Применение активных методов обучения на уроках математики как средство реализации ФГОС ООО
Применение активных методов обучения на уроках математики как средство реализации ФГОС ООО
В статье дано обобщение опыта работы учителя математики по переходу к реализации ФГОС на основной ступени образования, улучшению качества образовательного процесса на уроках математики за счет использования активных методов обучения (АМО).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение активных методов обучения на уроках математики как средство реализации ФГОС ООО»
Пермякова С.Н.
учитель математики
МАОУК ОУ «Гимназия «Арт-Этюд»
Применение активных методов обучения на уроке математики как средство реализации ФГОС ООО
В статье дано обобщение опыта работы учителя математики по переходу к реализации ФГОС на основной ступени образования, улучшению качества образовательного процесса на уроках математики за счет использования активных методов обучения (АМО).
Задача современной школы состоит в подготовке выпускника, обладающего не только современными знаниями и умениями, но и качествами, которые обеспечиваютчеловекауверенностью в жизни: позволяют быстро приспосабливаться к новым условиям, находить эффективные способы решения сложных задач, демонстрировать творческий подход и креативность, умениесоздавать эффективные коммуникативные связи с разными людьми.
Следовательно, по словам педагога-новатора Ш.А. Амонашвилли, «педагогическое задание состоит в создании такого образовательного пространства, где было бы реализовано стремление ребенка к взрослению, к свободе, к развитию», где созданы все условия для предъявления им самостоятельности в достижении цели. Не случайно школа в личностно-ориентированной педагогике – это целый этап жизненного пути, на котором ребенок проходит институт нравственного становления личности.Среда, в которой ребенок мог бы реализовать все свои стремления, предусмотрена основными положениями ФГОС ООО.
Для создания такой среды необходима система методов, позволяющих обучающемуся представить в процессе освоения учебного материала свою активную и деятельностную позицию. Сами методы должны иметь практическую направленность, носить игровой и творческий характер обучения, быть интерактивными. Посредством данных методов должны быть реализованы разнообразные коммуникации со сверстниками и взрослыми. Они должны предусматривать групповые и индивидуальные формы организации учебной работы школьников, когнитивное восприятие изучаемого материала, обеспечивать стремление ребенка в движении и рефлексии.
В МАОУК ОУ«Гимназия «Арт-Этюд» проводится ряд семинаров и мастер-классов, посвященных разработке и внедрению в образовательный процесс методов обучения, развивающих универсальные учебные действия обучающихся. На одном из таких семинаров нами был представлен опыт применения активных методов обучения на уроках математики.
Активные методы обучения используются внутри образовального мероприятия. Использование определенных методов на разных этапах урока позволяет эффективно решать те или иные педагогические задачи. Работая в команде, совместнос одноклассниками проектируя действия и исследуя новый материал, отстаивая свою позицию и внимательно относясь к чужому мнению, принимая ответственность за собственное и командное решение, школьник получает возможность развить у себя такие качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры, которые отвечают современным потребностям общества.
В следующей таблице представлены варианты применения на уроках активных методов обучения, способствующих развитию универсальных учебных действий учащихся.
Таблица 1 Методы обучения, развивающие универсальные учебные действияобучающихся
Позициии умения (ФГОС ООО)
Активные методы обучения
Личностные УУД
-ответственно относиться к учению (саморазвитие и самообразование на основе мотивации);
- осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
- освоить социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах;
- обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми
Групповая работа («Дерево ожиданий»)
Разработка и реализация групповых проектов («Картинная галерея»).
Процедуры активного слушания.
Беседа с гостем («Групповой обмен впечатлениями»).
Публичные выступления.
Метапредметные УУД
- определять цели, ставить и формулировать задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;
- планировать пути достижения целей;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать действия;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Планирование учебного процесса («Список покупок»)
Выбор учебных средств («Лицензия на приобретение знаний»).
Рефлексивные обсуждения процесса учения.(«Импровизированные цели»)
Оценивание и самооценивание («Выбор критериев оценивания»).
Разбор проблемных ситуаций («Мозговой штурм»).
Прогнозирование последствий принимаемых и принятых решений («Экспертиза»).
Подготовка обобщений и выводов («Инфо-угадайка»).
Определение причин возникновения проблем («Кластер»).
Оценка решения по заданным критериям («Групповой обмен впечатлениями»).
Рассмотримпример применения метода «Дерево желаний», который позволяет провести выяснение ожиданий и опасений, постановку целей обучения. Его можно эффективно использовать для организации самостоятельной работы над темой, презентации нового материала, на этапе рефлексии с целью выявления успехов и подведения итогов урока.
Независимо от того, на каком этапе урока применяется данный метод, цель его – получить информацию, позволяющую лучше понять класс и каждого ученика, использоватьданную информацию для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Численность
Время
Подготовка
весь класс
10-20 минут
(в зависимости от этапа)
Два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом: «Яблоня», «Лимонное дерево». Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Проведение. Данный метод можно применять для развития личностных и метапредметныхУУД.Так, для развития действийцелеполаганияучитель предлагает обучающимся четко определить, какими знаниями, умениями они обладают и что им необходимо узнать, чему научиться для решения конкретных задач. То, чем учащиеся владеют, необходимо записать на шаблонах яблок, то, что вызывает трудность – на шаблонах лимонов.
Для развития действий, способствующих взаимодействию с другими людьми, учитель предлагает ребятам попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий – опасений может быть несколько. К их числу относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Так же данный метод можно использовать для формирования и развития самооценки своей деятельности, например, на этапе изучения нового материала. На яблоках ученик может указать вопросы, с которыми он самостоятельно справился, на лимонах – вопросы, требующие консультации педагога.
После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий, опасений, новых знаний. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных предложений. В завершении метода учитель (или сами учащиеся) подводит итоги.
Разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе, что обеспечивает эффективность процесса и высокие результаты обучения. Как показали исследования современных ученых, с увеличением непосредственной активности человека в совместной или индивидуальной деятельности растет процент запоминаемой информации. Так, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. Когда обучающийся участвует в самостоятельной постановке проблем и целей обучения, разработке планов деятельности, в выработке и принятии решения, в формулировании выводов, в прогнозировании результатов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Таким образом, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает не только увеличение объема запоминаемой информации, но и развитие у обучающихся УУД
Использование АМО в образовательном процессе даетне только простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, но и повышает эффективность и качество его профессиональной деятельности.
Таким образом, созданные условия обеспечивают и равноправное общение между субъектами образовательной деятельности, и сотрудничество, и веру в возможности ребенка. Образовательный процесс при этом основывается на идеях о целостности природы ребенка и его стремлении "к развитию, взрослению, свободе". Ребенок выступает как истинный субъект учебной деятельности, способный и стремящийся к самообразованию, самостоятельному выбору уровня сложности овладения материалом, рефлексивной деятельности.