kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Совершенствование математических способностей в коррекционной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад о преподававании математики в школе 8 вида

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Совершенствование математических способностей в коррекционной школе"»

Доклад

(2019-2020 уч. г)

Совершенствование математических способностей в коррекционной школе

Математика полна приключений,

потому что за каждой задачей

скрывается приключение мысли.

Решить задачу – это

значит пережить приключение.

(В. Произволов)



ФГОС для детей с умственной отсталостью рассматривается как неотъемлемая часть действующего ФГОС общего образования. В стандарте записано, что при обучении математике определяют основные взаимосвязанные линии обучения, раскрывающие как академический компонент, так и формирование жизненной компетенции: знания математики – это практика применения математических знаний и математическое творчество. Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание спецобразования. Ввиду базовых требований к результатам обучения предполагается овладения способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться в пространстве, использовать меры времени).

Поэтому преподавание математики в школе VIII вида, связь его с другими предметами, трудом и жизнью является одним из средств коррекции недостатка интеллектуального развития, подготовки обучающихся к овладению профессии и дальнейшей социализации в обществе. При изучении математического материала я стараюсь приблизить содержание обучения математики к запросам современного общества.

(СЛ 2) В связи с проблемой формирования и развития математических способностей следует указать, что целый ряд педагогических исследований направлен на выявление этих способностей школьников с ОВЗ к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально — психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов.

Общий закон образования способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.

Способности не есть нечто раз и навсегда предопределённое, они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть как далеко может пойти это развитие.

Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует прежде всего указать на несколько распространенных среди учителей заблуждений.

Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей.

Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул.

Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математических способностям. Ученик может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.

(СЛ 3) Крутецкий В.А. в книге «Психология математических способностей школьников» различает девять способностей (компонентов математических способностей):

1) Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;

2) Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;

3) Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;

4) Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;

5) Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;

6) Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);

7) Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;

8) Математическая память. Можно предположить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;

9) Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия;

Рассматривая развитие математических способностей детей с ОВЗ можно сказать, что:

У детей с ОВЗ наблюдается более простой вид обобщений – движение от частного к известному общему, подвести частный случай под общее правило. Абстрагирование у этих детей выражено гораздо слабее, чем у их сверстников, которые учатся в простых классах. Большое влияние на их рассуждения оказывают несущественные признаки. Поэтому с такими детьми нужно работать тщательнее, усерднее.

Способность к оперированию числовой и знаковой символикой детям даётся нелегко, дети с большим трудом запоминают определения, формулировки, общие схемы рассуждений. Путаются в операциях «сложения» и «вычитания», не запоминают названия некоторых цифр.

Свернутость мышления в младшем школьном возрасте проявляется лишь в самой элементарной форме. Детям же классов коррекции это даётся ещё труднее.

Говоря о гибкости мыслительных процессов, можно сказать, что у данных детей она развита на самом низком уровне. Им очень трудно переключаться от одной умственной операции к другой, нужен отдых. Утомляемость этих детей повышена. Без наглядных пособий, шаблонов и трафаретов, которыми в основном пользуются учителя, детям труднее воспринимать материал.

Проявление математической памяти в её развитых формах не наблюдается. Дети запоминают цифры, операции с трудом. Математическая память находится на низком уровне.

( СЛ 4) Использую следующие приёмы для развития способностей.

Для совершенствования математических способностей, я использую геометрические фигуры. (СЛ 5) Их использование позволяет опираться на наглядные образы, выполнять предлагаемые задания в наглядно-действенном плане, что облегчает учащимся достижение успеха. Этим развиваю способность к пространственным представлениям у детей.

Утомляемость детей к математике повышена. Поэтому уроки математики должны быть интересными, занимательными. Нужно учитывать индивидуальные особенности детей, проводить физкультминутки, чтобы снять утомление.



(СЛ 6) Совершенствование вычислительных навыков – трудоемкое и порой скучная для учащихся работа, если не вноситься разнообразие в ее организацию. Один из приемов детей, следующий: в предлагаемых заданиях даны словесные формулировки познавательных вопросов, а также возможные варианты ответов, один из которых правильный. Учащиеся должны выбрать правильный ответ. Для этого им необходимо выполнить математические задания, например, вычисления.

Разнообразная подача математического материала эмоционально воздействует на детей. Дополнительные сведения познавательного характера способствуют активности учащихся, так как в заданиях подобным указанным выше:

1) Заложена смена деятельности детей (они слушают, думают, отвечают, составляют выражения, находят их значения и дописывают результаты);

2) Узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи изучаемых в школе предметов, расширяет кругозор, способствует общему развитию, но и побуждает к самостоятельному познанию нового.

Опытный учитель знает, как важно, чтобы урок с самого начала «заладился». Если хорошо проведен устный счет, с известной долей уверенности можно сказать, что ребята будут активны. Задания подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес, сыграют свою роль — подготовят детей к восприятию нового материала, к решению предложенных упражнений. (СЛ 7, 8,9)

При обучении наших детей наиболее распространена беседа. Это объясняется преж­де всего психологическими особенностями детей, младшего школьного возраста. Вопрос стиму­лирует внимание детей, позволяет включать их в коллективную работу класса и осуществлять руководство познавательной деятельностью де­тей. -

(СЛ 10) Рассматривая метод как совокупность при­емов деятельности учителя и учащихся, можно сказать , что на уроках математики «метод беседы включает в себя

-приемы постановки вопросов в определенной логической последовательно­сти,

-приемы постановки наводящих вопросов,

-приёмы активизации всех учеников в беседе,

-приемы коррекции ошибочных ответов,

-прие­мы формулирования выводов, обобщении, оценки деятельности учащихся»'.

Такой под­ход наиболее эффективен в практике совершенствования математических способностей, так как приемы, с одной стороны, конкре­тизируют особенности применения каждого ме­тода на различных этапах обучения, с другой — расширяют возможности его использования.

Могу предложить по совершенствованию математических способностей следующее:

(СЛ 11) Игра «Магазин», которая помогает применять математические способности в практической ситуации. Создаём коллаж покупок на определённую денежную сумму.



(СЛ 12) Что я могу порекомендовать своим коллегам, работающим по данному направлению и сталкивающимися с такими же проблемами?

Во – первых, познакомиться с учебниками и учебными программами других предметников.

Во – вторых, поддерживать связь с учителями – предметниками, уточняя, где они могут применять математические навыки и что можно использовать со своих уроков для уроков математики.

В-третьих, включать в учебный процесс интегрированные уроки.


И самое главное – сделать свои уроки более интересными и разнообразными, чтобы помочь детям, понять, что учатся они не для школы, а для жизни.


(СЛ 13)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад "Совершенствование математических способностей в коррекционной школе"

Автор: Ульченко Наталья Сергеевна

Дата: 18.08.2020

Номер свидетельства: 555991

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Доклад на РМО начальных классов по теме «Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-rmo-nachal-nykh-klassov-po-tiemie-individual-naia-rabota-s-uchashchimisia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "182983"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425662741"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-ikt-v-gpd-s-tsiel-iu-razvitiia-psikhichieskikh-funktsii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "231267"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442430384"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства