Нетрадиционный курс по математике в 6 классе "Решение задач экономического содержания"
Нетрадиционный курс по математике в 6 классе "Решение задач экономического содержания"
Преподавание курса опирается на знания и умения, предусмотренных программой по математике основной школы. Нетрадиционный курс даёт возможность шире изучить программный материал, глубже рассмотреть теоретический материал и поработать над ликвидацией пробелов знаний учащихся.
Вводится понятийный аппарат, происходит переход от реальной ситуации к построению формальной математической модели, предполагается развитие живого интереса к изучению сложных экономических категорий через их активное включение в игровые и творческие ситуации, задача решается внутри математической модели, при этом учащиеся должны научиться выбирать приёмы решения, разбивать сложные задачи на подзадачи. Введение экономических понятий через решение задач. При этом экономический анализ рассматриваемых жизненных ситуаций по результатам решения задач способствует с одной стороны, развитию математического мышления на конкретном материале, с другой – закреплению и углублению экономических знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Система планируемых результатов личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи состоят из двух уровней:
1. Учащийся научится:
- определять основные отрасли народного хозяйства
- планировать семейный бюджет
- иметь представление о различиях мотивов поведения покупателей и продавцов в условиях рыночной системы
- о развитии промышленности, транспорта, торговли г. Тамбова.
- определять виды акций.
- иметь представление о фактах производства: труд, земля, капитал, предпринимательская способность различать финансовые периоды.
2.Учащийся получит возможность научиться:
- применять основные экономические понятия для анализа конкретной ситуации
- формирование навыка расчёта объёма строительных материалов и их стоимости при строительстве и ремонтных работах.
- анализировать по диаграммам динамику производства и реализации продукции
- выполнять расчёты при транспортных перевозках
- планировать, контролировать, составлять экономический анализ семейного бюджета.
- выполнять расчёты при товарно – денежных отношениях.
- отличать одно экономическое понятие от другого (план-заказ, продукция-товар, труд-работа .).
- отличать понятия: урожай-урожайность, вычислять их в зависимости от посевной площади
В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по математике в 6 классе отражают достижения:
Личностными результатами изучения предмета «Математика. 6 класс» являются следующие умения:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4)умение контролировать процесс и результат учебнойи математической деятельности;
5) критичность мышления, инициатива, находчивость,активность при решении математических задач.
6) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
Метапредметными результатами изучения курса «Математика. 6 класс» является формирование универсальных учебных действий
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Познавательные УУД:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;
решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Коммуникативные УУ Д:
Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.
Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Математика. 6 класс» являются следующие умения:
-осознание роли жизни
-использование математических знаний в быту
-объяснять мир с точки зрения математики
-понимать смысл математических терминов;
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Виды хозяйств. ( 5часов)
Натуральное и товарное хозяйство. Потребности, обмен. Продажа товара. Реклама товара. Маркетинг, спрос. Предложение , равновесие.
Учащиеся должны знать:
-единицы измерения.
-действия с натуральными числами
Учащиеся должны уметь:
- выполнять расчёты при товарно – денежных отношениях
Метапредметные результаты обучения
-понимать особенности десятичной системы счисления;
-формулировать и применять при вычислениях свойства действия над рациональными ( неотрицательными) числами;
-решать текстовые задачи с рациональными числами;
-выражать свои мысли с использованием математического языка.
2.Виды собственности. (5часов)
Производство, производительные ресурсы. Себестоимость, прибыль. Определение себестоимости.
Учащиеся должны знать:
о буквенных выражениях и их преобразованиях;
о специальных приёмах решения уравнений,
о уравнениях для решения как текстовых, так и практических задач.
Учащиеся должны уметь:
выполнять операции с числовыми выражениями;
выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых);
- приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
3.Налоги (2часа)
Доходы . Основные виды налогов.
Учащиеся должны знать:
-экономические понятия через решение задач.
Учащиеся должны уметь:
- выбирать приёмы решения
- разбивать сложные задачи на подзадачи.
Метапредметные результаты обучения:
-экономический анализ рассматриваемых жизненных ситуаций по результатам решения задач способствует с одной стороны, развитию математического мышления на конкретном материале, с другой – закреплению и углублению экономических знаний.
4. Деньги и банки . (7часов)
Деньги и банки. Виды денег. Проценты. Залог. Ссуда. Банковская прибыль.
Учащиеся должны знать:
- о различии финансовых периодов.
- о планировании семейного бюджета.
Учащиеся должны уметь:
-использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
-решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций
Метапредметные результаты обучения:
-уметь применять основные экономические понятия для анализа конкретной ситуации
5.Предпринимательство (4часа)
Формы предпринимательства. Партнёрство. АО. Дивиденты. Виды денежных довольствий. Безработица и занятость.
Учащиеся должны знать:
-иметь представление о фактах производства:
труд, земля, капитал, предпринимательская способность
Учащиеся должны уметь:
-уметь отличать одно экономическое понятие от другого
(план-заказ, продукция-товар, труд-работа ).
Метапредметные результаты обучения:
- применять экономические знания в конкретных задачах.