kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мониторинг и диагностика качества знаний учащихся по математике как один из способов повышения качества знаний

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описано как применить мониторинг и динамику качества знаний учащихся по математике для повышения качества знаний по предмету.  В работе представлен опыт работы за последние годы. Мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи. Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Сравнительный анализ мониторинга в школе  по математике проходит:

- по итогам текущего контроля;

- по итогам четверти, полугодия;

- по итогам года;

- по итогам промежуточной и итоговой аттестаций.

Результаты мониторинга обрабатываются:

- по каждому ученику;

- по каждому классу;

- по предмету;

- рассматриваются в динамике в течение учебного года, по сравнению с предыдущими годами.  

Если использовать мониторинговую систему определения достижения учащихся, то процесс обучения  становится более осмысленным и целенаправленным, что  приведет к повышению качества знаний учащихся, повлияет на рост творческой активности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг и диагностика качества знаний учащихся по математике как один из способов повышения качества знаний »

МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ.

Качество образования — социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Одним из способов отслеживать качество обучения является педагогический мониторинг.

Мониторинг (англ. Monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы.

Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Сравнительный анализ мониторинга в школе по математике проходит:

- по итогам текущего контроля;

- по итогам четверти, полугодия;

- по итогам года;

- по итогам промежуточной и итоговой аттестаций.

Результаты мониторинга обрабатываются:

- по каждому ученику;

- по каждому классу;

- по предмету;

- рассматриваются в динамике в течение учебного года, по сравнению с предыдущими годами.

Уже несколько лет в нашей школе работает рейтинговая система. Мы используем программу, имеющую функции, позволяющие учитывать буквально каждую оценку учащегося по каждому предмету. За основу мониторинга я взяла результаты рейтинга по предмету. Обучающиеся видят результаты рейтинга по предмету и сравнивают себя не с соседом по парте, а с самим собой.( Приложение 1)

По результатам рейтинга за несколько месяцев диаграммы качества знании учащихся каждого класса в виде графиков, которые дают возможность вовремя проанализировать положение дел, принять конкретные меры и выправить ситуацию. ( Приложение 2) Являясь удобным инструментом в руках учителя, они не противоречат принципу индивидуального подхода, а органично дополняют его, определяют наиболее слабые позиции в учебном процессе.

Интерес также представляет диаграмма «Зон ближайшего внимания» , которая составляется по итогам четверти. ( Приложение 3) Последний столбец определяет средним балл ученика по всем предметам, последняя строка - средний балл всех учеников по предмету. После сортировке этих параметров в левую область смещаются предметы наиболее доступные для класса, а в верхние строки наиболее успевающие ученики. При этом хорошо видна граница между областью успеваемости и неуспеваемости. Эта граница становится зоной особого внимания учителя предметника и классного руководителя.

Выделив границу и работая именно с этими учениками по конкретным предметам, можно поэтапно из четверти в четверть сдвигать границу в нужном направлении. Таким образом экономятся силы преподавателей и сохраняется психологическое здоровье детей.

По полученным данным отслеживается мониторинг сложности предметам по результатам четверти. Если по результатам 2011-2012 учебного года математика стояла на 2 месте по сложности для обучающихся 5 класса месте, то по результатам первой четверти 2012-2013 учебного года математика уже стоит на 3 месте по степени сложности.

Ведется также и мониторинг успеваемости класса по предмету за несколько лет. Мониторинг также представляется в виде диаграмм качества знании учащихся, которые наглядно показывают диагностику качества знаний по математике. (Приложение 4)

Результаты мониторинга показывают стабильное качество знаний обучающихся 5 класса по математике, и можно говорить о том, что адаптационный период у ребят прошел спокойно и смена учителя не отразилась на качестве успеваемости, что является результатом подготовительной работы проведенной в 4 классе.

Я также провожу мониторинг результатов административных контрольных работ. Административные контрольные работы по математике в школе проходят по плану ВШК:

  1. Сентябрь – входная контрольная работа;

  2. Декабрь – контрольная работа за первое полугодие;

  3. Март – контрольная работа за третью четверть;

  4. Май – итоговая контрольная работа. (Приложение 5)

Мониторинг результатов административных контрольных работ показывает, что во всех классах качество знаний по алгебре в третьей четверти падает, что вероятнее всего связано с тем, что третья четверть в школе самая длинная и ребята к концу четверти устают больше, чем в остальных четвертях.

В течение всего учебного года веду мониторинг вычислительных навыков, ежемесячно провожу проверку техники вычисления. (Приложение 6) Полученные данные вносятся в личную карточку каждого обучающегося и строится график значений, где четко отслеживается картина за весь год.

Мониторинг вычислительных навыков показывает, что вычислительные навыки развиваются в 5 - 6 классах, в 7 – 9 классах идет спад значений вычислительной техники, значит на уроках алгебры и геометрии есть смысл уделять большее внимание на развитие вычислительных навыков. Ученики среднего звена плохо считают, предпочитая вычисления выполнять на калькуляторе, поэтому вычислительные навыки к концу 9-ого классы слабы, что сказывается на результатах ГИА. (Приложение 7)

В течение всего учебного года ведется подготовка к ГИА и ЕГЭ в 9 и 11 классах. Проводятся пробные экзаменационные работы в формате ГИ и ЕГЭ. По результатам этих работ проводится мониторинг готовности обучающихся 9-ого и 11-ого классов к ГИА и ЕГЭ. По результатам работ проводится анализ ошибок и намечаются шаги по устранению недочетов. Для проверки готовности учащихся 9 класса к сдаче ГИА была проведена исследовательская работа с использованием мониторинга и диагностики учебного процесса. Работа выявила, что в первой четверти 2012-2013 учебного года ГИА готовы сдать только 67% учащихся 9 класса.

Также провожу мониторинг результатов ЕГЭ и ГИА по годам, где, отслеживаю успеваемость, качество знаний, средний балл и наивысший баллы. (Приложение 8)


В 2012-2013 учебном году я начала применять тематический мониторинг в 5 классе. При завершении каждой большой темы, за несколько уроков до контрольной работы я провожу самостоятельную работу на 10 – 15 минут с ключевыми задачами этой темы. Проверка этих работ показывает, над чем нужно еще поработать, на что уделить внимание. После отработки возникших проблем у учащихся провожу контрольную работу и сравниваю результаты. Внося полученные результаты в таблицу, отслеживаю учащихся у которых данная тема вызывает затруднения.(Приложение 9)

Хотя обработка данных и требует большого количества времени, но полученные результаты помогают в работе учителя.

Для меня мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.

И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.

Данная система работы позволила мне:

  1. Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;

  2. Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний.

  3. Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.

  4. Проводить своевременно обработку полученных результатов.

Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель обязан владеть педагогической диагностикой.

Мониторинг и диагностика дают мне  возможности:

  • увидеть несформированные математические умения, знания, представления;

  • увидеть проблемные тематические блоки;

  • определить общий уровень математической подготовки;

  • увидеть преимущества той или иной программы;

  • проследить динамику обученности;

  • определить прочность усвоения знаний, умений и навыков;

  • проследить осознанность и обобщенность знаний;

  • провести сравнительный анализ результатов промежуточных контрольных работ с результатами итоговой работы;

  • определить соответствие обученности и обучаемости;

  • выявить обучающихся как с низкими учебными возможностями, так и с высокими и запланировать дальнейшую работу;

  • активизировать целенаправленную работу по преемственности со средней школой;

определить эффективность работы учителя в целом.

Если использовать мониторинговую систему определения достижения учащихся, то процесс обучения становится более осмысленным и целенаправленным, что приведет к повышению качества знаний учащихся, повлияет на рост творческой активности.









Приложения

Приложение 1

Рейтинг учащихся за декабрь месяц по предмету алгебра

----------------------------------------------------------------------------------

место ¦ Фамилия имя ¦ класс ¦ средний балл ¦ "5"¦ "4"¦ "3"¦ "2"¦"1"

----------------------------------------------------------------------------------

1 ¦ Ученик 1 ¦ 8 ¦ 5.000000 ¦ 8 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0

1 ¦ Ученик 2 ¦ 8 ¦ 5.000000 ¦ 7 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0

1 ¦ Ученик 3 ¦ 10 ¦ 5.000000 ¦ 11 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0

2 ¦ Ученик 4 ¦ 10 ¦ 4.923077 ¦ 12 ¦ 1 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0

3 ¦ Ученик 5 ¦ 7 ¦ 4.857143 ¦ 6 ¦ 1 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0

4 ¦ Ученик 6 ¦ 10 ¦ 4.727273 ¦ 8 ¦ 3 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0

Приложение 2

Мониторинг качества знаний обучающихся 11 класса за первое полугодие по результатам рейтинга по алгебре.







Приложение 3


Зоны ближайшего внимания обучающихся 5 класса по результатам 2011-2012 учебного года.

 

труд

физ-ра

музыка

ИЗО

бг

анг

ИКБ

родной

лит-ра

окр мир

матем

рус


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,916667

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,916667

5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,916667

6

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

4,818182

7

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,75

8

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,75

9

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

0

4,272727

10

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

0

0

3,916667

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

4,166667

12

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

4

13

1

1

1

1

 

1

1

1

0

0

0

0

4

14

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

3,833333

15

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

3,666667

16

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

3,5

 

5

5

4,875

4,6875

4,308

4,438

4,313

4,25

4,188

4,06

4,063

3,625

 



Зоны ближайшего внимания обучающихся 5 класса за первую четверть 2012 - 2013 учебного года

















 

технология

музыка

ИЗО

литература

физкультура

ИВТ

родной язык

ИКБ

русский язык

баш. Госуд.

природоведение

математика

история

английский язык


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,9286

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,9286

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,9286

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,8571

5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,8571

6

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,5714

7

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4,5714

8

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

4,3077

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

4,1538

10

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

0

4,1429

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

0

4,1429

12

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

0

0

4

13

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

0

0

0

0

4

14

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

0

3,9286

15

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

3,5714

16

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

3,3571

 

5

4,6

4,63

4,63

4,5

4,4

4,3

4,4

4,2

4

3,9

4,13

4,06

3,8

 





Приложение 4

Мониторинг обученности по математике обучающихся 5 класса.







Приложение 5

Мониторинг результатов административных контрольных работ

по алгебре обучающихся 7 класса 2010 -2011 учебный год:



Мониторинг результатов административных контрольных работ

по алгебре за 2010 -2011 учебный год:



Приложение 6

Фамилия, имя обучающегося: _______________

Учебный год: 2012- 2013

Класс 5




Приложение 7

Мониторинг вычислительных навыков по классам за третью четверть:




Приложение 8


Мониторинг результатов ЕГЭ по математике за 5 лет.




Мониторинг ГИА по математике за 4 года.






Приложение 9

Мониторинг трудных тем по математике в 5 классе.


 

Натуральные числа

Натуральные числа

Натуральные числа

Обыкновенные дроби

Обыкновенные дроби

 

 

с/р

к/р

с/р

к/р

с/р

к/р

с/р

к/р

с/р

к/р

 

Ученик1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Фарихьянова Алсу Рифгатовна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 243937

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства