Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме «Применение игровых технологий на уроках математики в 5, 6 классах в рамках ФГОС»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №2 им. А. И. Покрышкина»
«Применение игровых технологий на уроках математики в 5, 6 классах в рамках ФГОС»
Учитель математики:
Клейншмит И. С.
Ст. Калининская
2016
Главной задачей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является развитие личности ученика.
Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого "среднего" ученика. Однако уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике, на тех, кто добивается при изучении математики лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом.
Роль учителя — создать условия, чтобы дети добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
Наряду с традиционным вопросом «ЧЕМУ УЧИТЬ», учитель должен понимать: как учить, чтобы у детей возникали собственные вопросы «ЧЕМУ МНЕ НАДО НАУЧИТЬСЯ». Ребенок должен стать «архитектором» образовательного процесса.
Формы и методы организации учебной деятельности изменяются: от игровых — к выполнению работы под непосредственным руководством учителя — к самостоятельной работе в малых группах. Затем максимально самостоятельная учебная работа в малых группах и индивидуальная самостоятельная работа творческого характера. Конечно, надо учить, самостоятельности, но не пускать на самотёк, а помогать. Не все дети 5 класса могут быть самостоятельными, очень многие нуждаются в контроле. Самостоятельность формируется годами.
Как заинтересовать математикой? - Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель.
Мы все знаем, что каждый наш ученик индивидуален, то же касается и учителей. К внедрению ФГОС каждый учитель был готов по-разному.
Я задала себе вопрос: Для чего я учу детей? Раньше, я бы ответила: для того, чтобы они умели считать, вычислять и пр. Но с позиции ФГОС я поняла и приняла это по-другому – для того, чтобы они стали успешными в жизни. А дать можно только то, что имеешь сам. Надо самим научиться учиться, быть успешными, и тогда мы научим этому детей. Поэтому все началось с постепенной «перестройки» себя и «приведения себя в соответствие с ФГОС», а после этого стало понятнее, что нужно менять в моей педагогической деятельности.
Для того чтобы быть успешным, человеку необходимо развиваться, и я считаю, что нужно развивать способности ученика учиться, иначе говоря – формирование системы универсальных учебных действий.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Немаловажная роль здесь отводится играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры.
Я поставила перед собой задачи, отвечающие потребностям учителя при организации игровой деятельности на уроке.
Задачи: - создание банка разных видов игр по математике для использования в учебном процессе, на примере которых можно было бы создавать подобные игры по различным темам курса математики и в разных классах; - обучение учащихся самостоятельному приобретению знаний в процессе игры; - обучение учащихся самостоятельно разрабатывать и изготавливать математические игры.
Актуальность применения игровых технологий на уроках математики я вижу в том, что:
-игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся;
-игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением;
-включение в урок игр делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
-разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету.
Цели применения математических игр:
развитие мышления;
углубление теоретических знаний;
самоопределение в мире увлечений и профессий;
организация свободного времени;
общение со сверстниками;
воспитание сотрудничества и коллективизма;
приобретение новых знаний, умений и навыков;
формирование адекватной самооценки;
развитие волевых качеств;
контроль знаний.
Задачи математических игр:
образовательные:
способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;
способствовать расширению кругозора учащихся и др.
2. развивающие:
развивать у учащихся творческое мышление;
способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;
способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.
3.воспитательные:
способствовать воспитанию развивающейся и реализующейся личности;
воспитать нравственные взгляды и убеждения;
способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе.
Требования к игровым урокам:
К участникам математической игры должны предъявляться определенные требования в отношении знаний. В частности, чтобы играть – надо знать. Это требование придает игре познавательный характер.
Правила игры должны быть такими, чтобы учащиеся проявили желание поучаствовать в ней. Поэтому игры должны разрабатываться с учетом возрастных особенностей детей, проявляемых ими интересов в том или ином возрасте, их развития и имеющихся знаний.
Математические игры должны разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с учетом различных групп учащихся: слабые, сильные; активные, пассивные и др. Они должны быть такими, чтобы каждый тип учащихся смог проявить себя в игре, показать свои способности, возможности, свою самостоятельность, настойчивость, смекалку, испытать чувство удовлетворенности, успеха.
При разработке игры нужно предусмотреть более легкие варианты игры, задания для слабых учащихся и, наоборот, более сложный вариант для сильных учеников. Для совсем слабых учащихся разрабатываются игры, где не нужно думать, а нужна, лишь смекалка.
Многообразие видов математических игр поможет повысить эффективность урока математики, послужит дополнительным источником систематических и прочных знаний.
Таким образом, не только сильные учащиеся е проявляют заинтересованность к предмету, но и слабые учащиеся начинают проявлять свою активность в учении.
Виды математических игр:
игры-упражнения;
игры-путешествия;
сюжетная ролевая игра:
игра-соревнование.
Игры-упражнения занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, осмысления и закрепления учебного материала. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, загадки.
Игры-путешествияслужат, в основном,целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала.
Сюжетная играотличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определённые роли.
Игра-соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами.
Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы.
Классификация математических игр по назначению.
По назначению различают: обучающие, контролирующие и воспитывающие игры. Также можно выделить развивающие и занимательные.
Участвуя в обучающей игре, школьники приобретают новые знания, навыки. Так же такая игра может служить стимулом для получения новых знаний: ученики вынуждены приобрести новые знания перед игрой; очень заинтересовавшись каким-либо материалом, полученным на игре, ученик может изучить его подробнее уже самостоятельно.
Воспитывающая игра имеет целью воспитать у учащихся отдельные качества личности, такие как: внимание, наблюдательность, смекалка, самостоятельность и др.
Для участия в контролирующей игре учащимся достаточно имеющихся у них знаний. Цель такой игры и состоит в том, чтобы школьники закрепили свои полученные знания, проконтролировать их.
Занимательные игры отличаются от других видов тем, что для участия в ней никаких конкретных знаний не надо, нужна только смекалка. Основная цель такой игры - это привлечь к математике слабых учеников, не проявляющих интереса к предмету.
И последний вид в этой классификации, это развивающие игры. Они в основном предназначены для сильных учеников, увлекающихся математикой. Они развивают нестандартность мышления при решении соответствующих заданий.
Все эти виды переплетаются между собой, и одна игра может быть одновременно и контролирующей, и обучающей, лишь в соотношении между целями можно говорить о принадлежности математической игры к тому или иному виду.
По массовости различают коллективные и индивидуальные игры.
Игры чаще всего принимают коллективный характер. Они привлекают не только сильных учеников, но и слабых, желающих поучаствовать в игре вместе со своими друзьями. Такие ученики, не проявляющие интереса к математике, в коллективной игре могут добиться успеха, у них появляется чувство удовлетворенности, интерес.
С другой же стороны, сильные ученики предпочитают индивидуальные игры, так как они более самостоятельны. Они стремятся к самоанализу, самооценке, и поэтому у них возникает потребность проявить свои индивидуальные возможности, качества.
По реакции выделяют подвижные и тихие игры.
Основной деятельностью учащихся является учеба. Они проводят в школе 5 - 6 часов в день в школе, и дома 2-3 часа уходит на выполнение домашнего задания. Естественно, что их растущий организм требует движения, поэтому на занятиях нужно вводить элементы подвижности.
Математическая игра позволяет включить в себя подвижную деятельность и не мешает умственной работе. Встречаются дети, которые предпочитают тихие игры, требующие пытливости ума, настойчивости. Для таких детей подойдут тихие игры, такие как различные головоломки, кроссворды, игры на складывание и разрезание фигур, и многие другие.
По темпу выделяют скоростные и качественные игры.
Некоторые математические игры должны принимать форму состязаний, соревнований между командами или на личное первенство, это обусловлено характерной чертой подростков, стремления к различным видам состязаний.
Следует различать два вида состязаний. Во-первых, это игры, в которых победа достигается за счет скорости действий, но это без ущерба качеству решения задач. Например, задания на скорость выполнения вычислений, преобразований, доказательств теорем и т. д. Такие игры называются скоростными. Во-вторых, так же можно выделить игры, победа в которых достигается не за счет скорости выполнения заданий, а за счет качества его выполнения, правильности решения, безошибочности. Такие игры условно называют качественными.
Первый вид игр (скоростные) необходим, когда нужен автоматизм действий, формируется навык быстрого вычисления, выполнения действий, не требующих большого умственного труда. Также элементы скоростных игр могут быть включены в другие математические игры. Использование таких игр сопровождается эмоциональным подъемом, желанием выиграть, стремлением быть не только лучшими, но и самым быстрым, вызывает интерес учащихся.
Качественные же игры направлены на серьезные вычисления, требует вдумчивой работы над трудными задачами, теоремами. Такие игры способствуют пробуждению мыслительной деятельности учащихся, заставляют их активно думать над задачей, развивают настойчивость, упорство, что необходимо в учебе. Неразрешимые, казалось бы, сложные задачи способствуют повышению умственного труда, упорства, и, как следствие, желанию узнать больше, появлению интереса к предмету.
Этапы игры включают: 1. Предварительную подготовку: класс разбивается на команды (если нужно), примерно равные по способностям, даются домашние задания командам. 2. Игру. 3. Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок.
Примеры таких видов игр, которые более приемлемы на уроках математики.
Игры, используемые при актуализации знаний 1) При изучении математики необходимо обеспечить усвоение детьми рациональных вычислительных приемов сложения и вычитания; сформировать прочные вычислительные навыки, добиться запоминания результатов сложения, а также состава чисел. Поэтому при актуализации знаний учащихся я часто применяю «Математические цепочки».
Математические цепочки и такие игры позволяют выработать у учащихся быстроту вычислений, тем самым, повышая уровень вычислительной культуры, а, следовательно, и уровень обученности.
2) Игра «Кто быстрее достигнет звездочки».
На доску выносится набор примеров на четыре действия с обыкновенными или десятичными дробями и с таблицей ответов. В таблице один или два ответа неправильные. Из каждой команды вызываются к доске по одному ученику, которые ведут устный счет с нижней ступеньки. Решивший один пример отмечает ответ в таблице. Дальше его сменяет другой член команды. Происходит движение вверх – к заветной звездочке. Соревнуются две команды. Учащиеся на местах устно проверяют результаты своих игроков. При неправильном ответе к доске выходит другой член команды, чтобы продолжать решение заданий. Вызывают для работы у доски учеников капитаны команд. Выигрывает команда, которая при наименьшем количестве учащихся первой достигнет звездочки.
3) Игра «В мире животных».
Самое крупное наземное животное – африканский слон. С помощью рисунка узнайте: Выразите высоту и длину тела слона в метрах, а массу слона в тоннах. Высота тела: 350см = 3,5 м. Длина тела: 450см = 4,5 м. Масса тела: 6000 кг = 6 т. 4) Игра «Ипподром».
На итоговом уроке по теме «Умножение натуральных чисел и его свойства» в начале урока я провожу актуализацию в виде небольшой игры. Тур состоит из четырех заездов. Ведущий задает вопросы и следит за правильностью ответов (все участники записывают ответ на заранее заготовленных чистых карточках). Заезд I: «Скачки с препятствиями». 1. Вычислите устно: 25*17*4; 17 + 300*0 – 272 : 272. (Ответ: 1699.) 2. Найдите неизвестное число: (Ответ: 6) 3. В семье шесть дочерей. Каждая имеет брата. Сколько всего детей в семье? (Ответ: 7) 4. Бревно пилят на 10 частей. Сколько надо сделать распилов? (Ответ: 9) 5. Поставьте вместо звездочек знаки действий так, чтобы равенства были верными: а)6*8 = 70*22 б) 40*5 = 9*5 в) 77*7 = 5*6 Заезд II: Всем участникам предлагается вспомнить и записать как можно больше слов, имеющих отношение к математике. Заезд III: Участникам заезда раздаются двухцветные сигнальные карточки. Ведущий зачитывает слова. После этого участник должен с помощью карточки показать, является это слово математическим термином или нет. Сделавший ошибку выбывает из игры. Заезд заканчивается, когда остается один участник.
Набор слов: треугольник, ишак, уравнение, дециметр, дифирамб, периметр, градус, формуляр, квадрат, угол, круг, интрига, резус, круг, произведение, алфавит, килограмм, запятая, сумма, глобус. Заезд IV: Участникам предлагается слово, например, «произведение». Из букв его надо составить как можно больше любых слов (за каждое слово – 1 балл), причем за математический термин достается за три балла. Победитель определяется по наибольшему количеству слов.
Игры, используемые при объяснении нового материала. 1) Ещё один вид игр, который я применяю на уроках, это игра – беседа, но провожу диалог с детьми в виде сказок или интересных историй. В 5 классе изучая тему «Простые и составные числа» при изложении нового материала я использую математическую сказку, которую рассказываю совместно с детьми. В сказке не дается готовое знание, дети сами ищут ответы на некоторые вопросы, тем самым лучше вникают в новый материал. Сказка «Простые и составные числа». 12 января число 12 решило пригласить в гости всех своих делителей, которые меньше его по величине. Первой пришла единица, за ней пришла двойка. Задание: Запишите весь список гостей. (Дети называют всех гостей: Д (12) = 1, 2, 3, 4, 6.) Когда все гости собрались, число 12 увидело, что их немного. Оно огорчилось и предложило, чтобы каждый из гостей привел своих делителей. Задание: Сколько придет новых гостей? (Ответ детей: 0) Единица объяснила, что новые гости к нему не придут. Ведь если a : b, а b : c, то a : c. Задание: проверьте это утверждение при а = 30. Наступило 13 января и число 13 тоже решило пригласить в гости своих делителей, которые меньше его по величине. Первой пришла единица. Задание: Кто еще пришел в гости к числу 13? (Ответ учеников: никто). Такие числа называются простыми. Дальше даю строгие математические определения простых и составных чисел. Задание: Какой гость был у всех чисел? (Ответ: единица). Какое число не дождалось гостей? (Ответ: единица) Единица – особое число. Оно не является ни простым, ни составным. Игры, используемые при закреплении нового и изученного материала. 1) Если необходимо закрепить теоретический материал, то на уроке применяю игру «Молчанка» или «Учитель против учеников» (если ученики согласны с отвечающим или учителем, то поднимают синие карточки, не согласны – красные карточки). Пример: Тема «Обыкновенные дроби» 1. Число называется обыкновенной дробью. (да) 2. Число 8 – знаменатель. (нет) 3. Числитель и знаменатель дроби разделяет знак равно. (нет) 4. Если числитель меньше, чем знаменатель, то дробь – правильная. (да) 5. Дроби бывают укротимые и неукротимые. (нет) 6. Неправильная дробь больше единицы. (да) 7. Если числитель и знаменатель равны, то дробь равна единице. (да) Такие задание позволяют ученикам проверить свои теоретические знания, а учителю дисциплинировать учащихся и увидеть уровень их обученности. 2) В качестве физкультминутки при изучении темы «Обыкновенные дроби» провожу, разработанную мной, игру «Путаница»: учитель говорит слова «числитель» (руки вверх), «знаменатель» (приседание), «черта» (руки перед собой), ученики слушают и повторяют, но затем учитель начинает путать слова и действия. В игре проверяется зоркость и знание понятий. 3) Также для тренировки навыков устного счета использую игру «Ай, да ну»: учитель называет разные числа, а ученики должны числа кратные трем сопровождать словами «Ай, да ну!». 4) Для формирования первичных умений определять делимость чисел, я использую игру «Смотрины». Даны числа: 17, 14, 177, 111, 101, 122, 71, 321, 1004, 2832, 6543, 7235, 41270. Распределить их в таблице. Делятся на 2: 14, 122, 1004, 2832, 41270 Делятся на 5: 7235, 41270 Делятся на 10: 41270 Делятся на 3: 177, 111, 321, 2832, 6543 Делятся на 9: 6543 Простые числа: 17, 101, 71 Игры, используемые для контроля знаний учащихся. 1) Математические кроссворды.
Также к игровой деятельности, которая позволяет повысить уровень качества обученности и закрепить теоретические понятия, можно отнести разгадывание математических кроссвордов. Пример. Кроссворд по теме «Четырехугольники» (5 класс)
Вопросы к кроссворду: 1. Такой треугольник имеет один прямой угол. 2. Фигуры, которые совпадают при наложении. 3. Бесконечная линия, без начала и без конца. 4. Сумма длин всех сторон. 5. Прямая, ограниченная точками. 6. Фигура, у которой из вершины выходят два луча. 7. Единица измерения углов. 8. Их у треугольника три, а четырехугольника четыре. 9. Треугольник с тупым углом. 10. Фигура, у которой три угла. 11. У прямоугольника таких сторон две: верхнее и нижнее. 12. Как называется точка, из которой выходят две стороны угла? 13. Прямоугольник, у которого все стороны равны. 2) В качестве творческого домашнего задание после изучения тем по решению текстовых задач я предлагаю ученикам придумать задачу сказочного содержания по изученной теме и решить её. Такое задание позволяет отработать умение решать изученные задачи и составлять задачи, что тоже немаловажно в изучении математики. 3) Для закрепления теоретического материала по теме «Прямая. Луч. Отрезок» в 5 классе я использовала мини – зачет. Каждый ученик вытягивал вопрос и отвечал на него. Вопросы зачета: Приведи пример плоскости. Можно ли изобразить всю плоскость на тетрадном листе? Что изображено на рисунке 1? (рис. 1) Можно ли изобразить всю прямую в тетради? Как можно обозначить прямую (какими буквами)? Сколько прямых можно провести через две точки? Как называются прямые, которые не пересекаются? Как обозначаются параллельные прямые? Что изображено на рисунке 2? (рис. 2) Как называются части, на которые точка делит прямую? Изобразить две параллельные прямые. Как обозначают луч? Изобразить отрезок. Изобразить прямую. Как называется часть прямой, ограниченная точками? Как обозначают отрезок (какими буквами)? Что изображено на рисунке 3? (рис. 3) Как называются прямые изображенные на рисунке 4? (рис. 4) Какие два отрезка называются равными? Как записать знаками выражение «отрезок АВ равен отрезку РК»? Как записать знаками выражение «отрезок FD параллелен отрезку AC»? Приведи пример прямой? Во время такого мини – зачета работают все ученики. Если один ученик отвечает на свой вопрос, то все остальные его слушают, чтобы исправить ошибки допущенные отвечающим. Таким образом, игра позволяет повторить ученикам материал и одновременно с этим выполнить задания не по данной теме. В игре используются устная и письменная формы работы, развивается логическое мышление учащихся и ученик развивается всесторонне. Это дает возможность повышению качества обученности учащихся на уроках математики.