Просмотр содержимого документа
«Математика для дошкольников»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением английского языка»
Эл.почта: olga-sch72@mail.ru654080, г. Новокузнецк, ул. Свердлова, 10, тел/факс (3843) 46-05-13
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Математика для дошкольников»
Возраст учащихся: _ 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Направленность: естественнонаучная
Разработчик:
Дубовик С.Т.
учитель начальных классов
Новокузнецкий городской округ, 2022
Комплекс основных характеристик ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ Программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математика для дошкольников» разработана в соответствии с:
1.Федеральным Законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральным законом РФ от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ № 467 от 3 сентября 2019 года).
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Паспортом приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).
7. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Приказом Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196».
9. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10. Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 02.07.2019 г. № 2028).
Уровень освоения содержания программы - 1 год обучения - стартовый уровень освоения содержания программы.
Актуальность Программы. Актуальность программы обусловлена запросом учащихся и их родителей (законных представителей) к повышению эффективности обучения в предшкольной подготовке и развитию интереса к математике. Социальный заказ очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Содержание элементарных математических представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста, основано на первоначальных, основополагающих понятиях, составляющих математическую действительность. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками, символами.
Программа способствует общему интеллектуальному развитию, дает возможность сделать собственное «открытие», знакомит с оригинальными путями рассуждений и способами овладения элементарными навыками исследовательской деятельности учащимся, повышает учебную мотивацию.
Адресат программы. Данная программа рассчитана на детей возраста – 5 – 7 лет .
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общий объём часов по программе – 64 часа.
Формы обучения и формы организации обучения: очное обучение. Основной формой обучения в объединении является очное занятие.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия составляет 25 минут.
Цель Программы: всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста, выработка целевых ориентиров, способствующих адаптации детей при переходе на новый уровень образования.
Задачи курса:
- формировать интерес к предмету;
- способствовать развитию познавательной активности и основных приемов мыслительной деятельности детей: анализу, синтезу, обобщению, классификации, установлению закономерностей; развитию образного мышления (ощущения, восприятия, представления);
- познакомить детей с общими математическими понятиями;
- способствовать формированию объема внимания и памяти;
- формировать интерес и стремление к приобретению опыта решения логических задач.
Учебно-тематический план программы
«Математика для дошкольников»
№
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
Общее
Теория
Практика
1.
Свойства, сравнение предметов
6
1
5
Наблюдение. Беседа, игра.
2.
Геометрический материал
6
1
5
Наблюдение. Беседа.
3.
Отношение: часть - целое
5
1
4
Наблюдение. Беседа, игра.
4.
Временные отношения
6
1
5
Наблюдение. Беседа.
5.
Пространственные отношения
7
1
6
Наблюдение. Беседа.
6.
Числовой отрезок до 10
26
9
17
Наблюдение. Беседа.
7.
Логические задачи
8
1
7
Наблюдение. Беседа.
Итого:
64
15
49
Содержание программы
Раздел 1.Свойства предметов (6 часов).
Свойства предметов. Выявление и сравнение свойств предметов. Сравнение групп предметов. Нахождение общего свойства группы предметов. Представление о признаках сходства и различия между предметами. Формирование умения сравнивать группы предметов путем составления пар. Понятие равенства, неравенство. Установление равночисленности групп с помощью соответствия.
Раздел 2.Геометрический материал (6 часов).
В стране Геометрии. Город геометрических фигур. Барон Квадрат. Граф Треуголник. Воевода Прямоугольник. Купец Круг. «Почини одеяло». Прятки с фигурами.
Раздел 3. Отношение: часть – целое (5 часов).
Представление о сложении как объединении групп предметов. Пирожное с плюсом.
Представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Торт с минусом.
Раздел 4. Временные отношения (6 часа).
Есть ли в сказках математика? Сказка о времени. Путешествие по железной дороге. Загадки «Когда это бывает?» Опасная схватка с колдуном Времени.
Времена года. Дни недели. Работа по картам. Работа с календарями.
Ссора времени суток. Нестандартные задачи, связанные со временем.
Раздел 5.Пространственные отношения (7 часов).
Пространственные отношения. Уточнение пространственных отношений на, над, под, слева, справа, между, посередине. Динамические картинки. Игра с точкой. Вверх-вниз пол числовой лестнице. Игра «Муха». Внутри – снаружи. Игры на уточнение. Кот у гнезда. Обручи. Мы идем в цирк.
Раздел 6.Числовой отрезок до 10 (26 часов).
Волшебные цифры. Математические сказки. В гостях у цифры1,2,3,4,5,6,7,8,9,0. С кем дружит цифра 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Нолик и его друзья. Семь цветов радуги. Сказка про Семерку – Кочергу. Откуда появились названия дней недели? Игра «В гостях у зайки». Путешествие по числовому отрезку. Соотношение цифры 1-10 с количеством. Игры «Школа», «Третий, четвертый – лишний».
Решение задачек с цифрой 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.
Раздел 7. Логические задачи (8 часов).
Символы. Использование символов для обозначения цвета, формы, размера. А что было бы, если бы все было круглое, квадратное, треугольное, прямоугольное, овальное с углами и без углов? «Веселые задачи!». Математика в лесу. Математический лабиринт «Догони-ка!». «Морской бой». Упражнения по выбору детей.
Планируемые результаты:
-у учащихся сформирован интерес к занятиям по математике;
- у учащихся сформирован интерес к приобретению опыта решения логических задач;
учащиеся умеют выполнять простейшие умозаключения
учащиеся умеют работать с геометрическими фигурами;
у учащихся будут развиваться познавательная активность и основные приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение, абстракция, классификация, установление закономерностей.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
№
Год обучения
Объем учебных часов
Всего учебных недель
Количество учебных дней
Режим работы
1
1
64
32
64
2 занятия в неделю
Условия реализации Программы
Занятия по Программе могут проходить в любом кабинете, необходимо обеспечить учащихся материалами по теме занятий, инструментами: линейки, наборы счётных палочек, наборы геометрических фигур, дидактическим материалом; информационными ресурсами (аудио, видео, фото), интернет источниками; кадровое обеспечение-учителя начального общего образования.
Формы контроля
Наблюдение.
Устная индивидуальная беседа.
Игры.
Оценочные материалы: критерии оценки достижения планируемых результатов (чек лист).
Чек-лист оценки достижений планируемых результатов
Курс «Математика для дошкольников»
Учитель __________________
№
Ф.И. уч-ся
Планируемые результаты
Итогчел.%
Развитие навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, выделение главного, умения доказывать и опровергать, делать несложные выводы
Приобретение опыта решения логических задач
Развитие навыков общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других
Демонстрирует широкий кругозор, проявляют познавательный интерес;
Демонстрирует стремление к личностному росту
Сформирован интерес к игровой деятельности
Итого
1 балл – умеет/знает
0 баллов – не умеет/не знает
Методическое обеспечение: информационные, прикладные(компьютер с мультимедиа проектором и интерактивной доской, информационное обеспечение – видео -, фото -, интернет источники, учебно-методический портал http://www.uchmet.ru/library/add_school/entertainment/lessons_sum)
http://www.openclass.ru
Список литературы:
1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2019.
2. Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2020.
3. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2019.
4.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2018. – 240с.-(Мастерская учителя)
5.Петерсон Л.Г. Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002.
6. Петерсон Л.Г. «Раз – ступенька, два - ступенька». – Ч. 1, 2. – М.:Ювента,2020.
7.Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два - ступенька»-методические рекомендации к частям 1 и 2. – М.:«Баласс», 2020.
8. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной. «Раз – ступенька, два – ступенька» - развитие математических представлений детей 5-7 лет. Ч. 1, 2. – М.:Ювента,2020.
9. Чупина Т.В. Геометрия для малышей. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2017 г., 16 стр.
10. Володина Н.В., Егупова В.А. Годовой курс обучающих занятий: для одарённых детей 5-6 лет.-М: Эксмо, 2017. – 320с.-ил.(Ломоносовская школа)
11. Пушков А.Е. Пропись. Укрепление руки и выработка чёткости линий.
Электронные образовательные ресурсы
Название сайта Электронный адрес
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Издательский дом «1 сентября») http://festival.1september.ru