Просмотр содержимого документа
«Движение протяженных тел»
Республика Саха (Якутия)
Верхоянский район
МБОУ «Батагайская средняя общеобразовательная школа»
« Движение протяженных тел»
Авторы:
ученики 5 «а» класса
Томская Лилия, Васильева Анна
Руководитель:
Слепцова Ульяна Егоровна
Оглавление
Введение.
Основная часть.
Виды задач на движение двух объектов.
Задачи на движение. Решения.
Заключение.
Список использованной литературы.
Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду,
а если хотите научиться решать задачи, то решайте их.
(Д.Пойа)
Математика – один из наших любимых предметов. Нам нравится решать задачи, анализировать условие, устанавливать зависимости между данными и искомыми величинами, составлять логические цепочкирассуждений.Но не все наши одноклассники умеют решать задачи.
Еще в начальной школе мы познакомились с задачами на движение. Мы знаем, что в задачах на движение рассматриваются три взаимосвязанные величины: расстояние (пройденный путь), время движения и скорость – расстояние, пройденное за единицу времени.
Цель проекта:
Научиться решать задачи на знания связи между величинами: скорость, время, расстояние. Освоение данного элемента поможет нам научиться решать составные задачи на движение.
Задачи проекта:
Изучить теоретические сведения по теме «Виды задач на движение».
Систематизировать задачи на движение по видам.
Подобрать задачи.
Тренировать вычислительные навыки.
Гипотеза:
при решении задач на встречное движение и движение в противоположных направлениях скорость сближения и скорость удаления находятся сложением скоростей движущихся объектов;
при решении задач на движение в одном направлении скорость сближения и скорость удаления находятся вычитанием скоростей движущихся объектов.
В задачах на движение рассматриваются три взаимосвязанные величины:
S – расстояние(пройденный путь)
t– время движения
v – скорость (расстояние, пройденное за единицу времени)
Единицы измерения
Расстояние (S): км, м, дм, см, мм
Время (t): час, мин, сек
Скорость (v): км/час, м/мин, м/сек
Расстояние – это произведение скорости движения на время движения.
Время – это частное от деления расстояния на скорость движения.
Скорость – это частное от деления расстояния на время движения.
Единицы скорости
6 км/ч = (6000 : 60) м/мин =100м/мин
9 км/ч = (9000 : 60)м/мин = 150м/мин
54км/ч= (54000 : 3600)м/сек = 15м/сек
72км/ч= (72 000 : 3600)м/сек = 20м/сек
90км/ч = (90 000 : 3600)м/сек = 25м/сек
144км/ч = (144 000 : 3600)м/сек =40м/сек
1.Виды задач на движение двух объектов.
А. Встречное движение.
Два объекта движение начинают одновременно навстречу друг другу.
В.Движение в противоположных направлениях.
Два объекта движение начинают одновременно в противоположных направлениях.
С.Д вижение вдогонку.
D. Движение с отставанием.
Два объекта движение начинают одновременно в одном направлении, но первый объект обгоняет, другой - отстает или первый объект отстает, другой обгоняет.
При решении этих задач надо использовать понятия «скорость сближения» и «скорость удаления».
Скорость сближения - это расстояние, на которое сближаются объекты за единицу времени.
Скорость удаления - это расстояние, на которое удаляются объекты за единицу времени.
Движение объектов навстречу друг другу
При решении задач на встречном движение используется понятие «скорость сближения».Скорость сближения в этих задачах находится сложением скоростейдвижущихся объектов.
Движение в противоположных направлениях
При решении задач в противоположных направлениях используется понятие «скорость удаления».
Скорость удаления в этих задачах находится сложением скоростейдвижущихся объектов.
Движение в одном направлении
В задачах на движение в одном направлении при одновременном начале движения объектов используются понятия «скорость удаления» и «скорость сближения».
если
если
Скорость сближения и скорость удаления находятся вычитанием меньшей скорости из большей.
Движение в одном направлении
Движение в одном направлении
Черепаха Чу проходила в день по 40м. Через 2 дня вслед за ним вышла черепаха Ча, проходившая в день 45м. Через сколько дней второй догонит первого?
40м/день
Ч ерепаха Чу
4 5м/день
Черепаха Ча
Движение в одном направлении
Решение:
40 × 2 = 80 (м) – расстояние между черепахами.
45 – 40 = 5 (м/день) – скорость сближения
80 : 5 = 16 (дней) – время до встречи.
Ответ: 16 дней
Движение в одном направлении (вдогонку)
С обака усмотрела в 150м зайца, который пробегает в 2 мин 500м. Собака в 5 мин пробегает 1 300м. За какое время собака догонит зайца?
150м
Движение в одном направлении (вдогонку)
Решение:
= 10(м/мин) – скорость сближения
150: 10=15 (мин) – время, за которое собака догонит зайца
Ответ: 15 минут
Движение протяженных тел
В задачах на движение протяженных тел требуется определить длину одного из них. Например, длину поезда, проходящего мимо столба или лесополосы.
В первом случае поезд проходит мимо столба, равное длине поезда, во втором случае – расстояние, равное сумме длин поезда и лесополосы.
Движение протяженных тел
(Задачи ОГЭ)
Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 72 км/ч, проезжает мимо придорожного столба за 36 секунд. Найдите длину поезда в метрах.
За 36 секунд поезд проходит мимо придорожного столба расстояние, равное своей длине:
72км/ч= 72 000м : 3600сек = 20м/сек – скорость поезда
20 × 36 = 720 (м) проходит поезд мимо придорожного столба – длина поезда.
Ответ: 720 м
Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 54 км/ч, проезжает мимо придорожного столба за 18 секунд. Найдите длину поезда в метрах.
Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 90 км/ч, проезжает мимо придорожного столба за 8 секунд. Найдите длину поезда в метрах.
Движение протяженных тел
(Задачи ОГЭ)
П оезд, двигаясь равномерно со скоростью 90 км/ч, проезжает мимо лесополосы, длина которой равна 800 метрам, за 1 минуту. Найдите длину поезда в метрах.
За 60 секунд поезд проезжает расстояние, равное сумме длин лесополосы и самого поезда.
90км/ч = 90 000м : 3600сек = 25м/сек – скорость поезда
25 × 60 = 1 500(м) – сумма длин лесополосы и самого поезда
1500 – 800 = 700(м) - длина поезда
Ответ: 700 м
Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 72 км/ч, проезжает мимо лесополосы, длина которой равна 400 метров, за 39 секунд. Найдите длину поезда в метрах.
Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 54 км/ч, проезжает мимо лесополосы, длина которой равна 300 метров, за 30 секунд. Найдите длину поезда в метрах.
Движение протяженных тел
(Задачи ЕГЭ)
По двум параллельным железнодорожным путям в одном направлении следуют пассажирский и товарный поезда, скорости которых равны соответственно 74 км/ч и 38 км/ч. Длина товарного поезда равна 300 метрам. Найдите длину пассажирского поезда, если время, за которое он прошел мимо товарного поезда, равно 1 минуте 20секундам. Ответ дайте в метрах.
За 80секунд один поезд проходит мимо другого, то есть преодолевает расстояние, равное сумме их длин.
По двум параллельным железнодорожным путям в одном направлении следуют пассажирский и товарный поезда, скорости которых равны соответственно 92 км/ч и 20 км/ч. Длина товарного поезда равна 800 метрам. Найдите длину пассажирского поезда, если время, за которое он прошел мимо товарного поезда, равно 1 минуте 5 секундам. Ответ дайте в метрах.
По двум параллельным железнодорожным путям в одном направлении следуют пассажирский и товарный поезда, скорости которых равны соответственно 85 км/ч и 31км/ч. Длина товарного поезда равна 1000 метрам. Найдите длину пассажирского поезда, если время, за которое он прошел мимо товарного поезда, равно 1 минуте 40 секундам. Ответ дайте в метрах.
Движение протяженных тел
(Задачи ЕГЭ)
По двум параллельным железнодорожным путям друг навстречу другу следуют скорый и пассажирский поезда, скорости которых равны соответственно 70 км/ч и 38 км/ч. Длина пассажирского поезда равна 700 метрам. Найдите длину скорого поезда, если время, за которое он прошел мимо пассажирского поезда, равно 36 секундам. Ответ дайте в метрах.
С
За 36секунд один поезд проходит мимо другого, то есть вместе преодолевает расстояние, равное сумме их длин.
По двум параллельным железнодорожным путям друг навстречу другу следуют скорый и пассажирский поезда, скорости которых равны соответственно 90 км/ч и 54 км/ч. Длина пассажирского поезда равна 800 метрам. Найдите длину скорого поезда, если время, за которое он прошел мимо пассажирского поезда, равно 45 секундам. Ответ дайте в метрах.
По двум параллельным железнодорожным путям друг навстречу другу следуют скорый и пассажирский поезда, скорости которых равны соответственно 102 км/ч и 78 км/ч. Длина пассажирского поезда равна 350 метрам. Найдите длину скорого поезда, если время, за которое он прошел мимо пассажирского поезда, равно 28 секундам. Ответ дайте в метрах.
Советы для решающихзадачи на движение:
Прочитав условие задачи, представьте ее как конкретное событие и сделайте схематический чертеж, нанеся на него все данные, содержащиеся в условии задачи.
Определите, к какому виду движения относится задача.
Какие математические формулы вам понадобятся для того, чтобы ответить на вопрос задачи.
Не забудьте, что все входящие в формулу величины – S, t, v – должно быть представлены в соответствующих единицах измерения.
Вывод:
При решении задач на встречное движение полезно использовать понятия «скорость сближения»; при решении задач на движение в противоположных направлениях полезно применять понятия «скорость удаления»; скорость сближения и скорость удаления в этих задачах находятся сложением скоростей.
В задачах на движение в одном направлении при одновременном начале полезно использовать понятия «скорость сближения» и «скорость удаления»; скорость сближения и скорость удаления в этих задачах находятся вычитанием меньшей из большей скоростей.
Тренировали вычислительные навыки, т.к. приходилось много считать.
Подготовили сообщение для одноклассников.
Литература
Открытый банк задач ЕГЭ по математике http:// www. mathege.ru
Н. Я. Виленкин. Математика, 5 класс, издательство «Мнемозина», - М., 2012.
И.В.Ященко, С.А.Шестаков и другие.Сборник подготовки к ГИА, 9 класс, издательство «Экзамен», -М., 2014.