kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Математика для дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5 - 7 лет, целью которой является 

всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста, выработка целевых

ориентиров, способствующих адаптации детей при переходе на новый уровень образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математика для дошкольников»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением английского языка»

Эл.почта: olga-sch72@mail.ru 654080, г. Новокузнецк, ул. Свердлова, 10, тел/факс (3843) 46-05-13






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Математика для дошкольников»



Возраст учащихся: _ 5-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Направленность: естественнонаучная




Разработчик:

Дубовик С.Т.

учитель начальных классов

















Новокузнецкий городской округ, 2022



Комплекс основных характеристик ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ Программы


Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математика для дошкольников» разработана в соответствии с:

1.Федеральным Законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральным законом РФ от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).

4. «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ № 467 от 3 сентября 2019 года).

5. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

6. Паспортом приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).

7. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

8. Приказом Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196».

9. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

10. Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 02.07.2019 г. № 2028).

Уровень освоения содержания программы - 1 год обучения - стартовый уровень освоения содержания программы.

Актуальность Программы. Актуальность программы обусловлена запросом учащихся и их родителей (законных представителей) к повышению эффективности обучения в предшкольной подготовке и развитию интереса к математике. Социальный заказ очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Содержание элементарных математических представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста, основано на первоначальных, основополагающих понятиях, составляющих математическую действительность. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками, символами.

Программа способствует общему интеллектуальному развитию, дает возможность сделать собственное «открытие», знакомит с оригинальными путями рассуждений и способами овладения элементарными навыками исследовательской деятельности учащимся, повышает учебную мотивацию.

Адресат программы. Данная программа рассчитана на детей возраста – 5 – 7 лет .

Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общий объём часов по программе – 64 часа.

Формы обучения и формы организации обучения: очное обучение. Основной формой обучения в объединении является очное занятие.

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия составляет 25 минут.

Цель Программы: всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста, выработка целевых ориентиров, способствующих адаптации детей при переходе на новый уровень образования.

Задачи курса:

- формировать интерес к предмету;

- способствовать развитию познавательной активности и основных приемов мыслительной деятельности детей: анализу, синтезу, обобщению, классификации, установлению закономерностей; развитию образного мышления (ощущения, восприятия, представления);

- познакомить детей с общими математическими понятиями;

- способствовать формированию объема внимания и памяти;

- формировать интерес и стремление к приобретению опыта решения логических задач.

Учебно-тематический план программы

«Математика для дошкольников»

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Общее

Теория

Практика

1.

Свойства, сравнение предметов

6

1

5

Наблюдение. Беседа, игра.

2.

Геометрический материал

6

1

5

Наблюдение. Беседа.

3.

Отношение: часть - целое

5

1

4

Наблюдение. Беседа, игра.

4.

Временные отношения

6

1

5

Наблюдение. Беседа.

5.

Пространственные отношения

7

1

6

Наблюдение. Беседа.

6.

Числовой отрезок до 10

26

9

17

Наблюдение. Беседа.

7.

Логические задачи

8

1

7

Наблюдение. Беседа.

Итого:

64

15

49



Содержание программы

Раздел 1. Свойства предметов (6 часов).

Свойства предметов. Выявление и сравнение свойств предметов. Сравнение групп предметов. Нахождение общего свойства группы предметов. Представление о признаках сходства и различия между предметами. Формирование умения сравнивать группы предметов путем составления пар. Понятие равенства, неравенство. Установление равночисленности групп с помощью соответствия.

Раздел 2. Геометрический материал (6 часов).

В стране Геометрии. Город геометрических фигур. Барон Квадрат. Граф Треуголник. Воевода Прямоугольник. Купец Круг. «Почини одеяло». Прятки с фигурами.

Раздел 3. Отношение: часть – целое (5 часов).

Представление о сложении как объединении групп предметов. Пирожное с плюсом.

Представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Торт с минусом.

Раздел 4. Временные отношения (6 часа).

Есть ли в сказках математика? Сказка о времени. Путешествие по железной дороге. Загадки «Когда это бывает?» Опасная схватка с колдуном Времени.

Времена года. Дни недели. Работа по картам. Работа с календарями.

Ссора времени суток. Нестандартные задачи, связанные со временем.

Раздел 5. Пространственные отношения (7 часов).

Пространственные отношения. Уточнение пространственных отношений на, над, под, слева, справа, между, посередине. Динамические картинки. Игра с точкой. Вверх-вниз пол числовой лестнице. Игра «Муха». Внутри – снаружи. Игры на уточнение. Кот у гнезда. Обручи. Мы идем в цирк.

Раздел 6. Числовой отрезок до 10 (26 часов).

Волшебные цифры. Математические сказки. В гостях у цифры1,2,3,4,5,6,7,8,9,0. С кем дружит цифра 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Нолик и его друзья. Семь цветов радуги. Сказка про Семерку – Кочергу. Откуда появились названия дней недели? Игра «В гостях у зайки». Путешествие по числовому отрезку. Соотношение цифры 1-10 с количеством. Игры «Школа», «Третий, четвертый – лишний».

Решение задачек с цифрой 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.

Раздел 7. Логические задачи (8 часов).

Символы. Использование символов для обозначения цвета, формы, размера. А что было бы, если бы все было круглое, квадратное, треугольное, прямоугольное, овальное с углами и без углов? «Веселые задачи!». Математика в лесу. Математический лабиринт «Догони-ка!». «Морской бой». Упражнения по выбору детей.

Планируемые результаты:

- у учащихся сформирован интерес к занятиям по математике;

- у учащихся сформирован интерес к приобретению опыта решения логических задач;

учащиеся умеют выполнять простейшие умозаключения

учащиеся умеют работать с геометрическими фигурами;

у учащихся будут развиваться познавательная активность и основные приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение, абстракция, классификация, установление закономерностей.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график

Год обучения Объем учебных часов Всего учебных недель Количество учебных дней Режим работы
1 1 64 32 64 2 занятия в неделю


Условия реализации Программы

Занятия по Программе могут проходить в любом кабинете, необходимо обеспечить учащихся материалами по теме занятий, инструментами: линейки, наборы счётных палочек, наборы геометрических фигур, дидактическим материалом; информационными ресурсами (аудио, видео, фото), интернет источниками; кадровое обеспечение-учителя начального общего образования.

Формы контроля

Наблюдение.

Устная индивидуальная беседа.

Игры.

Оценочные материалы: критерии оценки достижения планируемых результатов (чек лист).












Чек-лист оценки достижений планируемых результатов

Курс «Математика для дошкольников»

Учитель __________________

Ф.И. уч-ся

Планируемые результаты

Итогчел.%


Развитие навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, выделение главного, умения доказывать и опровергать, делать несложные выводы

Приобретение опыта решения логических задач

Развитие навыков общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других

Демонстрирует широкий кругозор, проявляют познавательный интерес;


Демонстрирует стремление к личностному росту

Сформирован интерес к игровой деятельности


















































































Итого









1 балл – умеет/знает

0 баллов – не умеет/не знает


Методическое обеспечение: информационные, прикладные (компьютер с мультимедиа проектором и интерактивной доской, информационное обеспечение – видео -, фото -, интернет источники, учебно-методический портал http://www.uchmet.ru/library/add_school/entertainment/lessons_sum)

http://www.openclass.ru


Список литературы:

1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2019.

2. Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2020.

3. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2019.

4.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2018. – 240с.-(Мастерская учителя)

5.Петерсон Л.Г. Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002.

6. Петерсон Л.Г. «Раз – ступенька, два - ступенька». – Ч. 1, 2. – М.:Ювента,2020.

7.Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два - ступенька»-методические рекомендации к частям 1 и 2. – М.:«Баласс», 2020.

8. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной. «Раз – ступенька, два – ступенька» - развитие математических представлений детей 5-7 лет. Ч. 1, 2. – М.:Ювента,2020.

9. Чупина Т.В. Геометрия для малышей. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2017 г., 16 стр.

10. Володина Н.В., Егупова В.А. Годовой курс обучающих занятий: для одарённых детей 5-6 лет.-М: Эксмо, 2017. – 320с.-ил.(Ломоносовская школа)

11. Пушков А.Е. Пропись. Укрепление руки и выработка чёткости линий.

Электронные образовательные ресурсы

Название сайта Электронный адрес

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Издательский дом «1 сентября») http://festival.1september.ru

Онлайн платформа «Учи.ру» https://uchi.ru

Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс» http://www.openclass.ru

Календарно – тематическое планирование

по курсу «Математика для дошкольников»


п/п

Дата

Тема урока

1


Путешествие в Царство математики

Свойства предметов

2


Свойства предметов: цвет, форма, размер. Материал.

3


Выявление и сравнение свойств предметов. Обозначаем признак

4


Группируем предметы, обозначаем признак.

5


Поиск закономерностей. Таблицы.

6


Сравнение групп предметов по количеству. Обобщающие слова. Выделяем лишний предмет.

7


Установление равночисленности групп с помощью соответствия. Равенство и неравенство чисел.


Геометрический материал

8


Откуда появились геометрические фигуры?

9


Знакомство фигур друг с другом.

10


Барон Квадрат. Купец Круг.

11


Воевода прямоугольник.

12


Граф треугольник. Игра «Почини одеяло».

13


Фантазия геометрических фигур. Прятки с фигурами.



Отношение: часть – целое

14


Отношение: часть – целое. Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое.

15


Объединяем предметы в одно целое. Пирожное с плюсом.

16


Представление о сложении как объединении групп предметов.


17


Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого.

18


Неразлучные друзья крокодил Гена и Чебурашка. Пара. Игра «Торт с минусом».

Временные отношения

19


Сказка о времени.

20


Вчера. Сегодня. Завтра. Временные отношения: раньше, позже.

21


Путешествие по железной дороге.

22


«Когда это бывает?» Календарь. Времена года. Дни недели.

23


Ссора времени суток.

24


Опасная схватка с колдуном Времени.

Пространственные отношения

25


Путешествие по городу. Пространственные отношения слева, справа.

26


Пространственные отношения слева, справа, на, над, под. Игра «Морской бой».

27


Пространственные отношения между, посередине

28


Пространственные отношения внутри, снаружи

29


Пространственные отношения впереди, сзади

30


Уточнение пространственных отношений на, над, под, слева, справа, между, посередине. Динамические картинки. Игра с точкой.

31


Вверх-вниз пол числовой лестнице. Игра «Муха».



Числовой отрезок до 10

32


Мы идём в цирк. Один - много

33


В гостях у цифры 1. Количество и счет.

34


С кем дружит цифра 1?

35


В гостях у цифры 2. Пара.

36


С кем дружит цифра 2?

37


Путешествие по сказке «Три поросенка».

38


С кем дружит цифра 3?

39


Игра «Четвертый лишний».

40


С кем дружит цифра 4?

41


Монеты. Пятак. Цифра 5.

42


С кем дружит цифра 5?

43


Числа от 1 до 5. Математический рассказ

44


В гостях у цифры 6. Геометрические фигуры.

45


С кем дружит цифра 6?

46


7 чудес света. Число 7

47


С кем дружит цифра 7?

48


В гостях у цифры 8.

49


С кем дружит цифра 8?

50


В гостях у цифры 9.

51


С кем дружит цифра 9?

52


Нолик и его друзья.

53


Как появилось число 10?

54


Путешествие гусеницы. Числовой отрезок.



Логические задачи

55


Символы. Использование символов для обозначения цвета, формы, размера.

56


Числовые ребусы.

57


Есть ли в сказках математика?

58


Математические сказки.

59


Задачи на упорядочивание множеств.

60


Задачи – шутки.

61


Комбинаторные задачи.

62


Математический лабиринт «Догони-ка!» Символы.

63


Магические квадраты. Игра « Строим дом»

64


Повторение. Игра «Скоро в школу».


9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Математика для дошкольников

Автор: Дубовик Светлана Тарасовна

Дата: 31.08.2022

Номер свидетельства: 612480

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Игры по математике для дошкольников. "
    ["seo_title"] => string(40) "ighry-po-matiematikie-dlia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "157183"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421567769"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Занимательная математика для дошкольников"
    ["seo_title"] => string(42) "zanimatelnaia_matematika_dlia_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "474319"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1530011603"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Урок по математике для дошкольников "Отрезок. Луч""
    ["seo_title"] => string(49) "urok_po_matematike_dlia_doshkolnikov_otrezok_luch"
    ["file_id"] => string(6) "506594"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1554812163"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект занятия "Занимательная математика для дошкольников""
    ["seo_title"] => string(61) "konspekt_zaniatiia_zanimatelnaia_matematika_dlia_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "546308"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1586703096"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Математика для дошкольника"
    ["seo_title"] => string(27) "matematika_dlia_doshkolnika"
    ["file_id"] => string(6) "572999"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1613139718"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства