Просмотр содержимого документа
«Организация учебной деятельности в работе с учащимися, проявляющими одарённость.»
Организация учебной деятельности в работе с учащимися, проявляющими одарённость.
Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на современного учителя возлагается функция, которая способствовала бы развитию самостоятельности и ответственности личности, было бы ориентировано на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями жизни и требованиями стандарта 2 поколения.
Одаренный ребенок – это особенный ребенок. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость.
Портрет одарённого ребёнка.
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы. 2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. 3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его. 4. Склонен к рискованным действиям. 5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов. 6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными. 7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. 8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других. 9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения. 10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Работа по организации учебной деятельности, ориентированной на развитие одаренного ребенка, сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Цель учебной деятельности - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Задачи:
- выявление одаренных детей;
- совершенствование надпредметных знаний, умений и навыков обучающихся;
- формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой (исследовательской) деятельности;
- стимулирование интереса детей к математике; - создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня; - расширение информационного пространства в области математики;
- формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Становление творческой личности младшего гимназиста осуществляется в тесном контакте с творческой деятельностью педагога (его личностью, видением проблемы, мастерством, желанием осуществить поставленную цель).
Сотворчество – это плодотворное общение учителя и ученика. Творческое обогащение проявляется в расширении функциональных возможностей обоих участников образовательного процесса. Популярность ребенка, его общая самооценка зависят в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной деятельности. Для ребенка в начальной школе важно не то, что ему будут говорить, а то, что вместе с ним будут делать. Совместные занятия различными задачами решают проблему общения, взаимопонимания и взаимной творческой активности.
На своих уроках по математике я стараюсь создать для творчества ребенка благоприятные условия. Преподавание на моих занятиях четко ориентировано на формирование у младших гимназистов интегративной, обобщенной формы мышления.
Уроки математики тесно связаны с географией, окружающим миром. Я часто использую природные явления в качестве сюжета для задач.
- Воздушный шар пролетел 8000 км, это составляет пятую часть длины экватора. Какова длина экватора?
Эти задачи расширяют кругозор, делают уроки интересными, зарождается интерес к познанию. С удовольствием дети решают задачи исторического характера.
- Куликовская битва произошла в 1380 году, а Бородинский бой 432 года спустя. В каком году был Бородинский бой ?
Занимательные задачи сказочного характера . Встреча со сказочными героями в мире математики побуждает ребёнка ещё раз прочитать литературное произведение.
Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира, как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Стараюсь формировать личность с помощью математики. Важно, чтобы учащийся не только знал алгоритм, решал учебно-тренировочные задачи, но и включался в постоянную поисковую деятельность, занимался творчеством. Так как именно творческая деятельность позволяет реализовать свои возможности, воплотить собственные идеи.
При объяснении новой темы я создаю на уроке проблемную ситуацию, стараюсь вызвать удивление, потребность освоения. Затем решаем проблему в ходе дискуссии, обсуждения, диалога и находим истину. После решения проблемы происходит самооценка, формируется ситуация успеха.
На своих уроках часто предлагаю детям задачи с многовариантным решением, на поиск, закономерностей, логику мышления. В логических играх путём умозаключений ребята предвидят, предугадывают необходимый результат, ответ, учатся находить выход при решении проблемы.
Нетрадиционные контрольные работы, которые построены не на знании какого- то алгоритма, а на открытии, на эвристике . Предложенные контрольные работы могут решать дети с разной интеллектуальной подготовкой. Разноуровневые контрольные работы. Сверхбазовые задания, если решено неверно оценка не выставляется.
Участие в школьных олимпиадах,областных.
Тестовый контроль.
Поисковая работа.
Этапы работы:
1. определение направления поиска, деление на группы, распределение работы между группами;
2. поиск и добыча информации, систематизация материала;
3. обмен информацией меду учителем и учеником;
4. оформление работы;
5. презентация.
Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование информационных технологий повышает интерес к научному поиску. Способствует интеллектуальному росту, расширяет кругозор, учит выстраивать проект решения. Уже с начальной школы развивается научно- исследовательский потенциал гимназистов. Важно научить ориентироваться в информации, самостоятельно искать, добывать, анализировать, передавать другим информацию.
В работе с одарёнными детьми необходима индивидуальная работа на уроке (дополнительные задания, со звёздочкой).
Организуя учебную деятельность, я стараюсь развить личность каждого ребенка. Все дети разные. Одному достаточно лишь предложить что-нибудь придумать – и тут же радостно вспыхнут глазки. А другой постарается уйти, спрятаться. Очень важно заинтересовать каждого. Для этого я нахожу интересные задания, материал из истории математики, логические задачи, математические кроссворды. Знание – это не информация, которую получают на уроке, а результат ее переработки. Я работаю над тем, чтобы ребенок осознанно получал знания. Стараюсь формировать личность с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развивая его творческого потенциала. В.А.Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, воспитать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант».