Применение инновационных педагогических технологий
Применение инновационных педагогических технологий
Любые технологии еще не гарантия успеха. Поэтому применять их надо творчески.Овладевая умениями вносить инновационные изменения в свою педагогическую деятельность преподаватель всё более совершенствуется в профессиональном плане.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение инновационных педагогических технологий»
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кошелева Елена Анатольевна,
преподаватель ,
ГБ ПОУ «Волжский политехнический техникум»
г.Волжский, Волгоградскаяобласть
Жить сегодня означает думать о будущем. Человечество ищет пути и способы решения глобальных проблем, которые тревожат государства, правительства, общественность, ученых.
Разработка стратегии, которая может предотвратить экологическую катастрофу, требует объединенных усилий ученых и специалистов различных профилей.
Одной из глобальных экологических проблем является загрязнение окружающей среды. Изучать проблему бытовых и промышленных отходов на локальном (местном) уровне, находить выходы из сложившейся ситуации помогают новые педагогические, в т.ч. информационные технологии. Качество знаний определяется сегодня тем, насколько продуктивно их используют студенты. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.
Однако, новые педагогические технологии применяются не вместо обучения, а наряду с ними, так как являются составной частью методики преподавания, формирующей правильное мировоззрение.
Одной из педагогических технологий, активно используемых в настоящее время, является метод проектов (технология проектной деятельности). Её смысл заключается, прежде всего, в организации проектной деятельности.
Перед началом работы необходимо определиться с типологическими признаками проектов. В зависимости от доминирующего метода проекты бывают исследовательские, творческие, приключенческие (игровые), информационные, практико-ориентированные. По характеру координации проекты могут быть: с открытой, явной координацией; со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты). По характеру контактов проекты разделяются на
внутренние, или региональные (т.е. в пределах одной страны), и на международные, участниками которых являются представители разных стран. По признаку продолжительности выделяют следующие проекты: краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы); средней продолжительности (от недели до месяца); долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Разумеется, в практике преподавания чаще всего мы имеем дело со смешанными типами проектов.
Важным средством обучения на современном этапе является применения персональных компьютеров. В подавляющем большинстве студенты неплохо им владеют. Им не составляет большого труда выполнять задания с использованием информационных технологий.
При проведении различных форм занятий используются общедоступные средства MS Office, а также возможности программы MS PowerPoint. В качестве заданий студентам предлагается написать мини-проекты по таким темам: «Экологические привычки», «Виды загрязнений воды и природохозяйственная деятельность на воде», «Экология глазами молодежи» и др. Написание подобных мини-проектов дает возможность выработать навыки правильного отбора материала, его комплектации и анализа. Выбор проектной технологии обусловлен прежде всего тем, что обучение строится на активной основе, учитываются интересы студентов, мотивируется заинтересованность в приобретении новых знаний, которые могут пригодиться в практической деятельности. Используя данный метод, преподаватель не только передает совокупность знаний по преподаваемой учебной дисциплине, но и учит студентов мыслить творчески и неординарно.
В качестве примера проектной деятельности по одной из тем экологической направленности можно предложить организацию игры с предварительной подготовкой. Студенты делятся на малые группы, каждая из которых занимается созданием своей части общего проектного задания «Волжский – город Солнца». В каждой группе выбирается руководитель, координирующий совместную работу. При проведении занятия создаются три группы. Первая группа называется «Отделсоциологическихисследований».Студенты этого отдела должны оценить экологическое состояние города Волжского. С этой целью они работают с анкетой «Чистый город», анализируют результаты анкетирования, предлагают рекомендации по решению данной проблемы. Результаты работы оформляются в небольшое выступление для дальнейшей итоговой презентации. Вторая группа называется «Стратегическийотдел».Студенты этого отдела получают задание: подготовить информацию о различных способах улучшения экологического состояния города (с использованием дополнительной литературы); разработать рекомендации по решению проблемы загрязнения города; оформить материалы для презентации своей работы. Третья группа - «Отделанализаитехнической обработки информации»-оформляет презентацию проекта «Волжский – солнечный город» в программе Microsoft PowerPoint, получает материалы первого и второго отделов, заносит ее в компьютерные слайды программы, готовит общее выступление по проекту.
Заключительный этап работы - презентация проекта. Итоги работы каждого отдела объединяются в связанный рассказ и освещаются иллюстративным материалом.
Далее руководители отделов проводят самооценку работы отделов, и эта оценка учитывается при подведении общего занятия и выставлении оценок. По окончании занятия студентам можно предложить анкету обратной связи (т. е. в течение 1-2 минут ответить на вопросы: что вызвало особый интерес при работе над проектом и в чем студенты испытывали затруднения). Результаты анкетирования должны учитываться при разработке следующих занятий по данному методу.
Метод проектной деятельности активизирует творческий потенциал студентов, навыки по обобщению и анализу материала, а также развивают перспективное мышление, коммуникативные и организаторские способности, что в целом влияет на самооценку.
В заключение следует обратить внимание на тот факт, что любые технологии еще не гарантия успеха. Поэтому применять их надо творчески. Овладевая умениями вносить инновационные изменения в свою педагогическую деятельность, сознавая наиболее уязвимые её стороны и обладая знаниями о наиболее целесообразных методах работы, преподаватель всё более совершенствуется в профессиональном плане, улучшает качество взаимодействия со студентами в образовательных и межличностных отношениях. А это, в свою очередь, обеспечивает инновационное развитие образовательного процесса в целом, системы СПО, способствует повышению качества подготовки специалистов среднего звена
Список литературы:
Баранов А.С. О возможности использования MS Office в обучении географии.
– «География в школе», 2000, №7.
Душина И.В. Педагогические технологии в обучении. – «География в школе», 2001, №3.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров. (Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. – М.,Академия,1999).
Проектная деятельность в образовательном процессе: новый ресурс личностно–развивающегося образования. Материалы научно-практической конференции 26 января 2007 года. В 3ч. - Волгоград: «Колледж», 2007.
Технология проектного обучения – «Биология в школе», 2003, №3.