Факторы, влияющие на качество образования школьников
Факторы, влияющие на качество образования школьников
Выступление на педагогическом совете на тему: Качество образования, качество знаний и современные требования к ним. Факторы, влияющие на качество знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Факторы, влияющие на качество образования школьников»
«Качество образования , качество знаний и современные требования к ним. Факторы, влияющие на качество знаний.»
Образование – величайшее
из земных благ, если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно.
Киплинг
Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Что вкладываем мы в это понятие, каких результатов ожидаем от своих усилий? Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный) признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования.
Школа была и остаётся обучающим учреждением, именно в обучении лежит сфера её зримой ответственности. От уровня подготовки человека зависит в конечном итоге, как его собственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом. Современная информационная эпоха ещё больше обостряет задачу воспитания человека умелого и мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации.
Непрерывное образование – должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности, развития потенциала, творческой жизни.
Качество образования - это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.
При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:
образовательных результатов;
- организации образовательного процесса;
- квалификации педагогических работников.
Качество образования можно представить в виде трех составляющих:
Качество условий.
- качество нормативно – правовой базы;
- качество кадрового потенциала;
- качество научно – методической работы;
- качество материально – технической базы;
- стимулирование педагогического труда;
- психологический климат в общеобразовательном учреждении;
- качество управления.
2. Качество учебно – воспитательного процесса.
- качество содержания образования;
- качество преподавания;
- качество учения.
3. Качество результата.
- уровень обученности;
- уровень владения творческой деятельностью;
- уровень воспитанности;
- уровень психического, интеллектуального и социального развития;
- уровень социальной адаптации и социальной защищенности;
- состояние здоровья;
- сформированность ключевых компетенций.
Что понимают под качеством образования учащиеся? Для учащихся хорошее качество образования это:
хорошие знания по всем предметам, когда после школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
в будущем достигнуть успехов в карьере;
дополнительные знания, понимание предмета;
возможность получения разносторонних знаний для поступления.
Родители под качеством знаний понимают:
высокую квалификацию учителя;
взаимопонимание между учителем и учеником;
доступная школьная программа, хорошие учебники;
интересное и доступное изложение учебного материала педагогом;
корректное отношение друг к другу, основанное на уважении.
Для учителей хорошее качество образования связано:
с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.
По каким параметрам определяется качество образования ?
Гарантированность образования.
Мотивация учащихся.
Сформированность учебной деятельности.
Качество предметных знаний учащихся.
Уровень учебных и интеллектуальных достижений учащихся.
Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся.
Развитие творческих способностей учащихся.
Уровень учебных и интеллектуальных достижений учащихся.
Качество образования в школе определяется не только глубиной и прочностью знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, их интеллигентностью и культурой, готовностью к самостоятельному решению жизненных проблем, степенью сформированности ключевых компетентностей.
Новое толкование качества образования восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества.
Факторы влияющие на повышение качества образования:
повышение уровня подготовки учителей;
- стратегическое планирование качества;
-нормативно-правовое обеспечение образования;
- владение учителем научно-обоснованной методикой обучения;
-личностно-ориентированное обучение;
- обеспечение доступности;
- отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья обучающихся;
- эффективное управление качеством образования.
Какими же должны быть условия для качества образования?
Условия достижения нового современного качества образования:
введение в действие государственных образовательных стандартов и компонента школы учебного плана;
оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;
обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;
введение профильного обучения в старшей школе;
усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;
развитие дистанционного образования;
преемственность обучения, совместная работа учителей и психолога, логопеда;
еще один верный способ улучшения качества образования через использование инновационных технологий.
новые технологии в образовательном процессе важны, но, никакие новые технологии не заменят хорошего учителя.
Современному обществу нужен новый учитель:
глубоко владеющий всеми знаниями педагогики и психологии;
обладающий профессиональными качествами;
владеющий ИКТ;
четко управляющий учебным процессом;
умеющий терпеть, сдерживаться, не раздражаться, ждать, когда ученики будут делать так как он планирует.
Какими могут быть новые образовательные результаты?
Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны. Следовательно необходимо формирование общеучебных умений и компетенций, приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений.
Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается. Значит необходимо развитие умений работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации, имеющейся в составе ИУМК .
В жизни нам приходится не столько решать учебные задачи, сколько делать важные дела. Поэтому необходима выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки результатов накопленного материала .
Современная эпоха требует не исполнителя, а созидателя, а значит нужно развивать навыки самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации .
Большое дело не сделать в одиночку. Из этого следует, что очень важно формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение .
Население многонационально . Поэтому, чтобы каждый человек в обществе чувствовал себя комфортно, крайне важно развитие толерантности, т.е. понимания, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения.
Каковы причины снижения качества знаний?
Некачественная работа учителя-предметника.-
Авторитарная педагогика.
Недостаточный уровень интеллектуального развития.
Слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей и со стороны школы (пропуски, как по болезни, так и без уважительных причин).
Отсутствие единства требований к ответу обучающихся со стороны учительского коллектива.
Слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребенка.
Отсутствие мотивации к учению, снижение интереса к учебной деятельности.
«Профилактическая» двойка.
Преобладание пассивных форм обучения (фронтальная, коллективная) над активными.
Потеря связи с родительской общественностью.
Равнодушие, безразличное отношение учителей-предметников, классного руководителя к этому коллективу учеников.
Неблагоприятная социальная среда.
Слабое здоровье ребенка.
«Сборный класс» или появились новые ученики, уровень успеваемости которых ниже общеклассного.
Жизнь подсказывает: образование – это, прежде всего, процесс формирования собственного образа. Это процесс поиска ответа на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?»
Не случайно «Я» написано с прописной (большой) буквы. Образование– средство актуализации собственного «Я». Личность воспринимает охотно и прочно запоминает то, что помогает самовыражению.
Проблема качества образования должна рассматриваться с позиции прежде всего человеческой и социальной ценности образования, т.к. полноценное образование, полученное человеком, позволяет ему не только овладеть определенными знаниями о природе, человеке, обществе, но и познать самого себя, проявить в последствии себя в качестве гражданина, семьянина, труженика.