Просмотр содержимого документа
«Урок по математике для дошкольников "Отрезок. Луч"»
Урок математики для дошкольников (Рабочая тетрадь Петерсон «Раз- ступенька, два- ступенька..»)
Тема: Отрезок. Луч.
Цель: сформировать представление о геометрических фигурах: луче, отрезке.
Познавательные умения:определять и сравнивать геометрические фигуры: луч, отрезок и обосновать своё мнение;
Предметные умения: называть геометрическую фигуру, распознавать ёё;
выполнять построение геометрической фигуры: луч, отрезок.
Материалы к занятию: изображение чудачка, линейки, верёвочки, геометрические фигуры, катушка с верёвочкой (2 шт.), смайлики (весёлые и грустные), линейки, альбомный лист, простой карандаш, резинка.
Психологическая установка на работу
- Улыбнёмся друг другу, ребята. Сегодня у нас на занятии гости: наши педагоги и родители. Посмотрите на них, поприветствуйте кивком головы и больше не отвлекайтесь.
Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парту. Повторяйте за мной вполголоса:
- я в классе на занятии;
- сейчас я начну учиться;
- я радуюсь этому;
- внимание моё растёт;
- память моя крепка;
- голова мыслит ясно;
- я хочу учиться;
- я готов к работе;
- работаю!
Работа с числовой лентой.
Все вы знаете, что математика- точная наука. Цифры и числа в ней живут по правилам.
Мы знаем прямой счёт
1. Повторим прямой счёт (от 1 до 10)
2.Повторим обратный счёт (от 10 до 1)
3.У каждого числа есть соседи
Назовите соседей числа 5, 4, 8 и т.д.
4.Артём, посчитай от 7 до 3, от 5 до 9 и т.д.
Встали все:
5.А теперь все вместе:
Сколько раз ногою топнем (показываю на цифру 7)
Столько раз руками хлопнем
Мы наклонимся сейчас столько раз
Мы присядем ровно столько…
Ай да счёт, игра и только!
Потихоньку садитесь.
Работа с геометрическим материалом.
- Много ль надо нам, ребята, для умелых наших рук?
Нарисуем 2 квадрата,
А потом огромный круг,
А потом ещё кружочки,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел развесёлый
Человечек- чудачок.
(на доске геом.фигуры: ∆ ○ □ )
К доске.
- Что можно рассказать об этих фигурках?
- Какие новые фигуры мы ещё не знаем? (или знаем, но ещё плохо).
- Какую ставим задачу? (узнать всё о новых фигурах).
IV. Новый материал.
а. Чтобы узнать всё о 1-й новой фигуре, послушайте мой рассказ.
- Жил-был Карандаш. Пошёл он в гости к прямой линии, поставил на ней 2 точки. Вот так:
За ним в гости пришла к прямой линии Резинка. Взяла да и стёрла часть прямой. Получилась не прямая, а 2 новых фигуры! Итак: новая фигура- это часть прямой.
- Как же называется эта фигура?
Чтобы лучше запомнить, нарисую солнышко.
- Чем отличается луч от прямой?
Луч- это часть прямой, ограниченная с одной стороны. Луч можно назвать, поставив рядом с точкой букву. А О (прочитаем).
б. чтобы узнать всё о 2-й новой фигуре, послушайте мой рассказ о путешествии.
Мне нужны 2 помощника. (верёвочка!)
- Итак, Точка вышла на прямую линию и пошла по этой прямой. Шла- шла, устала. Остановилась и говорит : долго ли я ещё буду идти. Скоро ли конец прямой? (что вы ей ответите, ребята?)
(дети убеждаются, что прямую можно продолжить в обе стороны сколько угодно долго).
Без конца и края-
Линия прямая.
Хоть 100 лет по ней иди,
Не найдёшь конца пути.
- Опечалилась Точка. Как же мне быть? Так и идти без конца? Тут появились ножницы. Узнали они, о чём печалится точка, щёлкнули перед самым её носом и разрезали ленту дороги сначала с одной стороны, а потом- и с другой. (показываю)
(на доску магнитами прикрепить!)
- Как интересно!- воскликнула Точка. Я оказалась на части прямой с двумя границами. Что же это такое? (дети высказываются). (Это отрезок – часть прямой. Отрезок ограничен с двух сторон. Его можно тоже назвать, поставив рядом с точками буквы)
Е Н (прочитаем).
- Чем отличается отрезок от прямой? Сколько границ- точек у отрезка?
- Рассмотрите рисунок с ножницами. (стр. 36). Как вы думаете, откуда появилось такое название- отрезок? На парте у вас верёвочки. Как можно назвать фигуру? Можно ли из неё сделать отрезок?
Физ. Минутка. (Капуста; стол) или пальцы.
Закрепление. Работа в тетради.
Стр. 36, № 2.
VI. Самостоятельная работа.
№3. Покажите нашим гостям, как вы умеете работать самостоятельно.
VII. Итог. Рефлексия.
Итак, ребята, с какими новыми фигурами вы познакомились? Чем отличается луч от отрезка?
- На парте у вас лежат 2 точки с разными настроениями. С помощью ваших точек настроения покажите весёлую: кому было всё понятно, интересно, кто научился определять луч и отрезок.