Краткосрочная дополнительная программа по математике 5 класс
Краткосрочная дополнительная программа по математике 5 класс
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественно-научного направления, созданная для организации профильного математического отряда учащихся 5 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
РАЗДЕЛ № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Цели и задачи программы
5
1.3.
Учебный план
6
1.4.
Содержание программы
7
1.5.
Планируемые результаты
9
РАЗДЕЛ №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.
Условия реализации программы
11
2.2.
Формы аттестации
11
2.3.
Оценочные материалы
11
2.4.
Календарно- тематическое планирование
12
2.5.
Список источников
14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Классификация программы и её направленность
«Математика – царица все наук» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности, направление – математическое, созданная для организации деятельности профильного математического отряда в соответствии с современными требованиями образования и возрастными особенностями, потребностями и интересами подростков.
При разработке данной программы были учтены нормативно-правовые документы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ.
Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидеомиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
Письмо от 18 ноября 2015 года № 09-3242 Министерства образования и науки Российской Федерации «По проектированию дополнительных общеразвивающих программах (включая разноуровневые программы)»
Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 г. №1321 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края».
Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (утв. Приказом Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования ««Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» №383-П от 26 сентября 2019 года
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Правовой лицей имени Сергея Николенко».
Актуальность программы
Подростковый возраст – это период интенсивного развития самосознания, личностной рефлексии, активного поиска путей самореализации и самоутверждения. Нынешнее молодое поколение стремится к самостоятельности, и хотят провести лето с пользой. Все это даёт им данная программа.
Педагогическая целесообразность программы. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.
Адресат программы.Программа рассчитана на обучающихся 11-12 лет, на обучение по программе принимаются все желающие независимо от интеллектуальных и творческих способностей детей. Группа может состоять из обучающихся одного возраста или быть разновозрастной, включать детей 11-12 лет (5 класс)
Объем программы, сроки усвоения, режим занятий.Уровень программы – стартовый. Форма обучения: очная. Продолжительность реализации программы 15 рабочих дней, общее количество учебных часов – 15 часов (ежедневно по 1 часу).
Режим занятий соответствует нормам, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Продолжительность одного занятия 40 минут.
Формы организации образовательной деятельности: групповые занятия в разновозрастной группе. Количественный состав: 13-18 человек.
Учебные занятия проходят в следующих формах: Массовые (проведение коллективных творческих дел отряда, викторины), групповые (различные соревнования, выпуск математической газеты), индивидуальные (беседы, тренинги, экскурсии, изготовление и выставка математических моделей, выпуск презентации).
Форма организации занятий: индивидуальная, по подгруппам, групповая.
Формы проведения занятий:
-комбинированное (совмещение теоретической и практической частей занятий; проверка знаний ранее изученного материала; отработка навыков и умений);
-теоретическое (сообщение и усвоение новых знаний при объяснении новой темы, изложенного нового материала, основных понятий, определений терминов, совершенствование и закрепление знаний);
-практическое (формирование умений и навыков, их осмысление и закрепление на практике);
-итоговое занятие (проводиться по окончанию освоения программы).
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи программы:
Предметные:
пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям, расширение кругозора;
расширение и углубление знаний по предмету;
специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;
решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
Метапредметные:
раскрытие творческих способностей учащихся;
развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
Личностные:
воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
воспитание терпения, наблюдательности, умения доводить работу до конца;
воспитание интереса к занятиям математикой.
1.3 Учебный план:
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов
Формы аттестаци и/контрол
я
Всего часов
теория
практи ка
1.
О математике – с улыбкой (знакомство)
1
1
1
Изготовление книжки-раскладушки
2.
Топологические опыты. Лист Мебиуса. Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком
2
1
1
Изготовление моделей
3.
Задачи и игры со спичками
2
1
1
конкурс
4.
Создание кроссвордов, числовых ребусов. Решение задач на разрезание
3
1
2
Выставка, изготовление новых фигур при разрезании
5.
Из истории возникновения оригами
2
1
1
Изготовление моделей
6.
Игры с многогранниками
4
1
3
Изготовление и выставка моделей.
7.
Итоговое занятие
1
1
олимпиада
итого
15
6
10
1.4 Содержание программы
Раздел 1. О математике – с улыбкой (знакомство)
Теория. Техника безопасности. История возникновения математики, учены -математики.
Практика. Веселая викторина. История математики. Высказывания великих людей о математике (создание книжки - раскладушки).
Раздел 2. Топологические опыты. Лист Мебиуса. Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком
Теория. Исторический очерк о Мебиусе. Несколько слов о топологии. Лист Мебиуса как геометрический объект. Свойства листа Мебиуса. Решение задачи на вычерчивание фигур не отрывая карандаш от бумаги. Признаки вычерчивания фигур одним росчерком.
Практика. Изготовление листа Мебиуса и проведение экспериментов с ним. Выполнение упражнений на получение фигур одним росчерком.
Раздел 3. Задачи и игры со спичками
Теория. История возникновения таких задач. Разновидности задач со спичками. Правила игры со спичками.
Практика. Решение различных задач со спичками.
Раздел 4. Создание кроссвордов, числовых ребусов. Решение задач на разрезание.
Теория. Понятие числового ребуса. Условие числового ребуса. Виды ребусов. Правила восстановления записи числового ребуса. Задачи на клетчатой бумаге. Задачи, связанные с фигурами-пентамино
Практика. Обсуждение и решение задач на числовые ребусы (создание своего числового ребуса). Задачи, в которых разрезание фигур (в основном это квадраты и прямоугольники) идет по сторонам клеток. Задачи разбиения плоскости, в которых нужно находить сплошные разбиения прямоугольников на плитки прямоугольной формы, задачи на составление паркетов, задачи о наиболее плотной укладке фигур в прямоугольнике или квадрате, задачи, в которых одна фигура разрезается на части, из которых составляется другая фигура.
Раздел 5. Из истории возникновения оригами
Теория. Связь между математикой и методом оригами. Оригами - мир геометрических фигур: треугольников, квадратов, многоугольников, призм.
Практика. Выполнение геометрических фигур в технике оригами
Решение математических задач: нахождение параллелей и диагоналей, деление целого на части, получение различных видов треугольников и многогранников.
Раздел 6. Игры с многогранниками.
Теория. Знакомство с видами многогранников. Использование многогранников для игр со своими сверстниками.
Практика. Использование правильного додекаэдра в качестве календаря — библиографического справочника; правильного икосаэдра-в качестве фишки в игре для младших школьников. Изготовление из 20 правильных тетраэдров извивающегося кольца.
Раздел 7. Итоговое занятие
Практика. Итоговая олимпиада проводится как форма итогового занятия по освоению программы. Мероприятие проводится по правилам проведения классической олимпиады по математике. В работу включаются задания, которые были предметом обсуждения на занятиях.
1.5 Планируемые результаты
Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:
познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике;
познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач;
освоить логические приемы, применяемые при решении задач;
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию
познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков.
расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;
познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;
познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;
приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;
приобрести опыт презентации собственного продукта.
Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.
самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
составлять план решения проблемы (задачи).
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
РАЗДЕЛ №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы.
Учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий.
Наглядные пособия, дидактические игры, канцелярские товары (приобретаются с согласия родителей) , спортивный инвентарь.
Компьютер.
Мультимедийное оборудование.
Методическое обеспечение программы.
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера дается либо в виде игры, где дети сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами, а также в форме презентаций, видеофильмов, викторин. Интенсивно применяются методы групповой работы, ориентированные на детей с разным темпом восприятия, запоминания и качеством выполнения учебно-игровых заданий. Для этого педагог должен в совершенстве владеть различными педагогическими технологиями.
Технологии, используемые в рамках реализации программы:
1. Игровые.
2. Проектные.
3. Здоровьесберегающие.
4. Личностно-ориентированного обучения.
2.2. Формы аттестации
По отдельным разделам программы: выставка работ, творческие работы (книжка-раскладушка, календари)
По итогам освоения программы: олимпиада.
2.3. Оценочные материалы
Программой предусматривается следующие виды контроля:
-Входной (начало освоения программы). Контроль осуществляется в форме опроса, педагогического наблюдения;
-Текущий (в процессе освоения программы), формы текущего контроля такие как детские работы, наблюдение, опрос.
-Итоговый (в конце освоения программы), олимпиада, участие в конкурсах.