Формирование читательской грамотности на уроках математики.
Формирование читательской грамотности на уроках математики.
Современный школьник должен уметь свободно ориентироваться в потоках информации, конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. И это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской грамотностью, под которой мы понимаем не орфографию и не пунктуацию, не технику чтения, а способность понимать и интерпретировать текст, искать в нём информацию, мыслить с помощью логических приемов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках математики.»
Формирование читательской грамотности на уроках математики.
Самаркина Ольга Вячеславовна,
учитель математики МОУ Тимирязевской СШ
«Неграмотным человеком завтрашнего дня
будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться»
А. Тофлер
Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, IT-компетентность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания.
Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Сущность функциональной грамотности школьника заключается в готовности:
добывать информацию;
применять её в жизни;
оценивать себя.
Понятие «функциональная математическая грамотность» предполагает владение умениями:
- выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством
математических знаний,
- решать их, используя математические знания и методы,
- обосновывать принятые решения путем математических суждений,
- анализировать использованные методы решения,
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи.
Т. е. современный школьник должен уметь свободно ориентироваться в потоках информации, конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. И это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской грамотностью. Под читательской грамотностью мы понимаем не орфографию и не пунктуацию, не технику чтения, а способность понимать и интерпретировать текст, искать в нём информацию, мыслить с помощью логических приемов (такие, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация).
Многие считают, что читательская грамотность должна формироваться на уроках литературы, русского языка и др. гуманитарных предметах, а мы математики будем лишь потреблять эти умения учащихся в своих интересах. Но за формирование читательской грамотности мы также несем ответственность.
Трудности и возникают у детей, не владеющих читательской компетенцией. Их пугает большой объем текста практико-ориентированной задачи, они не умеют анализировать условие, выделять главное, не верно определяют вопрос, на который нужно ответить в задачи, ну а некоторые действительно просто очень плохо читают и вообще с трудом воспринимают текстовую информацию. Ведь при решении практико-ориентированной учащийся должен прочитать задачу, осмыслить ее и перевести на математический язык.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
нахождение информации;
интерпретация текста;
рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Тексты могут быть сплошные – это чаще всего художественные тексты; не сплошные, т.е. содержащие таблицы, графики, диаграммы; смешанные тексты содержат как вербальные, так и не вербальные элементы; составные тексты – это несколько текстов, различных не только по содержанию, но и по форме.
Тексты, с которыми встречаются учащиеся на уроках математики - нехудожественные тексты.
Работы с текстом осуществляются в двух основных направлениях:
1) Работа с объяснительным текстом учебника.
Здесь в основу закладываюся:
развитие умения работать с текстом (печатным, графическим и т.д.) в урочное время, при выполнении домашних заданий, подготовке к олимпиадам, конкурсам, итоговой аттестации,
чтение по абзацам, выделение главной мысли абзаца, составление тезисов, плана,
таблиц, схем, диаграмм, вопросов к тексту (вопросы изначально репродуктивного характера постепенно начинают усложняться);
«нестандартные» приемы работы с текстом – преобразование текста в кластеры,
Текстовые задачи всегда относились к заданиям, наиболее сложным для овладения учащимися, поскольку требуют содержательного осмысления, поэтому для ее решения необходимо тщательное прочтение предлагаемого текста задачи. Чтобы чтение стало осмысленным, необходимо чтобы оно сопровождалось дополнительным заданием, например, выбором ключевых слов, формулировки вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные, поэтапным заполнением таблицы или схемы. Данные приёмы развивают в ученике навык работы с письменным текстом, учат анализировать данные, логически структурировать информацию, выбирать главное, а также повышают качество учебной деятельности в целом.
В работе с текстом мы исходим из убеждения, что не так уж важно читать много, гораздо важнее – качественно обрабатывать в своем сознании – прочитанное.
Какие же приемы использует учитель на уроках математики по формированию читательской грамотности учащихся? Наиболее широкое применение в современной школе получила технология развития критического мышления, включающая в себя основы смыслового чтения. Рассмотрим несколько методов. В последнее время в методической литературе эти методы нашли свое объединения под общим наименованием – «культура критического мышления при анализе текста».
Работа над чтением текста в 5-6 классах может быть организована с помощью различных дидактических игр, например:
1. В начале урока можно предложить игру «Банк идей (гипотез)», куда ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Этот прием научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно-исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.
2. «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?» может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
3. Прием «тонкие» и «толстые» вопросы. Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Данный прием позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы предлагаю учащимся сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….?
Кто…? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?
Продолжая работу с учащимися 7-8 классов, в состав урока следует включать следующие приемы, например:
4. «Кластер»
Кластер (англ. Cluster — пучок, гроздь) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. В методике, кластер — это карта понятий, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте, помогает развивать память.
5. Методический прием — «Инсерт». Технически он достаточно прост. Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Учащихся изначально нужно ознакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Чтение индивидуальное. Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал;
+ – новое;
– – думал иначе;
? – не понял, есть вопросы.
Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V)
Узнал новое (+)
Думал иначе (–)
Есть вопросы (?)
Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы.
6. Приём «Синквейн».
Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка — тема или предмет (одно существительное);
2 строка — описание предмета (два прилагательных);
3 строка — описание действия (три глагола);
4 строка — фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
геометрия
тема
прямые
описание темы в двух словах
Пересекающиеся, параллельные.
описание действия тремя словами
Строим, переносим, совмещаем.
отношение автора к данной теме
Нет ни начала, ни конца…
синоним к первому
Бесконечность!
Синквейн дает возможность систематизировать полученную информацию, изложить сложные идеи. На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.
Приемы в работе с учащимися 9-10 классов:
7. Прием «План или конспект прочитанного»
Проработав доказательства теоремы, учитель может выдать каждому ученику карточку, на которой доказательство этой теоремы представлено в виде таблицы, состоящей из двух колонок, одна из которых содержит утверждения, другая — их обоснования, а также имеются пропуски в той или иной колонке. Такие карточки можно делать дифференцированными, изменив количество пропусков. Учащимся необходимо заполнить пустые места в доказательстве. Учащимся можно предложить работу с этой таблицы с использованием учебника.
8. Прием «Древо знаний».
После изучения на уроке темы, даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на ≪дерево знаний≫(на доску). В начале следующего урока ещё раз прочитывается текст учебника, после чего с «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них. Такая работа развивает самостоятельность мышления, речевые умения и снижает утомляемость.
Можно использовать такие задания, развивающие читательскую грамотность:
Задания «множественного выбора»:
Выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
Квадрат - это…
1. параллелограмм с равными сторонами
2. параллелограмм с равными углами
3. прямоугольник, у которого все стороны равны
4. нет правильного ответа
2)Задания «на соотнесение»:
3)Прием «Ключевые слова»
4) Задания для составления текста из предложений.
5) Задания «на дополнение информации»:
6) Задания «на восстановление деформированного текста» и др.
Еще один из приемов технологии критического мышления - это прием Фишбоун (рыбий селет).Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы
Таким образом, используя известные приемы, давая возможность ребенку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым развиваем читательскую грамотность, а значит формируем функциональную грамотность ребенка, тем самым обеспечивая ему возможность решать нестандартные учебные и жизненные задачи. И напоследок, вам вот такой синквейн по теме выступления.