«формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках математики через применение икт»
«формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках математики через применение икт»
Проблема
Процесс формирования заключается в поиске методов и средств обучения, позволяющих эффективно повышать уровень компетентности учащихся. Овладение компетентностью предполагает постепенный переход от некоторого начального уровня к более высокому. Тем самым естественно говорить о развитии компетентности у учащихся.
Объект исследования
Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике.
Предмет исследования
Внедрение в учебно-воспитательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий для успешного развития ключевых компетенций.
Цель проекта
Через внедрение компетентностного подхода в процесс обучения математике добиться развития ключевых компетенций учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3.3. Примеры формирования математической компетенности на разных этапах
урока 12
3.4. Этапы работы над проектом……………………………………………………….. 16
4. Результативность 17
5. Распространение педагогического опыта………………………………………………18
6. Перспективы дальнейшего развития проекта …………………………………………18
7. Список использованной литературы 19
Аннотация проекта:
Трудно представить себе современный урок без использования информационно-коммуникативных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока – во время индивидуальной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Использование ИКТ позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Тема моего проекта «Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках математики через применение ИКТ». Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Вовлечение информационно-коммуникативных технологий в образовательную деятельность обучающихся – это не просто требование времени, это и процесс формирования компетентностей, необходимых для реализации своих возможностей в современном обществе.
Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал.
При объяснении нового материала формируется информационная, познавательная, самообразовательная и социальная компетентности.
При проверке домашнего задания формируются познавательная и самообразовательная компетентности.
Применение информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения темы, а удобное хранение материалов, возможность многократного предъявления материала помогают учителю сократить время при подготовке к урокам.
Целевой группой проекта являются учащиеся 5-9 классов МКОУ «Лопатинская ООШ»
Проект содержит методические разработки и задания по математике, созданные с использованием ИКТ. Материалы, представленные в проекте, предназначены для проведения уроков математики в 5-9 классах. С помощью этих материалов организуется работа на разных этапах урока: на ознакомительном этапе, на этапе закрепления и отработки изученной темы, при организации контроля усвоения изученного материала, а также на внеклассных занятиях по математике.
Проблема
Процесс формирования заключается в поиске методов и средств обучения, позволяющих эффективно повышать уровень компетентности учащихся. Овладение компетентностью предполагает постепенный переход от некоторого начального уровня к более высокому. Тем самым естественно говорить о развитии компетентности у учащихся.
Объект исследования
Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике.
Предмет исследования
Внедрение в учебно-воспитательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий для успешного развития ключевых компетенций.
Цель проекта
Через внедрение компетентностного подхода в процесс обучения математике добиться развития ключевых компетенций учащихся.
Задачи проекта
Использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих информированность учащихся, развитие у них коммуникативных способностей, навыков (доступ в Интернет, внедрение дистанционного обучения, совершенствование работы медиатеки).
Создание условий (материально-техническое, учебно-материальное обеспечение) для успешного развития ключевых компетенций.
Разработка методики развития ключевых компетенций в процессе обучения математике: учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению; учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее;· вносить посильный вклад в достижение общего результата; прививать навыки самостоятельной творческой работы; учить грамотно использовать в речи математические термины; учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях; прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Повышение уровня профессиональной компетентности учителя.
Обоснование выбора темы
Новые подходы к преподаванию предмета, позволяют расширить возможности изучения новых аспектов с использованием наглядного, теоретического и практического материала через использование ЦОР. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении математики. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. Поэтому одной из важнейших потребностей школы является воспитание социально зрелой, инициативной, творчески креативной личности с развитым логическим мышлением, научным мировоззрением и опытом поисковой исследовательской деятельности.
B своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, я могу использовать эту возможность в качестве мощного инструмента для формирования компетенций на уроках математики, и это дает учителю возможность:
1. Определение данной темы как методической проблемы.
2. Опыт введения инноваций в оценивании качества знаний учащихся, который имеется в школе.
3. Необходимость активизации работы по отслеживанию уровня сформированности компетенций.
4. Необходимость определения наиболее эффективных способов развития ключевых компетенций учащихся.
5. Необходимость обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности.
6. Поиск эффективных форм работы по повышению качества образования: организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников, привлекать пассивных слушателей.
Актуальность проекта
В настоящее время в системе образования происходят серьезные изменения, связанные, прежде всего, с переходом на новую систему оценки качества обучения. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. Таким образом, речь идет о внедрении компетентностного подхода в качестве одного из путей обновления содержания общего образования.
Новизна работы
Новизна педагогического проекта заключается в компетентностном подходе, использовании новых информационных технологий и интегрированном характере обучения: при использовании различных форм ИКТ необходимо знание основ компьютерной грамотности, что позволяет педагогу заниматься разработкой собственных компьютерных продуктов в виде: раздаточного материала, разноуровневых контрольных работ, документально- методических комплексов, компьютерных презентаций по предмету, по методической работе, создание WEB- сайтов, интерактивных презентацийи т.д.
Новые ФГОС обязывают педагога использовать в образовательном процессе ИКТ и соответственно научить своих учащихся их эффективному и разумному использованию:
в интеграции двух технологий (ИКТ и проектной деятельности), направленных на развитие самостоятельности учащихся, формирование ключевых компетентностей;
в возможности реализации каждым учащимся своих склонностей и способностей на определённом этапе урока;
в разработке структуры урока обобщения и закрепления знаний;
в разработке методических рекомендаций для индивидуализации обучения, направленных на развитие самостоятельности учащихся;
в возможности применения материалов другими педагогами.
Гипотеза
Предполагается, что
внедрение компетентностного подхода в процесс обучения обеспечит решение проблем, связанных с развитием компетенций обучающихся, развитие их способностей для жизни в современном обществе и творческую самореализацию.
обучающиеся переживают ситуацию успеха, испытывают радость творчества, тем самым они становятся более уверенными, компетентными и способными максимально реализовать свой потенциал.
Ожидаемые результаты
повышение качества знаний по предмету;
изменение отношения детей к образованию, повышение их мотивации к обучению за счет расширения пространства учебного предмета;
формирование базовых математических компетентностей;
развитие коммуникативной деятельности на уроке;
повышение профессионального уровня педагога, изменение функции учителя на уроке;
вовлечение родителей в образовательный процесс.
.
Тип проекта
по методу: исследовательский
по цели:практико-ориентированный
по времени реализации:долгосрочный
Основные этапы проекта:
Теоретико – методологический.
В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:
1. Достижения социальной компетентности обучающихся.
2. Гарантия прав граждан на качественное образование.
3. Формирование ключевых (базовых) компетенций.
4. Обеспечение компьютерной грамотности.
Компетенция – «готовность учащихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач».
Ключевые компетенции – это универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты
Выделяют следующие группы ключевых компетенций: Ценностно-смысловые компетенции Общекультурные компетенции Информационные компетенции Коммуникативные компетенции Социально-трудовые компетенции Компетенции личностного самосовершенствования
Технологии, формирующие ключевые компетенции:
Мультимедийные
Проектные
проблемно – модульные
развивающего обучения
критического мышления
ролевые игры
Методика формирования ключевых компетенций, включает 5 этапов 1 и систематизация знаний. .Вводно мотивационный 2.Открытие знаний по предмету 3.Формализация знаний 4.Приложение полученных знаний 5.Обобщение
Ценностно-смысловые компетенции:
- перед изучением новой темы учитель рассказывает о ней, а учащиеся формулируют
вопросы по этой теме: «зачем», «почему», «как», «чем», о чем»;
- в результате учащиеся четко представляют, что, когда и как они будут изучать;
- самостоятельное -изучение параграфа учебника и составление краткого конспекта;
- проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания;
- профориентационная работа, требующая не только знания математики, но и практической
смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке
Общекультурные компетенции:
- учитель демонстрирует некоторые способы работы с символическим текстом, раскрывая
смысл, логику, особенности преобразований;
- самостоятельная работа индивидуальная или групповая работа с символическим текстом, в
которой необходимо перевести текст с обычного языка на математический, с
- решение задач с недостающими данными или со скрытой информативной частью;
- по уравнению, схеме к задаче составляются различные текстовые задачи, которые
решаются при помощи этого уравнения.
Информационные компетенции:
- решение расчетных задач на движение и стоимость;
- при изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные
определения математического понятия;
- проведение уроков –семинаров, уроков – конференций;
- работа с Интернетом или других ресурсов: найти и распечатать таблицу длин, весов
древности, с переводом этих значений на современную таблицу мер и длин;
- использование задач прикладного характера.
Коммуникативные компетенции:
- использование различных коллективных (коммуникативных) приемов работы:
дискуссия;
групповая работа;
работа в парах.
сдача различных устных зачетов, проведение уроков – семинаров, уроков- конференций, уроков – диспутов;
работа в группах: рассказывание правил, определений, правильное определение обсудить в
группе;
при решении текстовых задач, учитель вызывает учащихся на диалог.
Социально-трудовые компетенции:
- контрольные работы;
- тесты по усовершенствованию устного счета.
-задания социально – трудового характера, которые будут вводить ребенка в нестандартную, но бытовую ситуацию (вычисление суммы покупок в магазине, до того момента, как подойти к кассе).
Компетенции личностного самосовершенствования:
- решение задач с «лишними данными»;
- задачи на развитие самоконтроля: проведение проверки решения математических
упражнений.
2. Реализация проекта. Практические результаты применения
2.1. Применение компьютера на уроках в качестве универсального технического средства обучения.
В своей педагогической деятельности я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:
1. Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
2. Информационных – владение информационными технологиями.
3. Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.
Эти компетенции рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.
Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, духовного начала, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, я в процессе обучения применяю информационно-коммуникационные технологии. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволяет мне реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций учащихся.
Информационно-коммуникационная технология способствует:
1. Активизации познавательной деятельности учащихся.
2. Развитию вариативности мышления, математической логики.
3. Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.
Именно поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются мною в практической деятельности. Внедрение компьютерных технологий в преподавание математики я начинала с подготовки печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, практических, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.). Поэтому следующим шагом в применении ИКТ стал переход от использования готовых компьютерных программ по математике к созданию собственных учебно-методических пособий в среде подготовки электронных презентаций Microsoft PowerPoint. На уроках-тестах провожу тестирование с помощью презентаций и тестовой оболочки «КРАБ». И для подготовки тестов я привлекаю учащихся.
Приведу примеры использования презентаций на уроках, апробированные мною на практике:
«Умножение десятичных дробей», 5 класс,
«Прямоугольник, квадрат и их площади. Обобщение», 5класс,
«Координатная плоскость», 6 класс,
«Итоговый урок. Путешествие за сокровищами», 7 класс,
«Квадратные уравнения», 8 класс,
«Умножение и деление обыкновенных дробей», 6 класс,
«Урок – вернисаж. Действия над обыкновенными дробями», 6 класс,
«Координатная плоскость» 6 класс,
« Квадратные уравнения», 8 класс,
Урок –сказка «Действия с десятичными дробями» и другие.
Построение круговых и столбчатых диаграмм
Построение точек по координатам.
В рамках недели математики старшеклассники составляют для учащихся 5-7 классов игровые программы с использованием интерактивной доски («Кто хочет стать отличником», «Самый умный», «Математический КВН», «Своя игра», «Кенгуру»).
Промежуточные результаты:
1. Использование компьютера, проектора, интерактивная доска.
2. Подготовка презентации к урокам.
3. Тестирование учащихся.
4. Создание личного банка по разделам: «Поурочные планы», «Внеклассная работа» «Самообразование», « Подготовка к ГИА».
2.2. Проектная (исследовательская) деятельность учащихся.
Формирование ключевых компетенции у ребят через применение метода учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий.. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников: от простого к сложному, постепенное увеличение степени самостоятельности, уровней сложности.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе, Интернету.
Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.
Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи. Использование форм ИКТ позволяет более качественно оформить и представить свою исследовательскую работу, подобрать богатый теоретический материал
Промежуточные результаты:
1) Участие в конкурсах и олимпиадах:
Уч. год
Предмет
Уровень
Результат
2010-2011
Математика
Школьный
Победитель- Ермашов Андрей (5 кл)
Призер–Веряскин Вадим( 5 кл).
Победитель – Родькина Юля ( 7 кл)
Призер – Семенова Наталья ( 9 кл
Муниципальный
Участие- Родькина Юля
2011-2012
Математика
Школьный
Победитель- Ермашов Андрей (6 кл)
Призер–Родькина Евгения (6кл).
Призер – Ермашова Валерия ( 5 кл)
Олимпиада по математике «Олимпус»
Общероссийская предметная
Ермашов А., 6 кл- 7 место
Родькина Е. ( 7 кл), Попова Т., Пялькина Н. (6 кл)- участники.
Дистанционная олимпиада по математике Videourok.ru
Всероссийская
Салькаев А (2 кл)
Дистанционная олимпиада по математике Infourok.ru
Всероссийская
Ермашов А (9 кл)
2) Участие учащихся в исследовательских проектах: «Математика и фольклор», «Тайна твоего имени», «Энергосбережение – фактор здоровой экономики», «Соответствие площади классных комнат количеству учащихся в классе».
Программное обеспечение учебных дисциплин в нашей школе очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, библиотеки электронных наглядных пособий.
Использовала диски из школьной медиатеки: «Математика 5-11 классы. Практикум», «Интерактивная математика». Электронное учебное пособие для 5-9 классов, «Открытая математика. Функции и графики» для 5-11 классов, «Уроки алгебры Кирилла и Мифодия», «Уроки геометрии Кирилла и Мифодия», «Живая геометрия».
На уроках - практикумах, для отработки и закрепления ЗУН учащихся использую программы-тренажёры. Например «Электронный тренажёр «Сложение и вычитание обыкновенных дробей». «Линейная функция», «Координатная плоскость», «Квадратные уравнения» и многое другое. Работая с тренажером, ученик видит результат своей деятельности, а главное - тренажер позволяет осуществлять обратную связь. Именно такой фактор, как «знание результатов» позволяет влиять на интерес.
Промежуточные результаты:
1) Использование медиатеки, электронные пособия
2) Создана база цифровых электронных образовательных ресурсов сформированных с использованием сети Интернет математике:
http://college.ru/matematika/index.html
№
Компьютерные программы /
класс
1
Из прошлого в настоящее математики
5-11
2
Стереометрия (ч1-2)
10-11
3
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры.
7-11
4
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки геометрии.
7-11
5
Живая геометрия
7-11
6
Математика
5-6
7
Наглядная планиметрия
7
ЭОР по математике:
Электронная библиотека «Библиофонд
http://bibliofond.ru
Сайт «Экзамен.ru»
http://www.examen.ru
Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»
http://nsportal.ru
Портал «Энциклопедия знаний»
http://www.pandia.ru
Сервер информационной поддержки единого государственного экзамена
Вся математика в одном месте. Математический портал, на котором можно найти любой материал по математическим дисциплинам. Разделы: школьная математика, олимпиадная математика.
http://allmath.ru/
Ресурс полезен прежде всего учителям. Он поможет понять, как можно использовать современные информационные технологии во время проведения занятий по математике. На сайте есть конкретные примеры проведения подобных уроков.
http://www.logpres.narod.ru/
Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
http://www.math.ru
Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»
http://www.bymath.net
http://mat.1september.ru
Интернет-проект «Задачи»
http://zadachi.mccme.ru
Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online
http://www mathematics.ru
Математика в школе: консультационный центр
.http://www mathtest.ru
Математика. Школа. Будущее. Сайт учителя математики А.В. Шевкина
http://school.msu.ru
Математические этюды: SD-графика, анимация и визуализация математических сюжетов
http://www shevkin.ru
Математическое образование: прошлое и настоящее. Интернет-библиотека по методике преподавания математики
http://www.etudes.ru
Международные конференции «Математика. Компьютер. Образование
http://www mathedu.ru
Научно- популярный физико-математический журнал «Квант»
http://kvant.mccme.ru
http://wwwkvant.info
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -
http://fcior.edu.ru,http://eor.edu.ru
Образовательный математический Портал Allmath.ru — Вся математика в одном месте
http://www.allmath.ru
Прикладная математике: справочник математических формул, примеры и задачи с решениями
http://www.exponenta.ru
Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина
http://www.kidmath.ru
Олимпиады и конкурсы по математике для школьников Всероссийская олимпиада школьников по математике
http://www.bashmakov.ru
Задачник для подготовки к олимпиадам по математике
http://math.rusolymp.ru
Занимательная математика — Олимпиады, игры, конкурсы по математике для школьников
.http://tasks.ceemat.ru
Математические олимпиады для школьников
http://www.math-on-line.com
Математические олимпиады и олимпиадные задачи
http://www.olimpiada.ru
Международный математический конкурс «Кенгуру»
http://wwwzaba.ru
Досье школьного учителя математики Документация, рабочие материалы для учителя математики
www.mathvaz.ru
Сеть творческих учителей"
www.it-n.ru"
2.4. Использование Интернет - ресурсов
Использование на уроках Интернета реализует следующие принципы: Принцип наглядности
Принцип прочности
Принцип доступности
Принцип системности Принцип последовательности
Интернет используется учениками для поиска информации исторического, практического характера как учебная, справочная информация. Интернет – для участия в олимпиадах, конкурсах
Промежуточные результаты:
1) Использование ресурсов при подготовке к уроку.
2) Поиск информации по разделам курса.
3) Подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам.
3. Практическая значимость
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанных материалов по технологии развития ключевых компетенций для работы учителей на уроках математики, в возможности практического применения учителями математики разработанных приемов преподавания математики в основной школе, в возможности использования комплекса образовательных технологий для формирования ключевых компетенций у школьников.
3.1. Методы исследования
изучение литературы по использовании ИКТ -технологий в образовательном процессе, изучение нормативных, методических документов;
изучение и обобщение передового педагогического опыта;
опросы (анкетирование);
педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анализ школьной документации;
Результативность: формирование компетенций учебно-познавательной, личного самосовершенствования, социально-трудовой, коммуникативной
Коллективная экспериментальная работа, исследование
Физкультминутка (перерыв)
Цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельность
Результативность: формирование компетенций личного самосовершенствования и общекультурной
Игры-физкультминутки, сюда же можно отнести и написание сказок, фантастических историй
Цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельность
Результативность: формирование компетентного отношения к своему здоровью
Игры-физкультминутки
Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков
Цель: изучить свойства дроби, и т.п.
Результативность: формирование учебно-познавательной, ценностно-смысловой компетентности
Учебная самостоятельная работа
Цель: изучить свойства объекта, и т.п.
Результативность: формирование познавательной компетентности
1. Учебная самостоятельная работа
Цель: закрепить знания о понятии, и т.п.; разработать правила (алгоритмы) запоминания
Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию
2. Исследование различных видов памяти
Цель: закрепить умение решать задачи и примеры
Результативность: формирование интеллектуальной и поликультурной компетентностей
3. Решение задач, примеров с комментированием
Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думать
Результативность: формирование познавательной компетентности
4. Мозговой штурм
Закрепление, тренировка, отрабатыва
ние умений и навыков
Цель: закрепить полученные знания о нахождении процента величины, и т.п.; разработать правила (алгоритмы) запоминания
Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования, социально-трудовой, ценностно-смысловой
Исследование различных видов памяти
Цель: закрепить умение решать задачи и примеры
Результативность: формирование всех видов компетенций в зависимости от подобранных задач
Решение задач, примеров с комментированием
Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думать
Результативность: формирование учебно-познавательной, общекультурной и коммуникативной компетенций
Математическая эстафета и др.
Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы
Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции и компетенции личного самосовершенствования
Решение задач несколькими способами
Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы
Результативность: формирование коммуникативной и учебно-познавательной компетенций, развитие информационной компетенции
Работа с учебником
(учебная практическая работа)
Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты
Результативность: формирование общекультурной компетенции
Создание проектов
Творческая работа
Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера
Результативность: формирование общекультурной,
коммуникативной и информационной компетенций
Заседание математического кружка
Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться
Результативность: формирование коммуникативной, учебно-познавательной, информационной компетенций
Создание рекламы(презентации) изучаемой темы (урока), работа в группах со взаимной оценкой
Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты
Результативность: формирование поликультурной компетентности
1. Создание проектов
Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера
Результативность: формирование поликультурной,
коммуникативной компетентностей
2. Составление плана разработки презентации на свободную тему
Контроль
Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать
Результативность: формирование социально-трудовой компетенции
Самостоятельная работа со взаимопроверкой; дифференцированная контрольная работа
Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры
Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования
Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока
Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться
Результативность: формирование интеллектуальной компетентности
1. Создание презентации изучаемой темы (урока), работа в группах со взаимной оценкой
Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать
Результативность: формирование социальной компетентности
2. Самостоятельная работа со взаимопроверкой; дифференцированная контрольная работа
Домашнее задание
Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки
Результативность: формирование социально-трудовой, ценностно-смысловой компетенций, а также других различных видов компетенций, в зависимости от подобранных задач
Разноуровневые задачи: репродуктивные, особой сложности, на сообразительность, математическую логику, и т.п.
Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры
Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию
1. Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока
Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки
Результативность: формирование интеллектуальной компетентности
2. Разноуровневые задачи: репродуктивные, особой сложности, на сообразительность, математическую логику, и т.п.
3.4. Этапы работы над проектом:
Этапы проекта
Сроки испол-
нения
Задачи этапа
Ожидаемый результат
Корректировка своей педагогической деятельности на начальном этапе реализации проекта
05.2012-09.2012
1.Организационные:
Изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме и разработать план по реализации проекта.
Изучение литературы по теме
2.Мотивационные: Анкетирование учащихся с целью определения мотивации учебной деятельности, влияния способа подачи информации на качество обучения.
Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта
Содержательные:
Анализ качества знаний для определения уровня сформированности ключевых компетентностей. Отбор наиболее продуктивной методики решения проблемы. Разработать содержание проекта
Механизм реализации
проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение базы эксперимента, форм периодичности отчётов
4.Информационные:
Обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного процесса.
Информационная готовность участников проекта.
Процесс реализации педагогического проекта
09.2012-05.2014
1. Апробация в учебном процессе технологий: ИКТ и проектной, исследовательской деятельности.
Реализация целей и задач проекта
2. Разработка и апробирование системы уроков по математике по формированию математических
компетенций на разных этапах урока
Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании
3. Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский
Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании
4. Внести необходимые коррективы в содержание проекта
Внедрение использования ИКТ -технологий в образовательный процесс, основанной на содержании проекта
Промежуточный анализ достигнутых результатов
05.2014
Подведение итогов проекта. Промежуточные результаты, их соответствие целям и задачам проекта. Осуществить анализ эффективности проекта.
Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта. Определение перспектив дальнейшего развития.
Результативность.
Применяя информационные технологии на уроках математики, мне удалось:
1. Индивидуализировать учебный процесс. Использование компьютера позволило каждому учащемуся работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации.
2. Создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.
3. Повысить качество наглядности в учебном процессе.
Анкетирование, проведенное мною среди учащихся, показывает следующее:
- 100 % учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера на много интереснее;
- 70% считают, что ИКТ помогают лучше усвоить материал;
- 60% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке проектов;
- 100 % нравится работать с тестами на компьютере;
Итогом внедренения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предмету математики:
- Все 100% учащихся 7-9 классов овладели компьютерной грамотностью, необходимой для урока математики
- 90% учащихся хорошо ориентируются и разбираются в программном обеспечении.
В течение нескольких лет систематически осуществляется контроль знаний учащихся: проводятся тематические и срезовые контрольные работы (административные, муниципальные, министерские). Его целью является определение динамики обученности учащихся, коррекция деятельности учителя и учащихся, предупреждение неуспеваемости, определение уровня сформированности ЗУНов при переходе учащихся в следующий класс.
Итак, мониторинг учебных результатов, проводимый мною показал устойчивые знания у учащихся, они подтверждают итоговую отметку, наблюдается повышение уровня обученности и качества знаний.
Диаграммы успеваемости учащихся
учебный год
2011-2012
2012-2013
2013-2014
кл.
КЗ
УО
кл.
КЗ
УО
Кл.
КЗ
УО
5
100
100
6
75
100
5
100
100
6
75
100
7
60
100
7
75
100
8
100
100
9
100
100
8
60
100
Ср.
91
100
Ср
78
100
СР.
78
100
5. Распространение педагогического опыта.
Методическая система прошла период становления и в данное время используется практически. Имеется ряд публикаций, отражающих отдельные элементы данной системы, размещённые на личном сайте, ведется систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта, в том числе и через Интернет:
http://lopatino.jimdo.com/воспитательная-работа/краеведение/ - ссылка в школьном сайте
http://lopatino.jimdo.com/одаренные-дети/ - ссылка в школьном сайте
http://lopatino.jimdo.com/наши-достижения-грамоты-благодарности-сертификаты/ - ссылка в школьном сайте
В рамках своей школы провела занятия с коллегами школы, обучая их работе с программами PowerPoint и Excel, мастер – класс «Возможности работы интерактивной доски», с презентацией своего опыта неоднократно выступала на заседаниях районного методического объединения учителей математики, мастер - класс с учителями района по теме: «Применение панели «Рисования в Power Paint, Word». Неоднократно принимала участие в районных конкурсах методических разработок уроков с использованием ИКТ: конкурах «Лучший урок», «Школьный сайт», «Авторская программа кружка «Информационные технологии»
Год
Название конкурса
Документ
Уровень
2009
« Новое в образовании»
Диплом II степени
Муниципальный
2010
«Калейдоскоп методических идей»
Грамота
муниципальный
2011
Олимпиада среди учителей математики
Грамота
Муниципальный
2012
Олимпиада среди учителей математики
Участие
Муниципальный
2013
«Новое в образовании»
Участие
Муниципальный
2013
« Калейдоскоп методических идей»
Участие
Муниципальный
2014
Учитель года
Участие
Муниципальный
2015
Олимпиада среди учителей математики
Участие
Муниципальный
2015
Образовательный проект
Участие
Муниципальный
6. Перспективы дальнейшего развития проекта.
Работа в данном направлении будет продолжена, так как компьютерные технологии стали неотъемлемой частью целостного образовательного процесса. Работа будет продолжена в направлении активизации использования интерактивной доски, изучение и применение новых образовательных информационных программ.
Очевидно, что работа над развитием ключевых компетенций должна вестись на всех предметах школьного цикла, а не только в процессе обучения математике, следовательно, необходимо продумать пути взаимодействия с учителями – предметниками, разработать единые критерии, по которым можно будет судить об уровне сформированности ключевых компетенций школьников разных возрастных групп.
7. Список использованной литературы
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М.:ИОШ РАО. 1994, 228.
2. Астафьева Е.Н., Филатова Л.В. Информационные технологии в системе повышения квалификации работников образования // Информатика и образование - М., 2001. - №4; - 35-40.
3. Баранова Ю. Ю., Перевалова Е.А., Тюрина Е.А., Чадин Е.А. Методика использования электронных учебников в образовательном процессе.// Информатика и образование. - 2000. - №8. - G.43-47.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
5. Гомулина Н.Н., Михайлов СВ. Методика использования интерактивных компьютерных курсов с элементами дистанционного образования // Математика. - 2000 - № 39. - 68-71.
6. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001. - 128 с.
7 . «Математика в школе» № 6, 2008.
8 Болотов В.А.,Сериков В.В. «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе»,
9. «Педагогика» № 10, 2003.
10. Фишман И.С. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетенций учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений.- Самара: Изд-во ЦПО, 2005.
11. Хуторский А.В. «Технология проектирования ключевых и предметных компетенций»
12. Сборник нормативных документов. Математика/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.-128 ст.