Просмотр содержимого документа
«Движение протяженных тел»
Тема: «Движение протяженных тел»
Авторы:
ученики 5 «А» класса
Томская Лилия,
Васильева Аня
Руководитель:
учитель математики
Слепцова У.Е.
Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их.
(Д.Пойа)
Цель: Научиться решать задачи на знания связи между величинами: скорость, время, расстояние. Освоение данного элемента поможет нам научиться решать составные задачи на движение.
Задачи:
Изучить теоретические сведения по теме «Виды задач на движение».
Систематизировать задачи на движение по видам.
Подобрать задачи.
Тренировать вычислительные навыки.
Гипотеза:
при решении задач на встречное движение и движение в противоположных направлениях скорость сближения и скорость удаления находятся сложением скоростей движущихся объектов;
при решении задач на движение в одном направлении скорость сближения и скорость удаления находятся вычитанием скоростей движущихся объектов.
В задачах на движение рассматриваются три взаимосвязанные величины:
S – расстояние (пройденный путь)
Единицы измерения
t – время движения
Единицы скорости
V – скорость (расстояние, пройденное за единицу времени)
Расстояние (S ): км, м, дм, см, мм
Время (t) : сутки, час, мин, сек,
6 км/ч = (6000 : 60) м/мин =100м/мин
9 км/ч = (9000 : 60)м/мин = 150м/мин
Скорость (v ): км/час, м/мин, м/сек
54км/ч= (54000 : 3600)м/сек = 15м/сек
72км/ч= (72 000 : 3600)м/сек = 20м/сек
90км/ч = (90 000 : 3600)м/сек = 25м/сек
144км/ч = (144 000 : 3600)м/сек =40м/сек
Виды задач на движение двух объектов.
А. Встречное движение. Два объекта движение начинают одновременно навстречу друг другу.
В. Движение в противоположных направлениях. Два объекта движение начинают одновременно в противоположных направлениях.
С. Движение вдогонку.
D. Движение с отставанием.
При решении этих задач надо использовать понятия «скорость сближения» и « скорость удаления».
Скорость сближения - это расстояние, на которое сближаются объекты за единицу времени.
Скорость удаления - это расстояние, на которое удаляются объекты за единицу времени.
Движение объектов навстречу друг другу
Движение в противоположных направлениях
При решении задач на встречном движение используется понятие «скорость сближения». Скорость сближения в этих задачах находится сложением скоростей движущихся объектов.
При решении задач в противоположных направлениях используется понятие «скорость удаления».
Скорость удаления в этих задачах находится сложением скоростей движущихся объектов.
Движение в одном направлении
В задачах на движение в одном направлении при одновременном начале движения объектов используются понятия «скорость удаления» и «скорость сближения».
если
если
Скорость сближения и скорость удаления находятся вычитанием меньшей скорости из большей.
Движение в одном направлении
Движение в одном направлении
Движение в одном направлении (вдогонку)
Движение в одном направлении
Собака усмотрела в 150м зайца , который пробегает в 2 мин 500м. Собака в 5 мин пробегает 1 300м. За какое время собака догонит зайца ?
Черепаха Чу проходила в день по 40м . Через 2 дня вслед за ним вышла черепаха Ча , проходившая в день 45м. Через сколько дней второй догонит первого?
Решение:
40 × 2 = 80 (м) – расстояние между черепахами.
45 – 40 = 5 (м/день) – скорость сближения
80 : 5 = 16 (дней) – время до встречи.
Черепаха Чу,40м/день
150 м
Ответ: 16 дней
Черепаха Ча,45м/день
Движение протяженных тел
В задачах на движение протяженных тел требуется определить длину одного из них. Например, длину поезда, проходящего мимо столба или лесополосы .
Движение протяженных тел)
В первом случае поезд проходит мимо столба, равное длине поезда , во втором случае – расстояние, равное сумме длин поезда и лесополосы .
(Задачи ОГЭ и ЕГЭ)
Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 72 км/ч, проезжает мимо придорожного столба за 36 секунд. Найдите длину поезда в метрах.
Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 54 км/ч, проезжает мимо придорожного столба за 18 секунд. Найдите длину поезда в метрах.
Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 90 км/ч, проезжает мимо придорожного столба за 8 секунд. Найдите длину поезда в метрах.
За 36 секунд поезд проходит мимо придорожного столба расстояние , равное своей длине .
72км/ч= 72 000м : 3600сек = 20м/сек – скорость поезда
20 × 36 = 720 (м) проходит поезд мимо придорожного столба – длина поезда.
Ответ: 720 м
Движение протяженных тел
(Задачи ОГЭ и ЕГЭ)
О Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 90 км/ч, проезжает мимо лесополосы, длина которой равна 800 метрам, за 1 минуту. Найдите длину поезда в метрах.
Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 72 км/ч, проезжает мимо лесополосы, длина которой равна 400 метров, за 39 секунд. Найдите длину поезда в метрах.
Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 54 км/ч, проезжает мимо лесополосы, длина которой равна 300 метров, за 30 секунд. Найдите длину поезда в метрах.
За 60 секунд поезд проезжает расстояние, равное сумме длин лесополосы и самого поезда.
90км/ч = 90 000м : 3600сек = 25м/сек – скорость поезда
25 × 60 = 1 500(м) – сумма длин лесополосы и самого поезда
1500 – 800 = 700(м) - длина поезда
Ответ: 700 м
Движение протяженных тел (Задачи ЕГЭ)
По двум параллельным железнодорожным путям в одном направлении следуют пассажирский и товарный поезда, скорости которых равны соответственно 74 км/ч и 38 км/ч. Длина товарного поезда равна 300 метрам. Найдите длину пассажирского поезда, если время, за которое он прошел мимо товарного поезда, равно 1 минуте 20секундам . Ответ дайте в метрах.
Пассажирский поезд, 74км/ч
Длина поезда ?
Товарный поезд, 38км/ч
Длина поезда – 300м
По двум параллельным железнодорожным путям в одном направлении следуют пассажирский и товарный поезда, скорости которых равны соответственно 92 км/ч и 20 км/ч. Длина товарного поезда равна 800 метрам. Найдите длину пассажирского поезда, если время, за которое он прошел мимо товарного поезда, равно 1 минуте 5 секундам. Ответ дайте в метрах.
По двум параллельным железнодорожным путям в одном направлении следуют пассажирский и товарный поезда, скорости которых равны соответственно 85 км/ч и 31 км/ч. Длина товарного поезда равна 1000 метрам. Найдите длину пассажирского поезда, если время, за которое он прошел мимо товарного поезда, равно 1 минуте 40 секундам. Ответ дайте в метрах.
За 80 секунд один поезд проходит мимо другого, то есть преодолевает расстояние, равное сумме их длин.
36 км/ч = (36 000 : 3600)м/сек = 10 м/сек
Движение протяженных тел (Задачи ОГЭ и ЕГЭ)
По двум параллельным железнодорожным путям друг навстречу другу следуют скорый и пассажирский поезда, скорости которых равны соответственно 70 км/ч и 38 км/ч. Длина пассажирского поезда равна 700 метрам. Найдите длину скорого поезда, если время, за которое он прошел мимо пассажирского поезда, равно 36 секундам. Ответ дайте в метрах.
Скорый поезд, 70 км/ч, длина поезда ?
Пассажирский поезд , 38 км/ч
Длина поезда – 700м
По двум параллельным железнодорожным путям друг навстречу другу следуют скорый и пассажирский поезда, скорости которых равны соответственно 90 км/ч и 54 км/ч. Длина пассажирского поезда равна 800 метрам. Найдите длину скорого поезда, если время, за которое он прошел мимо пассажирского поезда, равно 45 секундам. Ответ дайте в метрах.
По двум параллельным железнодорожным путям друг навстречу другу следуют скорый и пассажирский поезда, скорости которых равны соответственно 102 км/ч и 78 км/ч. Длина пассажирского поезда равна 350 метрам. Найдите длину скорого поезда, если время, за которое он прошел мимо пассажирского поезда, равно 28 секундам. Ответ дайте в метрах.
За 36 секунд один поезд проходит мимо другого, то есть вместе преодолевает расстояние, равное сумме их длин.
108 км/ч = 108 000м : 3600сек = 30 м/сек
Советы для решающих задачи на движение :
Прочитав условие задачи, представьте ее как конкретное событие и сделайте схематический чертеж, нанеся на него все данные, содержащиеся в условии задачи.
Определите, к какому виду движения относится задача.
Какие математические формулы вам понадобятся для того, чтобы ответить на вопрос задачи.
Не забудьте, что все входящие в формулу величины – S , t , v – должно быть представлены в соответствующих единицах измерения.
Вывод:
При решении задач на встречное движение полезно использовать понятия «скорость сближения»; при решении задач на движение в противоположных направлениях полезно применять понятия «скорость удаления»; скорость сближения и скорость удаления в этих задачах находятся сложением скоростей.
В задачах на движение в одном направлении при одновременном начале полезно использовать понятия «скорость сближения» и «скорость удаления»; скорость сближения и скорость удаления в этих задачах находятся вычитанием меньшей из большей скоростей.