Просмотр содержимого документа
«Использование игр с математическим содержанием как средство закрепления учебного материала у детей старшего дошкольного возраста»
Использование игр с математическим содержанием
как средство закрепления учебного материала у детей старшего дошкольного возраста
Болгова Елена Лаврентьевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №125»,г.Новокузнецк
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
Большие возможности в развитии представлений о счете и числе у детей дошкольного возраста могут предоставлять игры с математическим содержанием. Интерес педагогов к данной проблеме объясняется тем, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
По характеру используемого материала игры с математическим содержанием принято делить на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные.
Математические игры используются и в свободное время, вне занятий. З.А. Михайлова рекомендует с этой целью использовать уголок занимательной математики. Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру.
Использование игр с математическим содержанием осуществляется непосредственно на занятии, являясь средством формирования новых знаний,
расширения, закрепления учебного материала, в свободное от занятий время, в работе с группой, подгруппой, в индивидуальных занятиях с ребенком. Предлагаю вашему вниманию серию игр, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми моей группы, и очень им нравятся
Игра «Настойчивость»
Ребенок держит в руках небольшую коробочку с «автобусами» внутри, накрытую сверху стеклом; легким встряхиванием рук стремится перекатить 4автобусы под крышу «депо» согласно номерам, указанным на «автобусах» и на отделениях «депо» . Помимо решения задачи счета, в игре воспитывается внимание, сосредоточенность, координация мелких мускулов рук.
Игра «Живое число»
Дети получают таблички с нарисованными кружками от 1 до 10. По сигналу ведущего «Числа, станьте по порядку» (можно в прямом и обратном порядке) играющие должны стать в шеренгу в соответствии с числом кружков, нарисованных на табличках.
Игра «Чудесный мешочек»
направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами.
В чудесном мешочке находятся счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько тот услышит ударов молоточка, бубна, или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети считают количество ударов и показывают цифру, соответствующую количеству ударов. Выполнение задания проверяют все вместе. Ведущим становится другой ребенок, игра повторяется.
Игра «Сколько?»
упражняет детей в счете. На доске закрепляется 6—8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю
загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. Сидит девица в темнице, а коса на
улице». Играющие, догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру 4. Кто быстрее поднял цифру, становится ведущим.
Вместо загадок можно давать описание предмета. Например:
«Это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает, но хорошо знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько».
Игра «Считай — не ошибись!»
помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнению в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проводится в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.
В игре Путаница
цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует их действия.
В игре «Какой цифры не стало?»
убирают одну - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра должна стоять и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.
Игрой «Убираем цифры»
можно заканчивать работу с цифрами на занятии. Перед всеми на столах разложены цифры первого десятка. дети по очереди загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает ее из числового ряда. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть З раза); убрать цифру, которая встречается в названии сказки о Белоснежке, и т. д.
Игра «Которой игрушки не стало?»
Ведущий выставляет несколько разнородных игрушек. дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева. Правильно и полно ответивший становится ведущим.
Игра «Кто первый назовет?»
Детям показывают картинку, на которой в ряд (слева направо или сверху вниз) изображены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, снизу, сверху. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовет игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.
Игра «Считай, не ошибись»
Игра помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры им говорится, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и
называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.
Игра «Назови следующее число»
Дети стоят в круге. Ведущий бросает мяч любому из детей и называет какое – нибудь число. Поймавший
называет следующее число и возвращает мяч ведущему. (несколько раз воспитатель повторяет число 4, дети соответственно - 5)
Игра «Отгадай число»
Играют два ребенка (по одному из каждой команды). По заданию воспитателя дети быстро называют числа (меньше 6, но больше 4; больше 4, но меньше 6 и т. д.). Ребенок, выполнивший требования игры, получает фишку. Тот, у кого будет больше фишек, объявляется победителем.
Игра «Трамвай»
Воспитатель раздает детям по две карточки с числами. Ребенок, который держит в руке большую карточку с числом 5, будет «трамваем №5». В трамвай «садятся» только те дети (выстраиваются друг за другом), у кого в сумме получится данное число.
Игра «Дорисуй»
На доске схематические рисунки. Играют два ребенка (по одному от каждой команды). Они должны дополнить каждый ряд кружочками до определенного числа (например, до 5). Побеждает команда, выполнившая задание первыми.
Таким образом, игры с математическим содержанием способствуют развитию у детей дошкольного возраста формированию представлений о числе и счете при следующих условиях: при подборе различных видов игр с математическим содержанием, при целенаправленной организации игр как на
занятии, так и самостоятельной деятельности детей, а также в совместной с ребенком деятельности.
Список литературы
Антюхина, А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте [Текст] /А.В. Антюхина. - М.: Имма-пресс, 1999. - 96 с.
Белошистая, А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах [Текст] / А. Белошистая // Дошкольное воспитание.- 2002. - № 11. – С. 20 – 25.
Вербицкий, А.А. Игра и ее роль в развитии способности к наглядному моделированию [Текст] / А.А. Вербицкий // Дошкольное воспитание. - 1995. - №3. - С. 46-52.
Ерофеева, Т. И., Математика для дошкольников [Текст]: учеб. пособие / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 1992.-268с.
Кулагина, Л. М. Математика в детском саду [Текст]: книга для воспитателя / Л.М. Кулагина. – Новокузнецк, 1996. -166с.
Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада [Текст] / З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 1990. – 194с.
Сербина, Е. В. Математика для малышей [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада / Е.В. Сербина. – М.: Просвещение,1992.-268с.
Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст]: Учебное пособие / Г.А. Урунтаева. – М.: Просвещение, 1997. -298с.
Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст]: Учебное пособие / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 1981.-302с.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: Учебное пособие / под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.-298с.