kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Движение протяженных тел

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные задачи включены в открытый банк заданий ОГЭ и ЕГЭ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Движение протяженных тел»

Тема: « Движение протяженных тел »   Авторы: ученики 5 «А» класса Томская Лилия, Васильева Аня  Руководитель:  учитель математики Слепцова У.Е.  Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их .  (Д.Пойа)

Тема: « Движение протяженных тел »

Авторы:

ученики 5 «А» класса

Томская Лилия,

Васильева Аня

Руководитель:

учитель математики

Слепцова У.Е.

Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их .

(Д.Пойа)

Цель :  Научиться решать задачи на знания связи между величинами: скорость, время, расстояние. Освоение данного элемента поможет нам научиться решать составные задачи на движение.  Задачи: Изучить теоретические сведения по теме «Виды задач на движение». Систематизировать задачи на движение по видам. Подобрать задачи. Тренировать вычислительные навыки.  Гипотеза:

Цель : Научиться решать задачи на знания связи между величинами: скорость, время, расстояние. Освоение данного элемента поможет нам научиться решать составные задачи на движение.

Задачи:

  • Изучить теоретические сведения по теме «Виды задач на движение».
  • Систематизировать задачи на движение по видам.
  • Подобрать задачи.
  • Тренировать вычислительные навыки.

Гипотеза:

  • при решении задач на встречное движение   и движение в противоположных направлениях скорость сближения и скорость удаления находятся сложением скоростей движущихся объектов;
  • при решении задач на движение в одном направлении скорость сближения и скорость удаления находятся вычитанием скоростей движущихся объектов.
В задачах на движение рассматриваются три взаимосвязанные величины:    S – расстояние (пройденный путь) Единицы измерения  t – время движения   Единицы скорости V – скорость (расстояние, пройденное за единицу времени)  Расстояние ( S ): км, м, дм, см, мм  Время ( t ) : сутки, час, мин, сек, 6 км/ч = (6000 : 60) м/мин =100м/мин   9 км/ч = (9000 : 60)м/мин = 150м/мин  Скорость ( v ): км/час, м/мин, м/сек 54км/ч= (54000 : 3600)м/сек = 15м/сек 72км/ч= (72 000 : 3600)м/сек = 20м/сек 90км/ч = (90 000 : 3600)м/сек = 25м/сек 144км/ч = (144 000 : 3600)м/сек =40м/сек

В задачах на движение рассматриваются три взаимосвязанные величины:

 

Sрасстояние (пройденный путь)

Единицы измерения

tвремя движения

 

Единицы скорости

Vскорость (расстояние, пройденное за единицу времени)

Расстояние ( S ): км, м, дм, см, мм

Время ( t ) : сутки, час, мин, сек,

6 км/ч = (6000 : 60) м/мин =100м/мин

 

9 км/ч = (9000 : 60)м/мин = 150м/мин

Скорость ( v ): км/час, м/мин, м/сек

54км/ч= (54000 : 3600)м/сек = 15м/сек

72км/ч= (72 000 : 3600)м/сек = 20м/сек

90км/ч = (90 000 : 3600)м/сек = 25м/сек

144км/ч = (144 000 : 3600)м/сек =40м/сек

Виды задач на движение двух объектов .  А. Встречное движение. Два объекта движение начинают одновременно навстречу друг другу.   В. Движение в противоположных направлениях.  Два объекта движение начинают одновременно в противоположных направлениях. С. Движение вдогонку. D. Движение с отставанием.  При решении этих задач надо использовать понятия «скорость сближения» и « скорость удаления».  Скорость сближения - это расстояние, на которое сближаются объекты за единицу времени.  Скорость удаления - это расстояние, на которое удаляются объекты за единицу времени.

Виды задач на движение двух объектов .

А. Встречное движение. Два объекта движение начинают одновременно навстречу друг другу.

В. Движение в противоположных направлениях. Два объекта движение начинают одновременно в противоположных направлениях.

С. Движение вдогонку.

D. Движение с отставанием.

При решении этих задач надо использовать понятия «скорость сближения» и « скорость удаления».

Скорость сближения - это расстояние, на которое сближаются объекты за единицу времени.

Скорость удаления - это расстояние, на которое удаляются объекты за единицу времени.

Движение объектов навстречу друг другу     Движение в противоположных направлениях      При решении задач на встречном движение используется понятие «скорость сближения». Скорость сближения в этих задачах находится сложением скоростей движущихся объектов.  При решении задач в противоположных направлениях используется понятие «скорость удаления». Скорость удаления в этих задачах находится сложением скоростей движущихся объектов.

Движение объектов навстречу друг другу

  •  
  •  

Движение в противоположных направлениях

 

 

При решении задач на встречном движение используется понятие «скорость сближения». Скорость сближения в этих задачах находится сложением скоростей движущихся объектов.

При решении задач в противоположных направлениях используется понятие «скорость удаления».

Скорость удаления в этих задачах находится сложением скоростей движущихся объектов.

 
  •  

Движение в одном направлении

В задачах на движение в одном направлении при одновременном начале движения объектов используются понятия «скорость удаления» и «скорость сближения».

если

если

Скорость сближения и скорость удаления находятся вычитанием меньшей скорости из большей.

Движение в одном направлении

Движение в одном направлении   Движение в одном направлении (вдогонку) Движение в одном направлении  Собака усмотрела в 150м зайца , который пробегает в 2 мин 500м. Собака в 5 мин пробегает 1 300м. За какое время собака догонит зайца ?  Черепаха Чу проходила в день по 40м . Через 2 дня вслед за ним вышла черепаха Ча , проходившая в день 45м. Через сколько дней второй догонит первого?      Решение: 40 × 2 = 80 (м) – расстояние между черепахами. 45 – 40 = 5 (м/день) – скорость сближения 80 : 5 = 16 (дней) – время до встречи. Черепаха Чу, 40м/день   150 м  Ответ: 16 дней Черепаха Ча, 45м/день

Движение в одном направлении

  Движение в одном направлении (вдогонку)

Движение в одном направлении

Собака усмотрела в 150м зайца , который пробегает в 2 мин 500м. Собака в 5 мин пробегает 1 300м. За какое время собака догонит зайца ?

Черепаха Чу проходила в день по 40м . Через 2 дня вслед за ним вышла черепаха Ча , проходившая в день 45м. Через сколько дней второй догонит первого?

 

  Решение:

  • 40 × 2 = 80 (м) – расстояние между черепахами.
  • 45 – 40 = 5 (м/день) – скорость сближения
  • 80 : 5 = 16 (дней) – время до встречи.

Черепаха Чу, 40м/день

 

150 м

Ответ: 16 дней

Черепаха Ча, 45м/день

Движение протяженных тел     В задачах на движение протяженных тел требуется определить длину одного из них. Например, длину поезда, проходящего мимо столба или лесополосы . Движение протяженных тел )  В первом случае поезд проходит мимо столба , равное длине поезда , во втором случае – расстояние, равное сумме длин поезда и лесополосы . (Задачи ОГЭ и ЕГЭ)   Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 72 км/ч, проезжает мимо придорожного столба за 36 секунд. Найдите длину поезда в метрах.       Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 54 км/ч, проезжает мимо придорожного столба за 18 секунд. Найдите длину поезда в метрах. Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 90 км/ч, проезжает мимо придорожного столба за 8 секунд. Найдите длину поезда в метрах.  За 36 секунд поезд проходит мимо придорожного столба расстояние , равное своей длине .   72км/ч= 72 000м : 3600сек = 20м/сек – скорость поезда 20 × 36 = 720 (м) проходит поезд мимо придорожного столба – длина поезда. Ответ: 720 м

Движение протяженных тел

  В задачах на движение протяженных тел требуется определить длину одного из них. Например, длину поезда, проходящего мимо столба или лесополосы .

Движение протяженных тел )

В первом случае поезд проходит мимо столба , равное длине поезда , во втором случае – расстояние, равное сумме длин поезда и лесополосы .

(Задачи ОГЭ и ЕГЭ)

Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 72 км/ч, проезжает мимо придорожного столба за 36 секунд. Найдите длину поезда в метрах.

  •   Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 54 км/ч, проезжает мимо придорожного столба за 18 секунд. Найдите длину поезда в метрах.
  • Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 90 км/ч, проезжает мимо придорожного столба за 8 секунд. Найдите длину поезда в метрах.

За 36 секунд поезд проходит мимо придорожного столба расстояние , равное своей длине .

  72км/ч= 72 000м : 3600сек = 20м/сек – скорость поезда

  • 20 × 36 = 720 (м) проходит поезд мимо придорожного столба – длина поезда.

Ответ: 720 м

Движение протяженных тел  (Задачи ОГЭ и ЕГЭ)   О Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 90 км/ч, проезжает мимо лесополосы, длина которой равна 800 метрам, за 1 минуту. Найдите длину поезда в метрах.    Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 72 км/ч, проезжает мимо лесополосы, длина которой равна 400 метров, за 39 секунд. Найдите длину поезда в метрах.       Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 54 км/ч, проезжает мимо лесополосы, длина которой равна 300 метров, за 30 секунд. Найдите длину поезда в метрах.   За 60 секунд поезд проезжает расстояние, равное сумме длин лесополосы и самого поезда. 90км/ч = 90 000м : 3600сек = 25м/сек – скорость поезда 25 × 60 = 1 500(м) – сумма длин лесополосы и самого поезда 1500 – 800 = 700(м) - длина поезда  Ответ: 700 м

Движение протяженных тел

(Задачи ОГЭ и ЕГЭ)

О Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 90 км/ч, проезжает мимо лесополосы, длина которой равна 800 метрам, за 1 минуту. Найдите длину поезда в метрах.

 

  • Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 72 км/ч, проезжает мимо лесополосы, длина которой равна 400 метров, за 39 секунд. Найдите длину поезда в метрах.

 

 

 

  • Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 54 км/ч, проезжает мимо лесополосы, длина которой равна 300 метров, за 30 секунд. Найдите длину поезда в метрах.

За 60 секунд поезд проезжает расстояние, равное сумме длин лесополосы и самого поезда.

  • 90км/ч = 90 000м : 3600сек = 25м/сек – скорость поезда
  • 25 × 60 = 1 500(м) – сумма длин лесополосы и самого поезда
  • 1500 – 800 = 700(м) - длина поезда

Ответ: 700 м

Движение протяженных тел (Задачи ЕГЭ)

  По двум параллельным железнодорожным путям в одном направлении следуют пассажирский и товарный поезда, скорости которых равны соответственно 74 км/ч и 38 км/ч. Длина товарного поезда равна 300 метрам. Найдите длину пассажирского поезда, если время, за которое он прошел мимо товарного поезда, равно 1 минуте 20секундам . Ответ дайте в метрах.

Пассажирский поезд, 74км/ч

Длина поезда ?

Товарный поезд, 38км/ч

Длина поезда – 300м

  • По двум параллельным железнодорожным путям в одном направлении следуют пассажирский и товарный поезда, скорости которых равны соответственно 92 км/ч и 20 км/ч. Длина товарного поезда равна 800 метрам. Найдите длину пассажирского поезда, если время, за которое он прошел мимо товарного поезда, равно 1 минуте 5 секундам. Ответ дайте в метрах.
  • По двум параллельным железнодорожным путям в одном направлении следуют пассажирский и товарный поезда, скорости которых равны соответственно 85 км/ч и 31 км/ч. Длина товарного поезда равна 1000 метрам. Найдите длину пассажирского поезда, если время, за которое он прошел мимо товарного поезда, равно 1 минуте 40 секундам. Ответ дайте в метрах.
  • 74 – 38 = 36 (км/ч) = 10(м/сек) - скорость сближения поездов
  • 10 × 80 = 800(м) – сумма длин товарного и пассажирского поездов
  • 800 – 300 = 500 (м) – длина пассажирского поезда.

Ответ: 500м.

За 80 секунд один поезд проходит мимо другого, то есть преодолевает расстояние, равное сумме их длин.

36 км/ч = (36 000 : 3600)м/сек = 10 м/сек

Движение протяженных тел (Задачи ОГЭ и ЕГЭ)

По двум параллельным железнодорожным путям друг навстречу другу следуют скорый и пассажирский поезда, скорости которых равны соответственно 70 км/ч и 38 км/ч. Длина пассажирского поезда равна 700 метрам. Найдите длину скорого поезда, если время, за которое он прошел мимо пассажирского поезда, равно 36 секундам. Ответ дайте в метрах.

Скорый поезд, 70 км/ч, длина поезда ?

Пассажирский поезд , 38 км/ч

Длина поезда – 700м

  • По двум параллельным железнодорожным путям друг навстречу другу следуют скорый и пассажирский поезда, скорости которых равны соответственно 90 км/ч и 54 км/ч. Длина пассажирского поезда равна 800 метрам. Найдите длину скорого поезда, если время, за которое он прошел мимо пассажирского поезда, равно 45 секундам. Ответ дайте в метрах.
  • По двум параллельным железнодорожным путям друг навстречу другу следуют скорый и пассажирский поезда, скорости которых равны соответственно 102 км/ч и 78 км/ч. Длина пассажирского поезда равна 350 метрам. Найдите длину скорого поезда, если время, за которое он прошел мимо пассажирского поезда, равно 28 секундам. Ответ дайте в метрах.
  • 70 + 38 = 108 (км/ч) = 30(м/сек) – скорость сближения поездов
  • 30 × 36 = 1080(м) – сумма длин поездов.
  • 1080 – 700 = 380 (м) – длина скорого поезда.

Ответ: 380м.

За 36 секунд один поезд проходит мимо другого, то есть вместе преодолевает расстояние, равное сумме их длин.

108 км/ч = 108 000м : 3600сек = 30 м/сек

Советы для решающих задачи на движение : Прочитав условие задачи, представьте ее как конкретное событие и сделайте схематический чертеж, нанеся на него все данные, содержащиеся в условии задачи. Определите, к какому виду движения относится задача. Какие математические формулы вам понадобятся для того, чтобы ответить на вопрос задачи. Не забудьте, что все входящие в формулу величины – S , t , v – должно быть представлены в соответствующих единицах измерения.  Вывод:

Советы для решающих задачи на движение :

  • Прочитав условие задачи, представьте ее как конкретное событие и сделайте схематический чертеж, нанеся на него все данные, содержащиеся в условии задачи.
  • Определите, к какому виду движения относится задача.
  • Какие математические формулы вам понадобятся для того, чтобы ответить на вопрос задачи.
  • Не забудьте, что все входящие в формулу величины – S , t , v – должно быть представлены в соответствующих единицах измерения.

Вывод:

  • При решении задач на встречное движение полезно использовать понятия «скорость сближения»; при решении задач на движение в противоположных направлениях полезно применять понятия «скорость удаления»; скорость сближения и скорость удаления в этих задачах находятся сложением скоростей.
  • В задачах на движение в одном направлении при одновременном начале полезно использовать понятия «скорость сближения» и «скорость удаления»; скорость сближения и скорость удаления в этих задачах находятся вычитанием меньшей из большей скоростей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Движение протяженных тел

Автор: Слепцова Ульяна Егоровна

Дата: 12.11.2021

Номер свидетельства: 591099

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Движение протяженных тел"
    ["seo_title"] => string(28) "dvizhenie_protiazhennykh_tel"
    ["file_id"] => string(6) "591098"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1636690463"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Колебательное движение. Основные  величины,  характеризующие   колебательное движение. (9 класс) "
    ["seo_title"] => string(109) "koliebatiel-noie-dvizhieniie-osnovnyie-vielichiny-kharaktierizuiushchiie-koliebatiel-noie-dvizhieniie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "208678"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430878461"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Масса.Сила.Второй закон Ньютоан"
    ["seo_title"] => string(32) "massa-sila-vtoroi-zakon-n-iutoan"
    ["file_id"] => string(6) "272961"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452094107"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Масса.Сила.Второй закон Ньютоан"
    ["seo_title"] => string(34) "massa-sila-vtoroi-zakon-n-iutoan-1"
    ["file_id"] => string(6) "272962"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452094114"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Масса.Сила.Второй закон Ньютоан"
    ["seo_title"] => string(34) "massa-sila-vtoroi-zakon-n-iutoan-2"
    ["file_id"] => string(6) "272963"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452094121"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства