Информационные и коммуникационные технологии в системе регуляции уровня учебных достижений учащихся
Информационные и коммуникационные технологии в системе регуляции уровня учебных достижений учащихся
В данной статье рассказывается о применении информационных и коммуникационных технологий в системе регуляции уровня учебных достижений учащихся средней школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информационные и коммуникационные технологии в системе регуляции уровня учебных достижений учащихся»
Пышкин А.А.
Информационные и коммуникационные технологии в системе регуляции уровня учебных достижений учащихся
Решение важнейшей задачи практической педагогики: повышение качества школьного обучения – призваны обеспечить информационно-коммуникационные технологии. Данная задача актуализируется в связи с реформированием школьного образования и переходом к Единому государственному экзамену.
Рассматривая методический аспект использования ИКТ в школьной практике, отметим, что информационно-коммуникационные технологии выступают как специфичные средства, позволяющие более эффективно строить процесс обучения математике детей. В то же время ИКТ являются эффективной формой контроля учебных достижений школьников. При высокой степени индивидуализации обучения (к примеру, при надомной форме обучения) ИКТ могут служить приемлемым для учащихся способом представления результатов самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
В связи с этим определим назначение ИКТ в период подготовки к ЕГЭ, выделив функции рассматриваемых технологий: индивидуализировать процесс обучения, объективизировать контроль и проверку уровня знаний и умений школьников, обеспечить привлекательность содержания математического материала, повысить мотивацию обучения, обеспечить возможность саморегуляции уровня учебных достижений.
Текущая подготовка к ЕГЭ включает:
- перечень знаний, умений, навыков по каждой теме, разделу, тематическому модулю;
- индивидуальные комплекты материалов для подготовки;
- постоянный и последовательный контроль и самоконтроль знаний и умений;
- мониторинг уровня учебных достижений школьников с поэлементным анализом.
Таким образом построенная система представления знаний активизирует учащихся на глубокое, последовательное и систематическое изучение учебного материала в целом и отдельных дидактических единиц, повышает ответственность за конечные результаты усвоения материала, создает психологический настрой на виды работ, предусмотренные ЕГЭ, позволяет сформировать навыки оформления результатов выполненных тестовых заданий.
Измерительной процедурой уровня учебных достижений школьников является тест.
Педагогический тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов.[1]
Исходя из целей обучения, может быть принята следующая классификация тестовых заданий:
в зависимости от содержательных целевых установок – тематические, итоговые, текущие;
в зависимости от педагогического управления образовательным процессом – обучающие, контролирующие, диагностические;
в зависимости от средств представления результатов – автоматизированные, на бумажных носителях.
Тренировочные математические тесты включают следующие виды заданий:
- задания теста с выбором ответа из предложенных вариантов;
- задания на дополнение;
- задания, предлагающие учащемуся самому сформулировать ответ в свернутом или развернутом виде.
Рассмотрим конкретные тестовые задания.
Геометрия, 7 класс. Тема «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
I. Из предложенных ответов выберите верный.
1. Можно ли построить треугольник с данными длинами сторон?
1,2 м; 2,9 м; 5 м.
2 см; 4 см; 6 см.
0,8 см; 9 мм; 2 мм.
5 дм; 4 см; 3 мм.
2. Если в равнобедренном треугольнике угол при основании равен 50°, то угол, противолежащий основанию, равен …
65°
60°
80°
100°
3. Найдите длину меньшего катета прямоугольного
треугольника, изображенного на рисунке 1
BC = 6 см
AB = 6 см
BC = 24см
AB = 24см
Рис 1.
4. Величина угла NMK, изображенного на рисунке 2, равна …
28°
68°
48°
100°
Рис 2.
Эти задания обучающего характера выполняются с помощью компьютера, ответы регистрируются после небольших устных вычислений.
II. Заполните пропуски.
1. Углы при основании прямоугольного равнобедренного треугольника равны ____
2. Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета равен________
3. Прямоугольные треугольники, изображенные на рисунке 3, равны по _______
Рис 3.
4. Найдите угол BCD, изображенный на рисунке 4
угол BCD=
Рис 4.
Задания чаще всего выполняются в автоматизированном режиме, служат для проверки правил, фактического материала, требующего логического мышления. Поэтому могут быть применены как в текущей учебной деятельности школьников, так и для итогового контроля знаний в нестандартных ситуациях.
III. Решите задачу и обоснуйте решение.
1. В равнобедренном треугольнике с периметром 48 см боковая сторона относится к основанию как 3:2. Найдите основание этого треугольника.
2. В прямоугольном треугольнике один из углов равен 30°, а сумма гипотенузы и меньшего из катетов равна 16,5. Найдите гипотенузу треугольника.
Данные задания выполняются на бумажных носителях. Для оценки и самооценки результатов выполнения тестовых заданий необходимо предложить критерии, то есть условия, при выполнении которых ответ считается правильным, полным, достоверным, точным, а решение – последовательным, доказательным, оптимальным.
Данные задания имеют как обучающий, так и контролирующий характер в зависимости от цели, поставленной учителем.
Задача учителя – в соответствии с целями обучения предложить школьникам в текущей учебной деятельности различные виды тестовых заданий, способствующих выявлению и закреплению качественного уровня учебных достижений.
Литература
1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-центр. 2002.