Применение при обучении математики методов научного исследования
Применение при обучении математики методов научного исследования
Научные методы исследования в математике являются одновременно и методами учебной работы учащихся, так как в процессе обучения учащиеся открывают для себя математические истины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение при обучении математики методов научного исследования»
Применение при обучении математики
методов научного исследования
План.
Анализ и синтез как методы исследования и методы обучения.
Индукция и дедукция как виды умозаключения и формы обучения.
Анализ и синтез являются и методами исследования, и методами обучения. Они используются при решении задач, при доказательстве теорем, при формировании математических понятий.
Анализ – метод исследования (логический прием), состоящий в том, что изучаемый объект мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из этих элементов рассматривается отдельно как часть расчлененного целого.
Синтез – логический прием, с помощью которого отдельные элементы соединяются в целое.
В математике чаще всего под анализом понимают прием мышления, при котором мы от следствия переходим к причине, породившей это следствие.
Под синтезом понимаем прием мышления, при котором мы от причины переходим к следствию.
При решении задач анализ может высткпать в двух формах:
когда мы двигаемся от искомых данных к данным известным (идут от неизвестного),
анализ в форме расчленения, т.е. когда целое расчленяется на части.
Анализ в форме рассуждений от искомых к данным подразделяется нна следующие виды:
- восходящий анализ: исходным моментом решения задачи является её заключение, преобразование которого происходит путем отыскания достаточных признаков его справедливости.
Сущность метода восходящего анализа определяет следующее рассуждение: «Для того, чтобы А было верно, достаточно чтобы верно было В».
- нисходящий анализ имеет две разновидности:
1) несовершенный анализ – при решении задачи несовершенным аннализом за исходное берется заключение задачи.
2) метод доказательства от противного:
а) предположим противоположное от того, что требуется доказать …
б) из предположенного следует, что …
с) получение противоречия с условием задачи
д) значит, наше предположение не верно и т. д.
-алгебраический метод – это такая форма анализа, при котором связи между искомыми и данными устанавливаются с помощью составления уравнения или системы уравнений (реже неравенств).
Основной вопрос при анализе – « Что нужно знать, чтобы найти?»
Анализ в форме расчленения:
Разбиваем условие задачи на отдельные части,
Выделяем отдельные условия, остальные пока не используем,
Из выделенных условий составляем более легкую вспомогательную задачу и решаем ее,
Обнаружив идею решения вспомогательной задачи, переходим к решению первоначально-поставленной задачи.
Анализ в форме расчленения чаще всего используется при решении задач на построение.
Синтез: суть синтетического решения состоит в том, что первые вспомогательные суждения являются логическим выводом из условия задачи. Далее вспомогательные суждения получаются как следствия из первых и т.д.
Основной вопрос при синтетических рассуждениях: «Что можно найти, зная…?»
Этот метод чаще всего применяется при решении несложных задач. К явным недостаткам синтеза относятся:
отсутствие рассуждений на основании которых определяется план решения задачи ;
отсутствие аргументации почему поступаем так, а не иначе;
трудность выбора нужных исходных данных и тех следствий из них, которые ведут к цели.
Пример: Погорелов А. В. §4, п. 37
Докажите, что биссектриса внешнего угла при вершине равнобедренного треугольника параллельна основанию.
В
О
К
Анализ
Что надо знать, чтобы доказать, что ВО || АС?
Какие фигуры можно рассмотреть для доказательства равенства углов?
- ∆ ВМС и ∆ ВОС. ВС – общая сторона. Угол МВС= углу ВСО (как внутренние накрест лежащие углы при || прямых и секущей (ВМ || ОС)). Предположим , что угол А = углу С= α,тогда по свойству внешнего угла имеем угол А + угол С= угол КВС.
С
М
А
А
2α = угол КВС = 2*угол ОВС (т. к. ВО – биссектриса)
Α = угол ОВС следовательно ∆ ВМС =∆ ВОС
Т. к. треугольники равны, что можно сказать о соответствующих элементах?
- угол ВМС = углу ВОС
4. Т. к. угол ВМС = углу ВОС то, что можно сказать о ВО и АС?
- ВО = АС.
II.Синтез
1.Что можно найти зная, что ВО – биссектриса угла КВС?
- угол ОВС = углу КВО = ½ КВС (по условию).
2. Что можно сказать еще о внешнем угле КВС?
- угол КВС = угол А + угол С (по условию), угол КВС = 2*угол С = 2*угол α.
3. Из 1 и 2 следует угол ОВС – углу КВО = ½*2 α = α.
4. Какой вывод можно сделать из того, что угол ОВС = углу АСВ – они накрест лежащие при ВС. Следовательно, ВО || АС.
Вывод. Признак параллельности прямых: если внутренние накрест лежащие углы равны или сумма внутренних односторонних углов = 180 градусов, то прямые параллельны.
Индукция – умозаключение, при котором из двух или нескольких единичных суждений получают одно новое общее суждение (от частного к общему).
Дедукция – одна из форм умозаключений, при которой из одного общего суждения и одного частного суждения получают новое менее общее суждение (от общего к частному).
Процесс получения новых знаний состоит в переходе от одних суждений к другим суждениям на основе умозаключений. При этом умозаключения могут быть как индуктивными, так и дедуктивными. Чаще всего умозаключение представляет собой силлогизм.
Пример индукции:
Единичное суждение – окружность пересекается с прямой не более, чем в двух точках.
Единичное суждение – элипс может пересекаться с прямой не более, чем в двух точках.
Частное суждение – окружность и элипс – виды конических сечений.
Общее суждение – все конические сечения могут пересекаться с прямой не более, чем в двух точках.
Пример дедукции:
Общее суждение – в равнобедренном треугольнике углы при основании равны.
Частное суждение –в треугольнике АВС, АВ = ВС.
Новое общее суждение – угол А = углу С
Индукция – метод исследования, при котором для изучения некоторого явления изучают отдельные объекты, устанавливают в них некоторые свойства, от которых зависит изучение всего объекта.
Пример: объект – арифметическая прогрессия:
а1, а2, …….. аn
а2 = а1 +d
а3 = а2 + d = а1 + 2d
аn = а1 +(n-1)d – доказывается методом математической индукции. Этот пример можно отнести и к индукции – как форме обучения (форма изложения материала).
Индукция начинается с наблюдения опыта сравнения.
Пример. Теорема о сумме углов треугольника.
Начертить треугольник, измерить углы, найти сумму углов, сравнить результаты, полученные учениками, выдвинуть гипотезу, сформулировать теорему.
Другой способ (он лучше, т. к. позволяет открыть и способ доказательства теоремы). Пусть у треугольника разноцветные углы. Отрежем эти углы. На прямой от точки отложим эти углы. Угол А + угол В + угол С = 180 градусов.
Индукция может быть полной и неполной. Неполная индукция – умозаключение, основанное на рассмотрении одного или нескольких частных или единичных суждений (эти умозаключения могут быть ложными).
Полная индукция – умозаключения, основанные на рассмотрении всех частных или единичных суждений. Выводы эти всегда истинны.
Пример: коммутативность сложения на множестве N.
2+3=5, 3+2=5 следовательно, 2+3=3+2
Это полная индукция. Выводы истинны
1+7=8, 7+1=8 следовательно7+1=1+7
Пример: y(x) = x2+ x +41, х принадлежит N – формула простого числа
у(1) = 1+1+41=43 – простое число
у (2) = 4+2+41=47 – простое число
у(41) = 412+41+41=41*(41+1+1)=41*(41+2) – составное число - «ложь». Это неполная индукция.
Дедукция как метод исследования.
Для получения какого-нибудь нового знания о некотором объекте рассматривают ближайший к данному объекту класс объектов (родовое понятие); изучают свойства родового понятия и все эти свойства переносятся на изучаемый объект.
Пример: рассмотрим квадрат.
Исследуя свойства прямоугольника, ромба, переносим эти свойства на квадрат.
Дедукция – особая форма изложения материала: когда от общих правил и положений переходим к менее общим правилам и положениям.
Пример: учебник Погорелова А. В. 7-11 класс. Геометрия.
Тема «Подобие»
Вводится понятие преобразования подобия,
Подобие фигур,
Подобие треугольников.
Литература:
Данилов М. А., Скаткин М. Н.«Дидактика средней школы» . М.: Просвещение 1982г (4)
Колягин Ю. М. и др. «МПМ в средней школе. Общая методика». М.: Просвещение 1980г
Столяр А. А. «Педагогика математики» М.: Просвещение 1986г