Просмотр содержимого документа
«Знакомство с жизнью и деятельностью Карла Фридриха Гаусса. Задача Гаусса»
Задача гениального Гаусса
Авторы :
ученики 4 «А» класса
Акимова Амалия
Стручкова Валентина
Руководитель:
Ефимова Татьяна Егоровна
Цель проекта: знакомство с жизнью и деятельностью
Карла Фридриха Гаусса, научиться решать задачи, пользуясь способом Гаусса.
Задачи проекта:
1. Найти интересные сведения о его жизни используя различные источники;
2. Уяснить, что подсчет суммы последовательных чисел можно провести через группировку чисел в пары.
Математика - царица наук.
Математика неисчерпаема и многозначна.
Одних покоряет её логическая стройность,
другие ценят в ней точность,
a третьи восхищаются её красотой.
Юный Карл Фридрих , по его собственным словам,
«научился считать раньше, чем говорить». Рассказывают, когда
отец однажды громко подсчитывал заработок своих помощников,
трехлетний Карл на слух заметил ошибку в вычислениях и
указал на нее отцу. В 1784 году семилетний Карл начинает
учиться в местной однокомплектной (то есть с одним учителем)
школе .
Первый биограф Гаусса, профессор фон Вальтерсгаузен пишет: «...Душная комната с низким потолком и неровным, потрескавшимся полом. Среди сотни учеников от семи до пятнадцатилетнего возраста взад и вперед расхаживает учитель Бюттнер с хлыстом в руках. Этим беспощадным аргументом своего метода воспитания учитель пользовался достаточно часто — по настроению и по потребности. В этой школе юный Гаусс проучился без особых происшествий два года, а затем был переведен в «арифметический класс» . «Перевод» выразился лишь в том, что девятилетнего мальчика пересадили из одного ряда скамеек в другой. Ученикам, сидевшим в этом ряду, тот же учитель Бюттнер давал меньше заданий по правописанию и больше — по арифметике. Ученик, первым выполнивший заданное вычисление, клал обычно свою грифельную доску на большой стол; поверх нее клал доску второй, и так далее по порядку. Затем кипа досок переворачивалась. Учитель начинал проверку с доски того, кто решил первым.
Бюттнер обратил внимание на незаурядные способности своего
ученика и достал для него дополнительные пособия. Большую
помощь оказал молодой помощник учителя Мартин Бартельс ,
который также был неравнодушен к математике. Несмотря
на восьмилетнюю разницу в возрасте, Гаусс и Бартельс
быстро сблизились на почве общего увлечения математикой. Бюттнер и Бартельс убедили отца Гаусса направить сына в гимназию и обещали добиться материальной поддержки: у бедного ремесленника не было возможности платить за обучение сына в гимназии.
В 1788 году Гаусс был принят — небывалый случай! — сразу во второй класс гимназии. Особенно поразил он своих педагогов блестящими способностями к греческому языку и латыни — эти древние языки наряду с историей считались важнейшими в гуманитарном гимназическом образовании.
В те времена дети крестьян и ремесленников весьма редко попадали в гимназии и тем более в университеты — образование и получение «привилегированных» профессий было практически недоступно для низших классов общества. Гаусс оказался счастливым исключением.
Вскоре после перевода девятилетнего Гаусса в арифметический класс учитель дал задание: сложить все натуральные числа от 1 до 100.
1 + 2 + 3 + 4 + … +97 + 98 + 99 + 100
«Едва задание было сформулировано,— продолжает фон Вальтерсгаузен,— как юный Карл объявил: «Я положил свою доску». И пока остальные школьники прилежно складывали и перемножали числа, учитель Бюттнер, исполненный собственного достоинства, расхаживал по классу, бросая время от времени саркастические взгляды на младшего из учеников, который давно выполнил задание. А тот спокойно улыбался, проникнутый непоколебимой уверенностью в правильности полученного результата — эта уверенность овладевала Гауссом после окончания каждой крупной работы в течение всей его жизни... В конце урока на грифельной доске Гаусса обнаружилось единственное число, которое, к общему изумлению, представляло собой правильный ответ на поставленную задачу, тогда как многие другие ответы оказались неверными и подлежали «исправлению с помощью хлыста».
«Вместо того, чтобы складывать последовательно 1+2=3; 3+3=6; 6+4=10 ; 10+5=15 и т.д., что было бы естественным для любого нормального школьника такого возраста, Гауссу пришло в голову объединить попарно числа с разных концов данного ряда: 1+100=101; 2+99 = 101 и т.д. Таких пар оказалось 50 . Затем оставалось лишь выполнить
умножение 101х50=5050 .
Нечего и удивляться: Гауссу не понадобилось
много времени, чтобы написать на своей доске
это единственное число».
Задачи Гаусса
1.Найти сумму 1 + 2 +3 +4 +5 +6
Объединим слагаемые в пары – первое с шестым, второе с пятым и т.д. Всего у нас 3 таких пар и каждая пара в сумме дает 7.
Сумма масс всех гирек 45 г. Значит, в одной кучке будут гири весом 15г. Попробуем это сделать:
1 г + 9 г + 5 г,2 г + 6 г + 7 г , 3 г + 4 г + 8г .
Здесь возможны и другие результаты, например:
1 г + 8 г + 6 г , 3 г + 5 г + 7 г , 2 г + 4 г + 9 г.
Остроумный ответ Гаусса
Из биографии Гаусса известно,
что еще в народной школе он
поражал учителя Бюттнера своим
умом и остроумием. Однажды учитель
спросил ученика: «Карл, я сейчас задам
тебе два вопроса. Если на первый ты ответишь правильно, то на второй можешь не отвечать. Итак, скажи мне, сколько иголок на рождественской елке?». Карл без промедления ответил: «67 534». «Как ты так быстро сосчитал иголки?» – изумился учитель. «А это уже второй вопрос, господин учитель», – улыбнулся ученик.
9. Можете ли вы разделить циферблат часов прямой линией на 2 равные половины так, чтобы суммы чисел на каждой половине были равны?
Всего 9 слагаемых, значит, в первую клетку –1 кролик, во вторую –2 кролика, …, в девятую – 9 кроликов.
Ответ: В первую –1, во вторую –2, …, в девятую-9.
Вывод:
Работая над этой темой, мы узнали, то в конце 18 века родился великий математик Карл Фридрих Гаусс. Благодаря его трудам, у нас появилась возможность без труда найти ответ в тех задачах, которые на первый взгляд трудно решить или можно потратить очень много времени. Благодаря изучения его жизни и наследия его трудов, мы лишний раз убеждаемся в величие и возможностях человеческого ума.