Дифференциация форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.
Индивидуализация обучения работа с каждым учеником отдельно, опираясь на знание его личных качеств, мотивации, интересов и способностей.
Как показывает практика, в одном и том же классе разница в усвоении материала учениками может быть очень велика. В этом случае именно дифференциация дает наилучшие условия для полноценного развития способностей ребенка.
Для максимального развития каждого учащегося, применяю технологию уровневой дифференциации.
Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.
В зависимости от того, какие цели поставлены дети могут быть разделены на группы по уровню обученности или на группы в которых присутствуют ученики различного уровня подготовки.
В разноуровневом делении учащихся метод дифференцированного обучения математике заключается, прежде всего, в различных по объему и трудности заданиях, предлагаемых различным группам учащихся.
1 группе предлагаются задания, соответствующие обязательным минимальным результатам обучения, аналогичные тем, которые уже решались ранее. При проведении контрольных и Самостоятельных работ задания для этой группы учащихся сопровождаются образцами выполнения основных типов заданий. Чаще всего именно с этой группой идет фронтальная работа или с помощью учителя, или с помощью консультантов (сильных учеников) 2 группе предлагаются задания базового уровня, но с усложнением. Учащиеся работают или фронтально с учителем, или с помощью карточек-инструкций самостоятельно. 3 группе прилагаются задания повышенной сложности, требующие творческого подхода. Ученики работают самостоятельно в парах, обсуждая решения и проверяя друг друга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход в обучении »
МБОУ: Мокро-Соленовская ООШ
Выступление по вопросу:
Дифференциация и индивидуализация обучения.
Способы, методы работы направленные на повышение качества обученности.
Учитель математики: Клюкина О.В.
2014год
Дифференциация форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.
Индивидуализация обучения работа с каждым учеником отдельно, опираясь на знание его личных качеств, мотивации, интересов и способностей.
Как показывает практика, в одном и том же классе разница в усвоении материала учениками может быть очень велика. В этом случае именно дифференциация дает наилучшие условия для полноценного развития способностей ребенка.
Для максимального развития каждого учащегося, применяю технологию уровневой дифференциации.
Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.
1. Опрос:
При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней.
Часто использую для опроса нетрадиционные формы:
кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности.
Устная проверка знаний:
первыми вызываю менее подготовленных учащихся, сильные же дети исправляют и дополняют ответы.
2. Объяснение нового материала:
При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них
отвечали сильные дети, остальным предлагаю ответить на вопросы известные им
раннее, при чем слабых прошу повторить за сильными.
3. Закрепление нового материала:
При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы.
Можно использовать такие типы заданий:
1.Задания с наличием образца выполнениявначале полный подробный образец, потом образец с сокращенной системой операций, затем выполнение без образца, учащийся сам воспроизводит образец, с которым работал, и выполняет задание.
2.Задания со вспомогательными вопросами вопросы могут быть направлены на воспроизведение теоретической информации, а также практических умений и навыков. Цель использования таких вопросов – помочь учащемуся вспомнить знания, которые являются необходимой основой для выполнения задания, направить ход мыслей.
3.Задания, в которых выполняются только отдельные части.В этом случае учащемуся предлагаются задания, где уже даны ответы на отдельные вопросы с учетом трудностей, которые могут возникнуть, а также задания с дозированной помощью учителя. задание на более простые части.
4.Задания с теоретическими справкаминаправлены на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия соответствующей теорией, воспитание привычки контролировать выбор действия определенным правилом, теоремой.
5.Задания с сопутствующими указаниями, инструкциями.В начале изучения теоретического положения можно использовать задания с указаниями, разъяснениями, назначение которых – способствовать усвоению изучаемого материала.
При работе с учебником слабые учащиеся ищут в учебнике ответы на поставленные к тексту вопросы, более подготовленные дети делают обобщения и выводы.
При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.
4.Домашнее задание:
Детей с лучшей подготовкой учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Объем материала для изложения регламентирую.
5.Контроль знаний:
При реализации уровневого подхода должна быть перестроена система контроля. В процессе обучения контроль присутствует на всех этапах урока. Это могут быть: подготовительные упражнения, карточки с дифференцированным заданием, продуманная последовательность заданий, игровые формы организации познавательной деятельности, комментирование заданий, решение задач с последующей проверкой, работа по заданному алгоритму, тесты, тренажеры, выполнение зачеты с дифференцированными заданиями.
Вот уже много лет в своей работе, применяю зачетную.
На специально выделенном уроке проводится зачет как завершающая проверка в конце изучаемой темы. Сначала на заранее подготовленные вопросы отвечают сильные учащиеся, в случае успешного ответа первые два или три ученика объявляются консультантами, которые также могут принять зачет у других учащихся класса. Это устная форма зачета. При смешанной форме зачета часть учащихся класса можно опросить устно, а остальным предложить выполнить задание письменно и сдать на проверку. Положительная отметка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки. Если хотя бы одно из таких заданий осталось невыполненным, то зачет подлежит пересдаче, причем ученик пересдает не весь зачет целиком, а только те виды заданий, с которыми он не справился. За выполнение заданий повышенной сложности ученику выставляется оценка «4» или «5». Проверочные работы осуществляются на протяжении всего периода обучения, состоят из двух дополняющих друг друга частей: одна из них содержит задачи, соответствующие обязательным результатам обучения, другая – задачи повышенного уровня сложности.
Иногда предлагаются работы, где учащиеся добровольно выбирают уровни сложности в зависимости от своих возможностей. Работы уровня А и уровня В отличаются числом задач. И все задания уровня В, начиная с первого, допускают большее число логических шагов или предполагают более высокий уровень сформированности технических навыков.
В зависимости от того, какие цели поставлены дети могут быть разделены на группы по уровню обученности или на группы в которых присутствуют ученики различного уровня подготовки.
В разноуровневом делении учащихся метод дифференцированного обучения математике заключается, прежде всего, в различных по объему и трудности заданиях, предлагаемых различным группам учащихся.
1 группе предлагаются задания, соответствующие обязательным минимальным результатам обучения, аналогичные тем, которые уже решались ранее. При проведении контрольных и Самостоятельных работ задания для этой группы учащихся сопровождаются образцами выполнения основных типов заданий. Чаще всего именно с этой группой идет фронтальная работа или с помощью учителя, или с помощью консультантов (сильных учеников) 2 группе предлагаются задания базового уровня, но с усложнением. Учащиеся работают или фронтально с учителем, или с помощью карточек-инструкций самостоятельно. 3 группе прилагаются задания повышенной сложности, требующие творческого подхода. Ученики работают самостоятельно в парах, обсуждая решения и проверяя друг друга.
Работа в одноуровневых группах с использованием консультантов. В каждой группе назначается консультант (консультанты заранее оповещены и подготовлены к предстоящей им работе). Урок начинается с краткого опроса по теории. Опрос проводит консультант по вопросам, составленным учителем. Затем учащиеся все вместе решают данное им задание, при необходимости обращаясь за помощью к учителю. Затем учитель или тут же проверяет правильность выполненного группой задания, или консультант сдает учителю листок с оценкой уровня подготовки учащихся по теории и решению задач. Последние 20 минут урока учащиеся выполняют самостоятельно задания, различные для каждого члена группы.
Однако, следует отметить, что дифференциация заданий начинается только после того, как большинство учащихся уверенно овладели базовыми знаниями и умениями по каждой теме.