kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование практико-ориентированных задач на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье описывается собственный опыт работы по использованию практико-ориентированных задач на уроках математики в 5 - 9 классах. В статье рассматривается воспитательный потенциал урока математики посредством применения практико-ориентированных задач, приводятся примеры таких задач с указанием тем (на которых уроках используются такие задачи)и классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование практико-ориентированных задач на уроках математики »

Главатских Н.В.,

учитель математики МКОУ «СОШ № 2»,

г. Ревда

Использование практико-ориетированных задач на уроках математики.

«Обучение само по себе,

вне воспитания, есть бессмыслица,

ничего кроме вреда, не приносящая»

К.Д. Ушинский


Современное общество постоянно меняется, вместе с ним меняются условия жизни людей их потребности, возможности. Но меняются не только люди, но и требования к ним, к их умениям, знаниям, образованию. Последнее время много говориться о новом подходе к получению знаний, об изменениях в самой системе образования. Ещё относительно недавно главной целью образования было сформировать личность, обладающую определенными знаниями, умениями и навыками. Теперь же Закон об образовании ставит перед педагогами более объёмные задачи. "Содержание образования должно обеспечивать…формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества" (Закон РФ «Об образовании»). Значит, на современном этапе мало снабдить учеников совокупностью определённых знаний и умений, необходимо воспитать в них человека активного, способного к саморазвитию, готового к жизни в современном быстро меняющемся мире. Многое в успешном решении этой проблемы зависит от нас, учителей. Конечно, основы воспитания должны закладываться в семье, но большую часть своей жизни подростки проводят в стенах школы. Статистика утверждает, что каждый школьник в те­чение 11 лет в среднем 60-70% всего своего активного времени су­ток занят «школьным обучением» и проживает в школе с 1 -го по 11-й классы около 10900 уроков.

Поэтому сейчас очень много говорят о воспитательных аспектах образования в свете концепции модернизации российского образования и при внедрении ФГОС ООО. А ведь помимо огромной воспитательной работы, проводимой во внеурочное время (классные часы, беседы, тренинги и т.д.), воспитание, формирование личности и характера школьника идёт в повседневности школьных будней на каждом уроке. И здесь не должно быть мелочей, неважных для учителя. И учить детей быть воспитанными и нравственно здоровыми, вероятно, главная задача и трудность урока. Об этом учитель никогда не должен забывать. И педагогу самому приходится учиться искусству воздействия на личность школьника, создания на уроке атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

Развитие ребенка – целостный процесс, не учитывать этого в воспитательной работе нельзя. Я считаю, что смысл всей школьной жизни заключен в единстве воспитания и обучения. Воспитание в процессе обучения не стихийный процесс, а сознательно осуществляемая учителем деятельность, направленная на умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Главное, на мой взгляд, состоит в том, что ученик должен не только усвоить тот или иной материал, но и сформироваться как личность. Значительная часть воспитанного воздействия осуществляется именно во время уроков.

Но в этой статье мне хотелось бы поговорить о воспитательном потенциале уроков математики не столько с точки зрения воспитания творческого мышления, смелости суждений, культуры речи, а больше о воспитании нравственных ценностей на уроках математики в среднем звене. Конечно, считается, что благоприятными для включения тех или иных воспитательных моментов в канву урока являются такие предметы как литература, история, анатомия, иностранный язык и т.д. Именно на этих предметах больше всего возможностей приводить примеры «хорошего» и «плохого», что даёт возможность ученикам усваивать истинные ценности. А вот на уроках математики, физики, химии кажется можно воспи­тывать лишь на относительно не­большом материале. Но это делать просто необходимо. Нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся понимали, что математика не является неодушевлённой наукой. Очень важно, с точки зрения воспитания, чтобы урок проходил в атмосфере интеллектуальных, нравственных, и эстетических эмоций, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся. Именно отношение ученика к тому или иному объекту или явлению определяет его поведение. Сознательное, ответственное отношение формируется в специально создаваемых воспитательных ситуациях, связанных с моральным выбором.

Поэтому в своей практике я систематически и целенаправленно уже с 5 класса использую так называемые практико-ориентированные задания. Особый интерес вызывают у детей задания с практическим содержанием, представляющие собой реальные жизненные ситуации. Такие задачи можно включать в урок по любой теме. Например, в 5 классе при работе над темой «Все действия с натуральными числами»:

Задача: В таблице приведены названия и стоимость игрушек в магазине:

НАИМЕНОВАНИЯ

ЦЕНА

Кукла

800 р

Машинка

750 р

Набор солдатиков

280 р

Набор игрушечной посуды

300 р

Домик для Барби

5 600 р

Настольная игра

210 р

Машинка на радиоуправлении

5 800 р

Мяч

120 р

Скакалка

50 р

Набор фигурок зверей

72 р

Танк

83 р

Заяц плюшевый

230 р

Нужно купить игрушки для детского дома на сумму 10 000 р. Не забывайте, что в детском доме есть и мальчики и девочки.

Решение такой задачи может подразумевать групповую работу или работу в парах (тройках). Я позволяю в этой ситуации ученикам самим разбиться на группы (по их желанию). Конечно, включая в ход урока такую задачу, вы должны понимать, что на её решение уйдёт не три привычные минуты, а минут 15 – 25(в зависимость от мобильности класса). Ведь перед тем, как дети начнут работать, необходимо провести своеобразную подготовку: обратить внимание на последнее предложение в задаче; проговорить, что может быть куплено несколько одинаковых игрушек и почему это возможно. После того, как группы поработают, необходимо опять обсудить предложенные варианты решения задач. Обсудить с детьми, почему в этой ситуации будет не очень правильно большую часть суммы на покупку дорогой игрушки (хотя такие варианты наверняка тоже будут предложены). Именно такие моменты и воспитывают в наших учениках человеколюбие, гуманность, ответственность. Приведу ещё несколько примеров подобных задач.

Задача 6 класс, тема «Задачи на проценты»:

Музыканты, давшие благотворительный концерт, передали городу 4,5 млн. р. На ремонт Дома Культуры было потрачено 20% этой суммы, а на покупку мебели в дом престарелых выделено 40% этой суммы. Остальная сумма была потрачена на закупку лекарств для больницы. Какая сумма была потрачена на лекарства? (задача из сборника задач УМК «Сферы» Е.К.Бунимович и др.).

Задача 6 класс, тема «Действия с десятичными дробями»:

Для благотворительной поездки в питомник для брошенных зверей ученики собрали 8000 р. Ими были закуплены на эти деньги: корм для собак 15 мешков по цене 189,9 р; корм для кошек 50 пачек по цене 43,8р. 2/5 оставшихся денег они потратили на ошейники, поводки и игрушки для зверей. На остальные деньги они купили лекарства и перевязочные материалы. Сколько денег потрачено на лекарства и перевязочные материалы?

Эта задача была включена в урок на кануне поездки шестиклассников в питомник. После чего они долго обсуждали, что они возьмут с собой.

В 8 – 9 классах я начинаю включать в работу задачи экономической направленности. Так как одной из основных задач, стоящих перед школой, является выяснение многообразия применения школьного курса математики при изучении смежных предметов, в технике, экономике. Примерами таких задач могут служить задания части В тренировочных тестов для подготовки ЕГЭ. Многие из этих задач могут решать даже пятиклассники. Приведу примеры таких задач:

Задача 1: На день рождения полагается дарить букет из нечетного числа цветов. Тюльпаны стоят 30 рублей за штуку. У Вани есть 500 рублей. Из какого наибольшего числа тюльпанов он может купить букет маме на день рождения?

Задача 2: Одна таблетка лекарства весит 20 мг и содержит 5% активного вещества. Ребёнку в возрасте до 6 месяцев врач прописывает 1,4 мг активного вещества на каждый килограмм веса в сутки. Сколько таблеток этого лекарства следует дать ребёнку в возрасте четырёх месяцев и весом 5 кг в течение суток?

Задача 3: Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?

Задача 4: По мнению учёных, увеличение жилой площади до 9 м кв. на человека вдвое снижает количество сердечно-сосудистых и нервных заболеваний. В России примерно 150 млн. человек. В каждой семье приблизительно 3,6 человек. Жилищные условия каждой третьей семьи ниже нормы. В каждой такой семье по 1 больному человеку. Насколько снизилось бы количество сердечно-сосудистых и нервных заболеваний в этих семьях, если бы их жилая площадь увеличилась до 9 м кв. на человека?

Задача 5: За одни сутки через неплотно закрытый кран со струёй толщиной в спичку теряется 400 литров воды. Сколько восьмилитровых вёдер попусту вытекает из этого крана за 30 дней?

Конечно воспитательный эффект урока зависит во многом и от личности педагога, от его умения вести диалог с учениками, быть интересным для своих учеников. Но, несомненно, используя на уроках практико-ориентированные задачи такого плана, педагог может заложить и развить основы для формирования нравственных отношений, которые станут углубляться у школьника затем в его общении с окружающим миром. Ведь недаром ещё римский философ Луций Аней Сенека говорил: "Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней".



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование практико-ориентированных задач на уроках математики

Автор: Главатских Надежда Вилегановна

Дата: 07.02.2015

Номер свидетельства: 168878

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "«Реализация требований ФГОС ООО по изобразительному искусству в 5 классе» "
    ["seo_title"] => string(77) "riealizatsiia-triebovanii-fgos-ooo-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "105702"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402904421"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1280 руб.
2130 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1360 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства