Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках математики в 5-9 классах»
Дидактические игры на уроках математики в 5-9 классах.
В условиях большой наполняемости классов приводящей к эмоциональной нагрузке на психику ребенка, ведущей идей работы становится учение без принуждения, основанное на достижении успеха, на заинтересованности ребенка. Интерес возникает там, где учитель сможет заразить своих подопечных эмоциональностью, прекрасно подобранным учебным материалом и умением его преподнести. Средством возбуждения интереса является занимательность преподавания. Для того чтобы сделать математику доступной и увлекательной, необходимо вызвать удивление, интерес, предложить нестандартные формы занятий, плавно и незаметно вовлекающие всех учащихся в продуктивную деятельность, в процессе которой они получат необходимые знания.
Для развития интереса к предмету учитель чаще располагает двумя видами возможностей: работа на уроке и внеурочные занятия, но все же главенствующей является работа на уроке.
Результативность обучения находится в прямой зависимости от степени активности учащихся в познавательной деятельности, их самостоятельности.
Какие же виды деятельности можно использовать на уроках математики, чтобы вызвать и поддержать интерес учащихся к предмету?
Широко используются дидактические игры, как средство обучения и развития. Основой воздействия является дидактический материал и игровые формы, ситуации и приемы, которые автоматически проводят учебный процесс, направляя детей в определенное русло. Они выступают как средство побуждения и стимулирования учащихся.
Реализация игры на уроке происходит по следующим направлениям:
дидактическая цель ставится перед детьми в игровой форме;
учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве средства игры;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом;
Учитель, составляя план урока и продумывая содержание, должен заботиться и о комфортном психологическом состоянии учащихся. Это значит, что дети не должны чувствовать себя беспомощными, ущемленными, разочарованными от непонимания или неумения выполнить задания учителя. Нужно максимально учитывать интересы, способности и возможности детей. В обучении математике необходимо ставить акценты на развитие логического мышления, математической речи, пространственного воображения и интуиции.
Существует ряд заданий, направленных на реализацию перечисленных идей, которые можно использовать во время устного счета, самостоятельной работы, на определенном этапе урока. Новизна таких заданий заключается в применении нематематической информации, в разнообразии форм подачи (таблицы, схемы, программы, лабиринты, блок-схемы и т.п.). Благодаря таким заданиям дети познают новое об окружающем мире, но благодаря математике.
Дидактические игры и игровые моменты могут быть применены в той или иной форме на каждом этапе урока. Преимущественно игры получают большее распространение в 5-9 классах.
Приведем пример игры «Математический поединок»
Игра направлена на закрепление и приобретение новых знаний. Ее основой является соревнование между двумя командами при решении заданий. Замысел игры в создании проблемной ситуации, в процессе решения которой происходит активизация мышления детей. Процесс обучения превращается в поиск решения и самостоятельного открытия.
Класс делится на две команды, выбираются капитаны и их помощники.
Учащиеся не справляются с заданием, но учитель быстро находит ответ. Возникла проблема, связанная с желанием научиться устно находить произведение чисел;
2) Используя правило умножения многочленов найти произведение 69*71:
69+71=(70-1)(70+1)=…
Ученики другой команды выполняют записи для 99*101;
4) Сформулировать правило умножения суммы двух выражений на их разность.
Подводятся итого 2 этапа.
3 этап (закрепление знаний)
Вычислить устно 53*47, (а-3)(а+3), (с-b)(c+b);
Заменить произведение разностью (2a-3b)(2a+3b), (n2-m)(n2+m),(0,3-а)(0,3+а);
Аналогичные задания 2 команде.
Подводятся итоги игры. В конце урока можно провести самостоятельную работу с самооценкой.
Игра «Молчанка»
Игра позволяет закрепить знания по отдельным темам.
Ученикам выдают сигнальные карточки (зеленые-согласие, красные-несогласие).При устном опросе ученики высказывают свою позицию поднимая соответствующую карточку. Таким образом учитель возможность получать информацию об усвоении материала. Игру можно проводить в любом классе. Например в 8 классе при изучении свойств четырехугольников, а 9 классе во время изучения значении синуса, косинуса , танченса углов от 0 до 180.
Игра «Математическая эстафета»
Эта игра особенно успешно проходит при изучении действий с обыкновенными и десятичными дробями , положительными и отрицательными числами в 5-6 классах, преобразованиях целых и дробных выражений в 7-8 классах.
Суть игры состоит в заполнении цепочки с пробелами, где результат одного действия является началом следующего. Готовятся карточки с цепочками, в зависимости от числа детей. Каждый выполняет действие и передает карточку следующему. Проведение такой эстафеты оживляет урок.
Задание также может быть записано и на доске, к которой по очереди выбегают представители команд и заполняют пропуски
Приведем пример такого задания:
Кроссворды
Достаточно сложно дается детям отработка вычислительных навыков. На таких уроках можно использовать числовые кроссворды- кросснамберы. С помощью кроссвордов также можно проверять знания по определенным темам.