«Использование современных технологий при подготовке к ГИА по математике»
«Использование современных технологий при подготовке к ГИА по математике»
Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету, и дети, для которых математика – вечная проблема. Хотелось бы поделиться опытом своей работы при подготовке выпускников к ГИА по математике.
Из всего накопленного опыта и имеющихся знаний хочу поделиться использованной мною технологией разноуровневого подхода в обучении математике. Считаю, что наиболее эффективной при подготовке к ГИА является методика разноуровневого урока, основанная на дифференцированном подходе к учащимся. Важно определить стартовый уровень знаний для каждого ученика, поэтому в начале учебного года провожу контрольные срезы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование современных технологий при подготовке к ГИА по математике» »
ВЕРХНЕ-ГУТОРОВСКИЙ ФИЛИАЛ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮТЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«Полевской лицей»
Выступление на методическом объединении
ПО ТЕМЕ:
«Использование современных технологий при подготовке к ГИА по математике»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
ВЕРХНЕ-ГУТОРОВСКОГО ФИЛИАЛА
МБОУ «ПОЛЕВСКОЙ ЛИЦЕЙ»
КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
АЛТУХОВОЙ ЛАРИСЫ НИКОЛАЕВНЫ
2014 – 2015 уч.год
Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету, и дети, для которых математика – вечная проблема. Хотелось бы поделиться опытом своей работы при подготовке выпускников к ГИА по математике.
Из всего накопленного опыта и имеющихся знаний хочу поделиться использованной мною технологией разноуровневого подхода в обучении математике. Считаю, что наиболее эффективной при подготовке к ГИА является методика разноуровневого урока, основанная на дифференцированном подходе к учащимся. Важно определить стартовый уровень знаний для каждого ученика, поэтому в начале учебного года провожу контрольные срезы.
В классе, в начале учебного года, формирую три уровня учащихся: уровень 1 – учащиеся, которые имеют низкие математические способности, уровень 2 – учащиеся, которые имеют средние математические способности, уровень 3 – учащиеся, которые имеют высокие математические способности. Ребята знают, что со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения.
На уроках использую технологии уровневой дифференциации, что особенно помогает при подготовке к сдаче экзаменов в форме и по материалам ГИА. После изучения индивидуальных особенностей учеников в классе, работаю в трех направлениях:
провожу разноуровневые уроки, на которых использую ИКТ и разноуровневые задания (обучающие и контролирующие). Учащиеся должны уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на оценки «3», «4», «5».
учу самостоятельной работе с учебником, с дополнительной литературой, ресурсами Интернет, организую ребят для участия в школьных и районных олимпиадах.
обучаю исследовательской работе – использованию задач с элементами исследования, развивающих задач и творческих заданий.
На разноуровневых уроках осуществляю дифференцированный подход на любом из этапов урока. Большое внимание уделяю устной работе. Главное условие здесь - систематичность, работа на каждом уроке. Во время устной работы половину повторяемого материала можно отработать в течение 5-7 минут. Устный счет всегда провожу так, чтобы начинали с легкого, затем за выполняли более сложное. Имею подбор устных упражнений по всем темам.
Пример:
х : 3 = 12 : 4
22 : х = 2 : 3
24 : 3 = х : 8
2,4 : 6= – 2 : х
При изучении нового материала и закреплении первый урок провожу для всех, на следующих уроках происходит разноуровневая работа. Уровень 1 – возвращается к основным моментам, повторяет снова теоретический материал и решает простейшие задания. Уровень 2 – сосредотачивается на упражнениях, которые требуют решения, старания и понимания основных положений тем и умений. Задания для уровня 3 – переходят от обязательных в творческие.
Провожу самостоятельные разноуровневые работы. Даётся 3 различных по сложности варианта, и каждый ученик выбирает себе вариант по силам. Даже самые слабые ученики ощущают свою успешность, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу. Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решения задач для подготовки к итоговой аттестации.
Домашняя работа так же разноуровневая: уровню 1 – соответствующие обязательным результатам обучения, уровню 2 – такие же задания плюс более сложные задачи и упражнения из учебника, для уровня 3 – задания из учебника дополняются задачами из учебных пособий.
Часто перед многими учениками стоит проблема общения с учителем. Из-за индивидуальных особенностей личности им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова. У одноклассников проще спросить непонятное, получить в нужный момент помощь. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на группы по 2 человека. Дети в парах организованы с разным уровнем знаний: средний – низкий, высокий – средний. Все пары получают задания. Задания выполняются, при этом идёт обсуждение, опрос друг друга. Таким образом, абсолютно все ученики всё полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет и корректирует работу класса.
Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках. Применение проектной методики повышает интерес к изучению математики. Например, предлагаю ребятам по выбору из тем, включенных в ГИА, подготовить презентацию.
Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе всё большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надёжных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно технологичны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста.
Мои учащиеся пользуются программой сайта http://uztest.ru/, которая автоматически формирует индивидуальные задания для каждого ученика, согласно заданным учителем условиям, не нужно тратить время на проверку заданий – результаты выполнения работ учащихся видны на компьютере. Организована отработка навыков примеров. Если ученик решил неправильно пример – ему показывается подробное объяснение и даётся следующий, аналогичный пример.
Широко использую в своей работе Интернет – порталы ЕГЭ, где пробное тестирование учащихся проводится в онлайн-режиме по заданиям, аналогичным тем, которые будут у выпускников на ГИА, с последующим оцениванием их ответов. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе, независимо от объёма работы и скорости её выполнения остальными.
Повысить уровень обученности и качество знаний учащихся позволяет использование мониторинга знаний умений и навыков, применение самодиагностики, самооценки, проведение индивидуальной работы с учениками по ликвидации пробелов в знаниях. Хороший результат отслеживания показателей обучения каждого выпускника дают диагностические карты учебных достижений каждого ученика по результатам КДР (контрольные диагностические работы), предлагаемые ЮЗГУ с ноября по апрель в 9 классах и других значимых работ, в том числе и индивидуальных.
Так же для подготовки к ГИА важную роль играют индивидуальные консультации для слабых и сильных, которые провожу еженедельно. Вся эта система работы как на уроках, так и внеурочное время помогает моим учащимся получать хорошие результаты на экзаменах ГИА.
ГИА- замечательная форма аттестации выпускников, требующая определенных знаний, навыков и умений. Считаю, что такая форма проверки знаний обучающихся дает возможность практически каждому получить аттестат, показать свои знания в области того или иного предмета. Безусловно, только положительных показателей достигнут не все, но на "порог" ГИА предполагает минимальное количество верных ответов,поэтому ребятам следует внушить, что предлагаемый экзамен - это доступная форма успешной сдачи экзамена. Наряду с положительными моментами, следует отметить, что ГИА подразумевает качественную подготовку, требующую как от ученика, так и от учителя много сил, терпения. Форма заданий различна, поэтому с тестами дети относительно справляются. Что же касается сочинения, то письменная речь вызывает большие затруднения. Здесь требуются и грамматические прочные знания, и соблюдение речевых норм. Рассуждает ученик здесь слабо! Изложение дается легче, но не все умеют сжимать текст, оставляя при этом главную мысль и соблюдая авторские абзацы. Время, предполагаемое для выполнения заданий предостаточное, но ученики его не всегда умело используют. Считаю, что к сдаче такой формы экзамена надо готовить учащихся с 5 класса. Учитель должен "видеть" проблемы выполнения учениками заданий и постепенно их разрешать с целью достижения главной цели-получения аттестата!