Мониторинг и диагностика качества знаний учащихся по математике как один из способов повышения качества знаний
Мониторинг и диагностика качества знаний учащихся по математике как один из способов повышения качества знаний
В работе описано как применить мониторинг и динамику качества знаний учащихся по математике для повышения качества знаний по предмету. В работе представлен опыт работы за последние годы. Мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи. Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
Сравнительный анализ мониторинга в школе по математике проходит:
- по итогам текущего контроля;
- по итогам четверти, полугодия;
- по итогам года;
- по итогам промежуточной и итоговой аттестаций.
Результаты мониторинга обрабатываются:
- по каждому ученику;
- по каждому классу;
- по предмету;
- рассматриваются в динамике в течение учебного года, по сравнению с предыдущими годами.
Если использовать мониторинговую систему определения достижения учащихся, то процесс обучения становится более осмысленным и целенаправленным, что приведет к повышению качества знаний учащихся, повлияет на рост творческой активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мониторинг и диагностика качества знаний учащихся по математике как один из способов повышения качества знаний »
МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ.
Качество образования — социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Одним из способов отслеживать качество обучения является педагогический мониторинг.
Мониторинг (англ. Monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы.
Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
Сравнительный анализ мониторинга в школе по математике проходит:
- по итогам текущего контроля;
- по итогам четверти, полугодия;
- по итогам года;
- по итогам промежуточной и итоговой аттестаций.
Результаты мониторинга обрабатываются:
- по каждому ученику;
- по каждому классу;
- по предмету;
- рассматриваются в динамике в течение учебного года, по сравнению с предыдущими годами.
Уже несколько лет в нашей школе работает рейтинговая система. Мы используем программу, имеющую функции, позволяющие учитывать буквально каждую оценку учащегося по каждому предмету. За основу мониторинга я взяла результаты рейтинга по предмету. Обучающиеся видят результаты рейтинга по предмету и сравнивают себя не с соседом по парте, а с самим собой.( Приложение 1)
По результатам рейтинга за несколько месяцев диаграммы качества знании учащихся каждого класса в виде графиков, которые дают возможность вовремя проанализировать положение дел, принять конкретные меры и выправить ситуацию. ( Приложение 2) Являясь удобным инструментом в руках учителя, они не противоречат принципу индивидуального подхода, а органично дополняют его, определяют наиболее слабые позиции в учебном процессе.
Интерес также представляет диаграмма «Зон ближайшего внимания» , которая составляется по итогам четверти. ( Приложение 3) Последний столбец определяет средним балл ученика по всем предметам, последняя строка - средний балл всех учеников по предмету. После сортировке этих параметров в левую область смещаются предметы наиболее доступные для класса, а в верхние строки наиболее успевающие ученики. При этом хорошо видна граница между областью успеваемости и неуспеваемости. Эта граница становится зоной особого внимания учителя предметника и классного руководителя.
Выделив границу и работая именно с этими учениками по конкретным предметам, можно поэтапно из четверти в четверть сдвигать границу в нужном направлении. Таким образом экономятся силы преподавателей и сохраняется психологическое здоровье детей.
По полученным данным отслеживается мониторинг сложности предметам по результатам четверти. Если по результатам 2011-2012 учебного года математика стояла на 2 месте по сложности для обучающихся 5 класса месте, то по результатам первой четверти 2012-2013 учебного года математика уже стоит на 3 месте по степени сложности.
Ведется также и мониторинг успеваемости класса по предмету за несколько лет. Мониторинг также представляется в виде диаграмм качества знании учащихся, которые наглядно показывают диагностику качества знаний по математике. (Приложение 4)
Результаты мониторинга показывают стабильное качество знаний обучающихся 5 класса по математике, и можно говорить о том, что адаптационный период у ребят прошел спокойно и смена учителя не отразилась на качестве успеваемости, что является результатом подготовительной работы проведенной в 4 классе.
Я также провожу мониторинг результатов административных контрольных работ. Административные контрольные работы по математике в школе проходят по плану ВШК:
Сентябрь – входная контрольная работа;
Декабрь – контрольная работа за первое полугодие;
Март – контрольная работа за третью четверть;
Май – итоговая контрольная работа. (Приложение 5)
Мониторинг результатов административных контрольных работ показывает, что во всех классах качество знаний по алгебре в третьей четверти падает, что вероятнее всего связано с тем, что третья четверть в школе самая длинная и ребята к концу четверти устают больше, чем в остальных четвертях.
В течение всего учебного года веду мониторинг вычислительных навыков, ежемесячно провожу проверку техники вычисления. (Приложение 6) Полученные данные вносятся в личную карточку каждого обучающегося и строится график значений, где четко отслеживается картина за весь год.
Мониторинг вычислительных навыков показывает, что вычислительные навыки развиваются в 5 - 6 классах, в 7 – 9 классах идет спад значений вычислительной техники, значит на уроках алгебры и геометрии есть смысл уделять большее внимание на развитие вычислительных навыков. Ученики среднего звена плохо считают, предпочитая вычисления выполнять на калькуляторе, поэтому вычислительные навыки к концу 9-ого классы слабы, что сказывается на результатах ГИА. (Приложение 7)
В течение всего учебного года ведется подготовка к ГИА и ЕГЭ в 9 и 11 классах. Проводятся пробные экзаменационные работы в формате ГИ и ЕГЭ. По результатам этих работ проводится мониторинг готовности обучающихся 9-ого и 11-ого классов к ГИА и ЕГЭ. По результатам работ проводится анализ ошибок и намечаются шаги по устранению недочетов. Для проверки готовности учащихся 9 класса к сдаче ГИА была проведена исследовательская работа с использованием мониторинга и диагностики учебного процесса. Работа выявила, что в первой четверти 2012-2013 учебного года ГИА готовы сдать только 67% учащихся 9 класса.
Также провожу мониторинг результатов ЕГЭ и ГИА по годам, где, отслеживаю успеваемость, качество знаний, средний балл и наивысший баллы. (Приложение 8)
В 2012-2013 учебном году я начала применять тематический мониторинг в 5 классе. При завершении каждой большой темы, за несколько уроков до контрольной работы я провожу самостоятельную работу на 10 – 15 минут с ключевыми задачами этой темы. Проверка этих работ показывает, над чем нужно еще поработать, на что уделить внимание. После отработки возникших проблем у учащихся провожу контрольную работу и сравниваю результаты. Внося полученные результаты в таблицу, отслеживаю учащихся у которых данная тема вызывает затруднения.(Приложение 9)
Хотя обработка данных и требует большого количества времени, но полученные результаты помогают в работе учителя.
Для меня мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.
И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.
Данная система работы позволила мне:
Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;
Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний.
Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.
Проводить своевременно обработку полученных результатов.
Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель обязан владеть педагогической диагностикой.
Мониторинг и диагностика дают мне возможности:
увидеть несформированные математические умения, знания, представления;
увидеть проблемные тематические блоки;
определить общий уровень математической подготовки;
увидеть преимущества той или иной программы;
проследить динамику обученности;
определить прочность усвоения знаний, умений и навыков;
проследить осознанность и обобщенность знаний;
провести сравнительный анализ результатов промежуточных контрольных работ с результатами итоговой работы;
определить соответствие обученности и обучаемости;
выявить обучающихся как с низкими учебными возможностями, так и с высокими и запланировать дальнейшую работу;
активизировать целенаправленную работу по преемственности со средней школой;
определить эффективность работы учителя в целом.
Если использовать мониторинговую систему определения достижения учащихся, то процесс обучения становится более осмысленным и целенаправленным, что приведет к повышению качества знаний учащихся, повлияет на рост творческой активности.
Приложения
Приложение 1
Рейтинг учащихся за декабрь месяцпо предмету алгебра