудь профилю.















Рецензия

на программу элективного курса «Функции и их возможности»

для предпрофильных 9-х классов, составленную учителем математики

МОУ СОШ №3 г. Кызыла Черепановой Марии Андреевны.


Содержание данного курса очень актуально на современном этапе обучения математике. Задания по теме «Функции и графики» содержатся в КИМах на государственной итоговой аттестации как за курс основной школы, так и за курс средней школы на ЕГЭ.

Функциональная линия является одной из основных в изучении математики в общеобразовательной школе. Знания и умения применять функциональные представления для решения задач практического содержания очень важны.

В основной школе закладываются основные начальные знания поданной теме. На уроках алгебры недостаточно времени для более глубокого изучения, поэтому элективный курс поможет ликвидировать этот пробел.

Программа построена с соблюдением всех требований. Соблюдены логичность, научность, изучение от простого к сложному. Объем изучаемого материала достаточный и соответствует цели и задачам курса.

С методической точки зрения автор удачно подобрал технологии реализации программы. Предусмотрена самостоятельная работа учащихся, творческий подход к содержанию материала.

Структура самой программы выдержана в предъявляемых требованиях. Есть пояснительная записка, указаны цель и задачи курса, требования к усвоению знаний, умений и навыков учащихся, тематическое планирование, содержание разделов, список рекомендуемой литературы.

Очень интересным является применение портфеля достижений. Это способствует формированию самооценки и самоконтроля у учащихся.

Содержание курса носит развивающий характер, его изучение предполагает применение активных методов обучения.


Декан физико-математического

Факультета ТывГУ, к ф-м н. Кара-Сал Надежда Маасовна.



Заявка на участие в конкурсе:

Ф.И.О. Черепанова Мария Андреевна

Представляемый материал : программа элективного курса для предпрофильных 9-х классов «Функции и их возможности»

Должность учитель математики

Организация МОУ СОШ №3 г. Кызыла РТ

Домашний адрес, телефон г. Кызыл, ул. Интернациональная, 79, тел. 35941

Служебный адрес, телефон г.Кызыл, ул. Советская, 14, тел. 37133


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
программа элективного курса по алгебре

Автор: Черепанова Мария Андреевна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279845

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Программа элективного курса по теме "Построение графиков функции" "
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-tiemie-postroieniie-ghrafikov-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "117096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412698591"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа для 11 класса «Избранные вопросы алгебры» "
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza-dlia-11-klassa-izbrannyie-voprosy-alghiebry"
    ["file_id"] => string(6) "225929"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439982807"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Программа элективного курса по математике по теме "Проценты" для учащихся 9 класса. "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-matiematikie-po-tiemie-protsienty-dlia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "173386"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423988981"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Программа элективного курса по алгебре для 8 класса "Алгебра учит рассуждать""
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma_eliektivnogho_kursa_po_alghiebrie_dlia_8_klassa_alghiebra_uchit_rassu"
    ["file_id"] => string(6) "358779"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1479125815"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Программа элективного курса по математике "Технология работы с контрольно-измерительными материалами" "
    ["seo_title"] => string(111) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-matiematikie-tiekhnologhiia-raboty-s-kontrol-no-izmieritiel-nymi-matierialami"
    ["file_id"] => string(6) "217053"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433228842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства