Государственное казенное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат №6»
Семинар - тренинг
«Методика постановки
проблемной задачи на уроке»
Подготовила и провела:
учитель математики высшей квалификационной категории
Батраченко Л.В.
Клуб «Педагогическая гостиная» 2019-2020 у.г.
Семинар – практикум для педагогов
«Технология проблемного обучения»
Цель: рассмотреть методы и формы применения в образовательной деятельности педагога одну из современных технологий обучения в соответствии с ФГОС технологию проблемного обучения. Обозначить плюсы и минусы этой технологии в решении практической задачи.
Форма проведения: работа в группах.
Оборудование: презентация, информационные карты для решения задачи,
методические рекомендации.
Технология проблемного обучения — совокупность приемов и методов, которые обеспечивают формирование самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитие творческого мышления посредством преодоления умственного затруднения, вызванного дефицитом знаний.
Целью такого метода является овладение общими принципами самостоятельного обучения. Специфика технологии заключается в том, что педагог только определяет задачу, а затем предоставляет дошкольникам возможность на основе ранее усвоенных знаний и приобретенных навыков находить способы решения.
Для вовлечения школьников в познавательную деятельность проблемная ситуация должна соответствовать доступному уровню сложности и быть реализована в увлекательной форме.
Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение урока работает на мотивацию к обучению.
Методы проблемного обучения — это?
Методы проблемного обучения использовались еще в школе Сократа. Для обучения детей этот метод был предложен американским ученым и педагогом Джоном Дьюи в 1894 г. Четкую формулировку концепция приобрела благодаря трудам советского ученого С. Рубинштейна, который и предложил способ развития сознания детей через постановку познавательных проблем.
Особенности проблемного обучения в школах и педагогике вообще
Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:
- Формирование у учеников необходимого объема ЗУН.
- Развитие творческого мышления.
- Развитие навыков самостоятельной работы.
- Развитие способности к самообучению.
- Формирование исследовательской активности.
Из недостатков методики можно выделить следующие:
- стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;
- требуется больше времени для усвоения нового материала (по сравнению с другими методами обучения);
- уроки по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения;
- метод проблемного обучения действует только тогда, когда у детей уже есть база знаний.
Несмотря на перечисленные недостатки, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.
Когда возможно использование метода проблемного обучения?
Итак, суть метода проблемного обучения заключается в искусстве создавать проблемные ситуации и находить способы их решения.
Самое сложное в этом методе — создать правильную проблемную ситуацию.
- Во-первых, проблема, предлагаемая учащимся, должна быть доступной для детей этого возраста.
- Во-вторых, проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний.
- В-третьих, ситуация должна содержать в себе противоречие.
- В-четвертых, ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.
Способы создания проблемной ситуации на уроке
В зависимости от чувства, которые испытывают ученики при знакомстве с проблемной ситуацией, в методике принято выделять два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением. Рассмотрим приемы подробнее.
С удивлением
1. Учитель одновременно предлагает противоречивые факты, теории по теме.
2. Ученикам предлагается вопрос или задание, при решении которого выявляются противоречивые мнения детей.
Пример: На уроке биологии предлагается вопрос: Почему комнатные растения цветут и зимой, когда в живой природе происходят изменения и все живое засыпает?
3. Предложить задание или пример, содержащий ошибку, недостаточную информацию, переизбыток данных, противоречивые данные.
Например, на уроке математики в начальной школе при знакомстве с задачами предложить такую задачу: Ваня съел 5 яблок, а Маша съела больше яблок. Сколько яблок съела Маша?
4. Предложить рассмотреть явление, ситуацию с разных точек зрения (например, с позиции юриста, педагога, ученого, бизнесмена, эколога и т.д.).
С затруднением
1. Дается задание, отличающееся от тех, которые уже известны ученикам.
Например, на уроке математики вы изучали сумму углов треугольника. Предложите теперь задачу, которую невозможно решить, не зная правила.
2. Предлагается практическая ситуация (из жизни), для решения которых у детей нет достаточных знаний.
Например, на уроке географии учитель задает вопрос: "Известно, что большинство рек впадают в моря и океаны. Почему же тогда океаны не переполняются и не затапливают сушу?".
Построение урока по методу проблемного обучения
Практическая задача для педагогов. Работа в группах.
Условие. В рамках Государственной Программы развития агропромышленного комплекса фермерскому хозяйству было предложено выращивать морковь. Для посадки было предложено пять сортов моркови: «Витаминная», «Нантская», «Лагуна», «Рогнеда», «Витаминная 6». Какой сорт моркови вы посоветуете взять фермеру для выращивания?
Каждая группа получает карту с характеристиками сортов. (Приложение 1)
Результаты работы каждая группа озвучивает с комментариями выбора.
Рассмотрим решение задачи по следующим пунктам:
1. Постановка проблемной ситуации, вопроса.
2. Осознание проблемной ситуации и ее формулировка. Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Но! Учитель не должен сам указывать на противоречие. Важно, чтобы дети сами осознали истоки проблемы.
3. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному (в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса).
Варианты:
Собирание гипотез (приемы «Дерево предсказаний», «Корзина идей» мы рассматривали раньше).
Создание дискуссии (по группам).
Организация поисковой деятельности (в учебниках, в справочниках, в интернете).
Поиск решения на основе наблюдений.
4. "Ага-реакция" — выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.
5. Применение нового знания и рефлексия. По сути — это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.
6. Проверка, контроль знаний.
Рассмотрим готовый пример решения подобной задачи.
«Семейный совет». Семья Ивановых переезжает в новый дом. На семейном совете было решено оборудовать кухню (S=30 кв м) новым холодильником.
Его подбор был поручен Степану, ученику 8 класса. Каждый член семьи Мама хотела приобрести вместительный холодильник, который сохраняет продукты свежими длительное время после отключения электроэнергии.
Бабушка просила чтобы холодильник несильно шумел и вмещал «много всего». Папа мечтал не слишком сильно потратиться. Сестра Алёна требовала, чтобы прибор был красивым и вписывался в кухню светлых пастельных тонов. А самого Степана – борца за экологию, интересовали современные и экологичные приборы.
Результаты поиска будут обсуждаться на следующем семейном совете.
| Beko CMV | Bosch Serie | LG-M409SARL | Indesit-MD14 |
Габариты, (см) | 201х54х60 | 185х60х65 | 190,7х59,5х64,5 | 145х60х67 |
Обьем, (л) | 350 | 287 | 312 | 245 |
Холод/морозил,(л) | 227/78 | 221/66 | 225/87 | 194/51 |
Уровень шума (дб) | 40 | 42 | 41 | 39 |
Класс энергосбер. | А | А | А+ | В+ |
Энергопотреб. в год, (кВ/ч) | 348 | 352 | 286 | 401 |
Хранение при отключе-нии электропитания, (ч) | 18 | 15 | ИНФОРМАЦИЯ ОТСУТСТВУЕТ | ИНФОРМАЦИЯ ОТСУТСТВУЕТ |
Цвет | БЕЛЫЙ | СЕРЕБРИСТЫЙ | СТАЛЬНОЙ | БЕЛЫЙ |
Стоимость, (руб) | 22990 | 27990 | 34990 | 13990 |
Страна производитель | РОССИЯ | РОССИЯ | РОССИЯ | РОССИЯ |
| Beko | Bosch | LG | Indesit |
Мама | + | | + | |
Папа | | | | + |
Бабушка | | | + | + |
Алёна | + | | | + |
Степан | | | ++ | |
По результатам голосования, семья Ивановых купила холодильник LG.
Правила организации урока с использованием проблемности.
I. Проблемная постановка урока.
1. Новая тема урока формируется в виде проблемы.
2. Проблема урока вводится одновременно с актуализацией знаний, созданием ситуации, в которой проявляется недостаточность имеющихся знаний для объяснения факта, является и т.п. (ситуаций перспективной задачи).
II. Актуализация необходимых знаний.
1. Актуализация знаний базируется в основном на качественных проблемных вопросах, которые должны быть короткими и быстро решаемыми. Это стимулирует учащихся, и они с интересом берутся за дело. Большой объем задач отталкивает их от процесса решения.
2. Вопросы для актуализации строятся на основе материала темы, которая изучается.
3. Количество вопросов не должно быть чрезмерным, т.к. устав, они теряют интерес к теме урока.
4. Сложные вопросы разделяются на более лёгкие, на отдельные мыслительные ступеньки.
5. Групповое осуждение учащимися отдельных вопросов не следует запрещать. Наоборот, необходимо поддерживать коллективное решение той или иной задачи. Такая работа способствует включению всех ребят в активную деятельность.
6. Актуализация знаний не должна напоминать опрос учеников для оценки. Это сковывает активность учащихся, и они теряют интерес к выполнению задания.
III. Усвоение нового материала
1. Учитель должен чётко представлять, что и как будет изучаться не уроке, какие черты творческой деятельности будут формулироваться и совершенствоваться, как будет осуществляться развитие интеллектуальных способностей детей,
2. В процессе усвоения знаний и способов действия необходимо обеспечить максимальную самостоятельность ученику.
3. Чтобы обеспечить дифференцированный подход к обучению, необходимо заблаговременно подготовить индивидуальные задания, учитывая возможности, способности и подготовленность учащихся.
4. Оказывать помощь времени проблемной задачи следует преимущественно индивидуально.
5. В новом здании должны проявляться некоторые элементы актуализированных знаний, которые с первых шагов создают мыслительные опоры для размышления. У учащихся создаётся впечатление, что задание им по силам, что привлекает их к активной работе.
IV. Практическая работа учеников
1. Участок работы выбирается соответственно требованиям учебной программы. Он должен быть по силам учащихся с точки зрения их физической и интеллектуальной подготовки.
2. Процесс изготовления каждого изделия должен включать новые способы действия.
3. Чтобы учащиеся усвоили операции изготовления изделия, необходимо определить содержание и форму инструктажа.
4. Обеспечить сознательное выполнение каждой из операций изготовления изделия.
V. Заключительная часть урока
1. Проблемные задания на этом этапе должны носить обобщающий характер, направлять деятельность учащихся на формулирование выводов по вопросам темы урока, способствовать развитию вариативности и переноса знаний и умений.
2. Проверять результаты практической работы можно вместе с учащимися. Во время обсуждения общих недочётов в изготовленных изделиях, следует использовать проблемные задания. Во время таких обсуждений возникают вопросы.
3. В конце урока преподаватель должен подвести итог: указать, достигнута ли цель урока, отметить наиболее активных учащихся и обратить внимание на недочёты в работе тех, кто был пассивен.
По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения:
1. решение научных проблем (научное творчество) - теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства;
в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем;
2. решение практических проблем (практическое творчество) - поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение;
в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических учебных проблем;
3. создание художественных решений (художественное творчество) - художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.
Особенности методики
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.
Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую.
Первая представляет особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.
Создание психологической проблемной ситуации - сугубо индивидуальное явление: это "вопросное состояние", поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.