Просмотр содержимого документа
«Отчет о реализации Концепции математического образования»
Отчет по реализации концепции математического образования за 2023-2024 учебный год, основные направления работы на 2024-2025 учебный год.
Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для успешной жизни в современном обществе. Россия имеет хороший опыт в математическом образовании, накопленный в 50-80 годы ХХ века, поэтому сейчас необходимо сохранить все достоинства советской системы образования.
В последние годы в математическом образовании обострились следующие проблемы: низкая мотивация учащихся, проблемы содержательного характера (содержание некоторых учебников математики устарело и не соответствует заданиям ОГЭ и ЕГЭ, не соблюдается преемственность между начальной и основной, основной и средней школой), кадровые проблемы.
«Цель Концепции – вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире».
Согласно Концепции, задачами развития математического образования являются:
-модернизация содержания учебных программ на всех уровнях с обеспечением преемственности;
-обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях каждого ученика;
-наличие общедоступных информационных ресурсов, применение современных образовательных технологий;
-повышение качества работы учителей математики, усиление механизмов их материальной и социальной поддержки;
-создание условий для развития одаренных учащихся.
В 2023-2024 учебном году я прошла курсы повышения квалификации по темам «Финансовая грамотность в математике», «Проектирование современного урока на основе анализа результатов процедур оценки качества образования», постоянно участвую в работе семинаров и вебинаров по темам: «Урок математики в средней школе по новому ФГОС: возможности платформы Учи.ру», «Подготовка к ЕГЭ по математике: разбор сложных заданий», «Формирование математической грамотности учащихся», «Формирование и развитию функциональной грамотности», «Федеральная информационная система оценки качества образования» и т.д. В этом году дважды прошла диагностику профессиональных компетенций учителя, приняла участие во всероссийской онлайн-олимпиаде для учителей математики на сайте «умникс.рф».
Учителя математики постоянно делятся опытом своей работы с коллегами на педагогических советах, заседаниях ШМО и РМО. В 2023-2024 учебном году подготовила выступления на педсоветах по темам: «Эффективность реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся 9,11 классов», «Эффективные методы и приемы подготовки школьников к ОГЭ и ЕГЭ по математике», «Анализ реализации ИОМ». Выступила на заседании РМО учителей математики, показала методы решения заданий №22 на ОГЭ в 9 классе.
Использую на своих уроках элементы современных образовательных технологий:
-информационно-коммуникационные;
-технологии уровневой дифференциации и индивидуализации;
-игровые технологии;
-личностно-ориентированные;
-здоровьесберегающие.
Использование ИКТ на уроках математики позволяет сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения.
Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с желанием включаются в работу. Часто использую цифровые образовательные ресурсы. Ребята с удовольствием выполняют задания на платформах учи.ру, РЭШ, Решу ОГЭ, Решу ЕГЭ, Решу ВПР, в интерактивной тетради.
Также уделяю внимание работе по формированию навыков:
- решения текстовых задач с построением математических моделей реальных ситуаций, практических задач на проценты, пропорции, графики реальных зависимостей, задач по теории вероятностей и геометрии;
- применения основных формул, теорем, аксиом при решении задач в нестандартной ситуации;
- вычисления и преобразования выражений любого типа;
- по закреплению вычислительных навыков учащихся, в том числе навыков быстрого счета.
Развитие познавательного интереса к математике продолжается и во внеурочной деятельности, которая позволяет познакомиться с интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением способствует выявлению одаренных детей, развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию, развивает умение самостоятельно работать, думать, рассуждать, обосновывать собственные мысли.
Материал программы внеурочной деятельности тесно связан с различными сторонами нашей жизни. В программу включены, задачи на смекалку, геометрические головоломки, занимательные задачи, задачи на разрезание и складывание фигур, задачи на построение, изготовление моделей многогранников. В ходе занятий заслушиваются сообщения учащихся, проводятся викторины, математические эстафеты, рассматриваются олимпиадные задания.
Каждый год подробно анализируются результаты РОКО и выпускных экзаменов, выявляются типичные ошибки, допущенные учащимися, в соответствии с этим анализом планируется подготовка учащихся 9 и 11 классов к ГИА. Решение наиболее сложных заданий рассматриваются на заседаниях РМО учителей математики. C целью качественной подготовки к экзаменам для учащихся с низкой мотивацией проводятся индивидуальные занятия по ликвидации пробелов в знаниях, разработаны индивидуальные образовательные маршруты на каждого ученика. Проводится ежемесячная диагностика учебных достижений с целью выявления и своевременного устранения пробелов в знаниях учащихся в форме внутришкольного тестирования в 9-11 классах. По субботам организована работа учебно-консультационных пунктов.
Одаренные ребята стали принимать участие не только в районных мероприятиях, но и в областных и всероссийских олимпиадах и конкурсах. Больше внимания уделяется массовым мероприятиям математической направленности. В районе стало традиционным проведение математического марафона для учащихся 5-6 классов и брейн-ринга по математике, физике и информатике для 7-8 классов. Ребята из нашей школы каждый год участвуют в этих мероприятиях и занимают призовые места. Два одиннадцатиклассника участвовали в международном конкурсе по математике «Я Решаю!», трое стали участниками пригласительного этапа олимпиады «Сириуса». Почти все ребята постоянно выполняют задания различных олимпиад на платформе учи.ру, многие из них становятся победителями и призерами этих олимпиад. В этом году большое внимание уделялось развитию функциональной грамотности. В течение года ребята выполняли диагностические работы на платформе РЭШ.ФГ, более 40 учащихся 7 и 9 классов приняли участие в олимпиаде по финансовой грамотности и показали неплохие результаты.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что все перечисленные мероприятия помогают повысить эффективность учебного процесса, добиться лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету и в идеале приведут к повышению качества успеваемости по предмету.
В 2024-2025 учебном году работа с одаренными детьми будет продолжена. Нужно чаще привлекать ребят к участию в различных математических конкурсах и олимпиадах районного, областного и всероссийского уровня. С целью повышения мотивации к изучению математики проводить предметные недели. Продолжать работу по подготовке выпускников к ОГЭ и ЕГЭ по индивидуальным образовательным маршрутам с целью повышения среднего балла при выполнении экзаменационных работ. Участвовать в конкурсах для учителей математики, делиться опытом с коллегами. Применять в работе дистанционные формы получения математического образования (интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет-порталах и в социальных сетях).