Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.
С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается интерес у учеников к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности.
Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личности ученика. Управлять этим процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично – добыто на всю жизнь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по математике »
Программа элективного курса по математике
«Текстовые задачи на совместное действие»
Выполнила: Давлятшина Рафиля Мингалеевна
Учитель первой квалификационной категории
Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.
С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается интерес у учеников к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности.
Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личности ученика. Управлять этим процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично – добыто на всю жизнь.
Не смотря на свою необязательность для школьника, внеклассная работа по математике заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет. Учитель может на внеклассных работах в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимся материала, предусмотренного программой.
С помощью продуманной системы внеклассных работ можно значительно повысит интерес школьников к математике.
На уроках математики имеется немало возможностей заинтересовать школьников содержанием этой науки. Вместе с тем основная цель занятий же состоит в обучении определенному комплексу процедур математического характера, занимательность изложения подчинена этой цели, развитие способностей учащихся происходит в рамках изучения обязательного материала.
Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математике и привести к выбору факультатива по математике, к поступлению в математическую школу, к самостоятельному изучению заинтересовавшего материала и т.п.
Внеклассные работы с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки привития вкуса к чтению математикой литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.
Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике. Это благотворно сказывается и на качестве его урока.
Помимо кружковой работы, при наличии часов, учитель может проводить элективные курсы по определенной теме. В педагогической деятельности каждого учителя математики часто встречаются учащиеся, которые безошибочно выполняют математические действия, но не понимают условия задач. Поэтому целесообразно проводить занятия по решению логических текстовых задач занимательной математики и ввести элективный курс по решению текстовых задач определенной тематики.
Пояснительная записка.
Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора учащихся в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.
По окончании обучения учащиеся должны знать:
типы текстовых задач на совместные действия;
нестандартные методы решения математических текстовых задач;
логические приемы, применяемые при решении тестовых задач разного типа;
историю развития математической науки.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
систематизировать данные в виде таблиц при решении задач на совместные действия;
применять нестандартные методы при решении текстовых задач.
В основу занятия элективного курса включено пять основных этапов.
1. Первый этап (мотивационный) – исторический экскурс. Это регулярное использование материала из истории – исторические задачи и исторические сведения, знакомство с биографиями ученых-математиков, ознакомление с занимательной литературой для детей.
2. Второй этап (ориентировочный) – учитель разбирает, показывает опорную задачу (одну из самых распространенных из данной темы, на основе которой можно решить и другие задачи).
3. Третий этап (исполнительный) – учитель предлагает решить аналогичную задачу, в которой нужно воспроизвести ход своих действий в схожей ситуации. При этом рекомендуется немного усложнить задачу.
4. Четвертый этап (контролирующий) – учитель дает возможность решить 1-2 развивающие задачи, условия которых даются в измененном виде, но сохраняется та же идея решения.
5. Пятый этап (мотивационный) – разбор занимательных, шутливых математических задач, которые подбираются учащимися самостоятельно. Этот этап проводят сами дети.
На каждом занятии элективного курса важно подобрать задачи таким образом, чтобы формулировка одного типа задач приводилась в различных вариантах.
задачи на совместную работу – 10 ч.;
задачи о бассейне с трубами – 3ч.;
задачи на относительное движение – 12ч.;
задачи на перемещение в потоке – 3ч.;
задачи на проценты – 2ч.;
задачи на сравнение групп объектов – 3ч.;
Программа рассчитана на 1 учебный год – 35 часов
При проведении элективного курса используется электронное пособие «Задачи на совместные действия» издательства «Экзамен», адрес интернет-сайта: www. examen.biz.
Это интекрактивное пособие полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандрта (второго поколения). Тренажер пососбия имеет три режима работы:
Режим обучения, режим самостоятельной работы, режим контроля знаний. Пособия можно использовать как на обычном компьютере при индивидуальном обучении, так и в классе при использовании проектора или электронной интекрактивной доски.
Календарно – тематическое планирование.
№
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
Примечания
1
Вводное занятие
1
Задачи на совместную работу
10
2
Задачи на совместную деятельность при одинаковой производительности работников
1
3
Задачи на прогнозирование результатов работы при известной производительности работников
1
4
Задачи на совместную деятельность при разной производительности участников
1
5
Задачи на прогнозирование результатов работы при изменении числа работников
1
6
Задачи на прогнозирование результатов работы при изменении числа работников во время работы
1
7
Задачи на прогнозирование результатов работы при работников объединении работников в группы
1
8
Задачи на прогнозирование результатов работы при изменении числа работников во время работы и неизвестной части доли её выполнения
1
9
Задачи на совместные действия при разной производительности
1
10
Задачи на совместные действия при известном соотношении производительности исполнителей
1
11
Задачи на совместные действия с распределением ресурсов
1
Задачи о бассейне с трубами
3
12
Задачи о частном заполнении и опорожнении бассейна.
1
13
Задачи с двумя трубами.
1
14
Задачи с тремя и более трубами.
1
Задачи на относительное движение
12
15
Задачи на движение объектов с разными скоростями
1
16
Решение задач на определение скорости сближения
1
17
Решение задач на определение скорости удаления
1
18
Решение задач на определение относительной скорости объектов, движущихся в одном направлении
1
19
Движение вдогонку.
1
20
Движение с отставанием.
1
21
Решение задач на встречное движение
1
22
Решение задач на движение с одного места
1
23
Решение задач на движение в противоположных направлениях
1
24
Задачи на установление зависимостей, между величинами, характеризующими положение объектов, движущихся вдоль одной прямой.
1
25
Решение задач на сопоставление скоростей движущихся объектов.
1
26
Формула одновременного движения
1
Задачи на перемещение в потоке.
3
27
Движение по течению и против течения реки.
1
28
Движение по реке при неизвестной скорости её течения.
1
29
Движение при ограничении ресурса (времени или топлива)
1
Задачи на проценты.
2
30
Простой процентный рост.
1
31
Сложный процентный рост.
1
Задачи на сравнение групп объектов.
3
32
Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.
1
33
Задачи на разность, кратность, сравнение трех или более объектов.
1
34
Задачи на сложение и вычитание множеств
1
35
Заключительное занятие
1
Использованная литература:
Дышинский Е. А. «Игротека математического кружка» / М.: Просвещение, 1970.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя, - Изд. второе, доп., испр. и перераб. –М.: Университетская книга; Логос, 2009 – 384с.
Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2104 «Математика» и 2105 «Физика» / А. Я. Блох, Е. С. Канин, Н. Г. Килина и др.; Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. – М.: Просвещение, 1985.-336 с
электронное пособие «Задачи на совместные действия» издательства «Экзамен», адрес интернет-сайта: www. examen.biz.