kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение при обучении математики методов научного исследования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научные методы исследования в математике являются одновременно и методами учебной работы учащихся, так как в процессе обучения учащиеся открывают для себя математические истины.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение при обучении математики методов научного исследования»

Применение при обучении математики

методов научного исследования


План.

  1. Анализ и синтез как методы исследования и методы обучения.

  2. Индукция и дедукция как виды умозаключения и формы обучения.


Анализ и синтез являются и методами исследования, и методами обучения. Они используются при решении задач, при доказательстве теорем, при формировании математических понятий.

Анализ – метод исследования (логический прием), состоящий в том, что изучаемый объект мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из этих элементов рассматривается отдельно как часть расчлененного целого.

Синтез – логический прием, с помощью которого отдельные элементы соединяются в целое.

В математике чаще всего под анализом понимают прием мышления, при котором мы от следствия переходим к причине, породившей это следствие.

Под синтезом понимаем прием мышления, при котором мы от причины переходим к следствию.

При решении задач анализ может высткпать в двух формах:

  1. когда мы двигаемся от искомых данных к данным известным (идут от неизвестного),

  2. анализ в форме расчленения, т.е. когда целое расчленяется на части.

Анализ в форме рассуждений от искомых к данным подразделяется нна следующие виды:

- восходящий анализ: исходным моментом решения задачи является её заключение, преобразование которого происходит путем отыскания достаточных признаков его справедливости.

Сущность метода восходящего анализа определяет следующее рассуждение: «Для того, чтобы А было верно, достаточно чтобы верно было В».

- нисходящий анализ имеет две разновидности:

1) несовершенный анализ – при решении задачи несовершенным аннализом за исходное берется заключение задачи.

2) метод доказательства от противного:

а) предположим противоположное от того, что требуется доказать …

б) из предположенного следует, что …

с) получение противоречия с условием задачи

д) значит, наше предположение не верно и т. д.

-алгебраический метод – это такая форма анализа, при котором связи между искомыми и данными устанавливаются с помощью составления уравнения или системы уравнений (реже неравенств).

Основной вопрос при анализе – « Что нужно знать, чтобы найти?»

Анализ в форме расчленения:

  1. Разбиваем условие задачи на отдельные части,

  2. Выделяем отдельные условия, остальные пока не используем,

  3. Из выделенных условий составляем более легкую вспомогательную задачу и решаем ее,

  4. Обнаружив идею решения вспомогательной задачи, переходим к решению первоначально-поставленной задачи.

Анализ в форме расчленения чаще всего используется при решении задач на построение.

Синтез: суть синтетического решения состоит в том, что первые вспомогательные суждения являются логическим выводом из условия задачи. Далее вспомогательные суждения получаются как следствия из первых и т.д.

Основной вопрос при синтетических рассуждениях: «Что можно найти, зная…?»

Этот метод чаще всего применяется при решении несложных задач. К явным недостаткам синтеза относятся:

  1. отсутствие рассуждений на основании которых определяется план решения задачи ;

  2. отсутствие аргументации почему поступаем так, а не иначе;

  3. трудность выбора нужных исходных данных и тех следствий из них, которые ведут к цели.

Пример: Погорелов А. В. §4, п. 37

Докажите, что биссектриса внешнего угла при вершине равнобедренного треугольника параллельна основанию.

В

О

К

  1. Анализ

  1. Что надо знать, чтобы доказать, что ВО || АС?

  2. Какие фигуры можно рассмотреть для доказательства равенства углов?



- ∆ ВМС и ∆ ВОС. ВС – общая сторона. Угол МВС= углу ВСО (как внутренние накрест лежащие углы при || прямых и секущей (ВМ || ОС)). Предположим , что угол А = углу С= α,тогда по свойству внешнего угла имеем угол А + угол С= угол КВС.

С

М

А

А

2α = угол КВС = 2*угол ОВС (т. к. ВО – биссектриса)

Α = угол ОВС следовательно ∆ ВМС =∆ ВОС

  1. Т. к. треугольники равны, что можно сказать о соответствующих элементах?

- угол ВМС = углу ВОС

4. Т. к. угол ВМС = углу ВОС то, что можно сказать о ВО и АС?

- ВО = АС.






II. Синтез

1.Что можно найти зная, что ВО – биссектриса угла КВС?

- угол ОВС = углу КВО = ½ КВС (по условию).

2. Что можно сказать еще о внешнем угле КВС?

- угол КВС = угол А + угол С (по условию), угол КВС = 2*угол С = 2*угол α.

3. Из 1 и 2 следует угол ОВС – углу КВО = ½*2 α = α.

4. Какой вывод можно сделать из того, что угол ОВС = углу АСВ – они накрест лежащие при ВС. Следовательно, ВО || АС.

Вывод. Признак параллельности прямых: если внутренние накрест лежащие углы равны или сумма внутренних односторонних углов = 180 градусов, то прямые параллельны.


Индукция – умозаключение, при котором из двух или нескольких единичных суждений получают одно новое общее суждение (от частного к общему).

Дедукция – одна из форм умозаключений, при которой из одного общего суждения и одного частного суждения получают новое менее общее суждение (от общего к частному).

Процесс получения новых знаний состоит в переходе от одних суждений к другим суждениям на основе умозаключений. При этом умозаключения могут быть как индуктивными, так и дедуктивными. Чаще всего умозаключение представляет собой силлогизм.

Пример индукции:

Единичное суждение – окружность пересекается с прямой не более, чем в двух точках.

Единичное суждение – элипс может пересекаться с прямой не более, чем в двух точках.

Частное суждение – окружность и элипс – виды конических сечений.

Общее суждение – все конические сечения могут пересекаться с прямой не более, чем в двух точках.

Пример дедукции:

Общее суждение – в равнобедренном треугольнике углы при основании равны.

Частное суждение –в треугольнике АВС, АВ = ВС.

Новое общее суждение – угол А = углу С

Индукция – метод исследования, при котором для изучения некоторого явления изучают отдельные объекты, устанавливают в них некоторые свойства, от которых зависит изучение всего объекта.

Пример: объект – арифметическая прогрессия:

а1, а2, …….. аn

а2 = а1 + d

а3 = а2 + d = а1 + 2d

аn = а1 + (n-1)d – доказывается методом математической индукции. Этот пример можно отнести и к индукции – как форме обучения (форма изложения материала).

Индукция начинается с наблюдения опыта сравнения.

Пример. Теорема о сумме углов треугольника.

  1. Начертить треугольник, измерить углы, найти сумму углов, сравнить результаты, полученные учениками, выдвинуть гипотезу, сформулировать теорему.

  2. Другой способ (он лучше, т. к. позволяет открыть и способ доказательства теоремы). Пусть у треугольника разноцветные углы. Отрежем эти углы. На прямой от точки отложим эти углы. Угол А + угол В + угол С = 180 градусов.

Индукция может быть полной и неполной. Неполная индукция – умозаключение, основанное на рассмотрении одного или нескольких частных или единичных суждений (эти умозаключения могут быть ложными).

Полная индукция – умозаключения, основанные на рассмотрении всех частных или единичных суждений. Выводы эти всегда истинны.

Пример: коммутативность сложения на множестве N.

2+3=5, 3+2=5 следовательно, 2+3=3+2

Это полная индукция. Выводы истинны

1+7=8, 7+1=8 следовательно7+1=1+7


Пример: y(x) = x2+ x +41, х принадлежит N – формула простого числа

у(1) = 1+1+41=43 – простое число

у (2) = 4+2+41=47 – простое число

у(41) = 412+41+41=41*(41+1+1)=41*(41+2) – составное число - «ложь». Это неполная индукция.

Дедукция как метод исследования.

Для получения какого-нибудь нового знания о некотором объекте рассматривают ближайший к данному объекту класс объектов (родовое понятие); изучают свойства родового понятия и все эти свойства переносятся на изучаемый объект.

Пример: рассмотрим квадрат.

Исследуя свойства прямоугольника, ромба, переносим эти свойства на квадрат.

Дедукция – особая форма изложения материала: когда от общих правил и положений переходим к менее общим правилам и положениям.

Пример: учебник Погорелова А. В. 7-11 класс. Геометрия.

Тема «Подобие»

  1. Вводится понятие преобразования подобия,

  2. Подобие фигур,

  3. Подобие треугольников.

Литература:

  1. Данилов М. А., Скаткин М. Н.«Дидактика средней школы» . М.: Просвещение 1982г (4)

  2. Колягин Ю. М. и др. «МПМ в средней школе. Общая методика». М.: Просвещение 1980г

  3. Столяр А. А. «Педагогика математики» М.: Просвещение 1986г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение при обучении математики методов научного исследования

Автор: Терешенко Валентина Васильевна

Дата: 14.01.2019

Номер свидетельства: 495251

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "МЕТОДЫ  АКТИВИЗАЦИИ  МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  СТАРШИХ КЛАССОВ  НА  УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
    ["seo_title"] => string(106) "mietody-aktivizatsii-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-starshikh-klassov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "252117"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447334683"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "доклад  "Формирование учебно – познавательной компетенции на уроках математики"."
    ["seo_title"] => string(75) "dokladformirovaniieuchiebnopoznavatielnoikompietientsiinaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "282368"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453695631"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "планирование по математике 3 класс Л. Г. Петерсон "
    ["seo_title"] => string(52) "planirovaniie-po-matiematikie-3-klass-l-g-pietierson"
    ["file_id"] => string(6) "154254"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421140999"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Информационная карта инновационного педагогического опыта "
    ["seo_title"] => string(67) "informatsionnaia-karta-innovatsionnogho-piedaghoghichieskogho-opyta"
    ["file_id"] => string(6) "175714"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424293732"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Применение инновационных педагогических технологий на уроках географии . "
    ["seo_title"] => string(88) "primienieniie-innovatsionnykh-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "149197"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420006429"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства