kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Поиграем" с квадратичной функцией!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал имеет практическую направленность. Умение выполнять простейшие преобразования графиков элементарных функций помогает при составлении различных математических моделей, позволяет расширить аппарат решения уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств графическим способом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Поиграем" с квадратичной функцией!»











Математическая статья

«Поиграем» с квадратичной функцией!














Работу выполнила

Ефремова Анна Валентиновна,

учитель математики

МКОУ СШ № 1 г. Дубовки














2015 г

«Поиграем» с квадратичной функцией!

При изучении явлений окружающего мира и в практической деятельности нам приходится рассматривать величины различной природы: длину, площадь, объем, температуру, время. Поэтому математика изучает зависимость между переменными в процессе их измерения.

Зависимость, выраженная видом , где a, b, c - заданные числа, причем a ≠ 0, а x, y - переменные, является квадратичной функцией.

Знакомство с квадратичной функцией начинается в 7 классе на примере зависимости площади квадрата от его стороны ( , где S площадь квадрата, a сторона квадрата). Впервые строится график , его называют параболой и выясняют некоторые свойства.


х

-3

-2

-1

0

1

2

3

у

9

4

1

0

1

4

9


1.Если х = 0, то

2.Если х ≠ 0, то

3.Противоположным значениям х соответствует одно и то же значение у:

Ветви параболы симметричны относительно оси ОУ.


В 9 классе, изменяя коэффициент a , замечаем изменения в графике:


При



Построим график функции

х

-3

-2

-1

0

1

2

3

у

18

8

2

0

2

8

18




При


Построим график функции

х

-3

-2

-1

0

1

2

3

у

4,5

2

0,5

0

0,5

2

4,5


При

Построим график функции


х

-3

-2

-1

0

1

2

3

у

-4,5

-2

-0,5

0

-0,5

-2

-4,5




Приходим к выводу, что для построения графика функции надо растянуть график функции в a раз вдоль оси ординат, если ; если , график строится с помощью сжатия график функции в a раз вдоль оси ординат; при для построения графика функции надо сначала растянуть график в раз вдоль оси ординат, а затем отразить его симметрично относительно оси абсцисс.

Рассмотрим другие случаи квадратичной функции .

Если

Построим график функции


х

-3

-2

-1

0

1

2

3

у

11

7,5

5

3

5

7,5

11


Если

Построим график функции


х

-3

-2

-1

0

1

2

3

у

2,5

0

-1,5

-2

-1,5

0

2,5




Вывод: для построения графика функции надо график функции параллельно перенести на единиц вдоль ось ординат

  • в положительном направлении, если ;

  • в отрицательном направлении, если





Если



Построим график функции


х

1

3

4

5

6

7

9

у

8

2

0.5

0

0.5

2

8



Если


Построим график функции


х

-7

-6

-5

-4

-3

-2

-1

у

9

4

1

0

1

4

9





Вывод: график функции можно получить из графика функции с помощью параллельного переноса вдоль ось абсцисс на m единиц вправо, если , или на m единиц влево, если



Построим график функции


График этой функции можно получить из графика функции с помощью параллельных переносов на 3 единицы вправо вдоль оси абсцисс и 2 единицы вверх вдоль оси ординат.



Вывод: график функции вида можно получить из графика функции с помощью двух параллельных переносов :

  • сдвига вдоль оси ОХ на единиц вправо, если , или на единиц влево, если

  • сдвига вдоль оси ОУ на единиц вверх, если , или на единиц вниз, если





Для построения надо:

1.Найти координаты вершины параболы (;) по формулам

; ;

.Построить ось симметрии параболы ;

3.Найти две точки графика слева или справа от оси симметрии;

4.Построить две точки , симметричные полученным точкам относительно оси симметрии;

5.Построить параболу и назвать ее.

Пример.

Построить график функции .

Квадратичная функция, график парабола , ветви направлены вверх (т.к. Вершина параболы (2; -1)





x=2, - ось симметрии

x

0

1

2

y

3

0

-1





Рассмотренные варианты построения графиков квадратичных функций можно разбить на 4 блока

Преобразование графиков квадратичных функций








С помощью отображения относительно оси абсцисс

С помощью параллельного переноса вдоль оси абсцисс и оси ординат







С помощью алгоритма построения графика квадратичной функции общего вида

С помощью сжатия и растяжения вдоль оси ординат







При рассмотрении построения графика квадратичной функции в системе координат реализуются связи содержательных линий алгебры и геометрии: выясняется геометрический смысл коэффициента , а также ясную геометрическую интерпретацию получает коэффициент .

Данный материал имеет практическую направленность. Умение выполнять простейшие преобразования графиков элементарных функций помогает при составлении различных математических моделей, позволяет расширить аппарат решения уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств графическим способом. А это позволяет успешно применять полученные навыки при выполнении материалов итоговой аттестации ЕГЭ и ОГЭ.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Поиграем" с квадратичной функцией!

Автор: Ефремова Анна Валентиновна

Дата: 19.11.2015

Номер свидетельства: 255409

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок алгебры в 8 классе по теме: "Квадратичная функция" "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-alghiebry-v-8-klassie-po-tiemie-kvadratichnaia-funktsiia"
    ["file_id"] => string(6) "184829"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426096240"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Мастер - класс "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(88) "mastier-klass-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "228931"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441550550"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства