kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задание 23 из ОГЭ по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель.

  • Повторить определение линейной функции, квадратичной функции и функции обратной пропорциональности, их свойства и графики; познакомить с алгоритмами решения заданий 5 и 23 из ОГЭ; отработать навык решения этих задач.
  • Развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету; самостоятельность; уверенность в своих силах.
  • Воспитывать такие качества личности как познавательная активность, чувства уважения к учебному труду, ответственность за полученный результат.

План урока.

1. Организационный момент.

Сообщение цели урока.

2. Актуализация знаний.

Повторить определение линейной функции, квадратичной функции и функции обратной пропорциональности, их свойства и графики.

3. Устная работа.

Решение задач на установление соответствия между данными функциями и графиками. (Презентация, слайд 3,4,5,6).

Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа с проверкой.

(Презентация, слайд 7).

4. Знакомство с алгоритмом, который позволяет находить значения коэффициентов по графику квадратичной функции.

(Презентация, слайд 8).

Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа с проверкой.

(Презентация, слайд 9, 10).

5. Знакомство с алгоритмами решения задачи № 23. (Презентация, слайд 12, 13, 14, 15).

Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа с проверкой.

(Презентация, слайд 16).

Проверка самостоятельной работы.

(Презентация, слайд 17, 18, 19, 20).

6. Подведение итогов урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задание 23 из ОГЭ по математике»

Математика, 9 класс. Подготовка к ОГЭ, задания 5 и 23.

Математика, 9 класс. Подготовка к ОГЭ, задания 5 и 23.

ОГЭ  Задание 5

ОГЭ

Задание 5

   Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.         2) Обе функции линейные, график линейной функции - прямая. Это функция обратной пропорциональности,  её график – гипербола. А – 1 Б – 4 В - 3 Квадратичная функция, график – парабола. Но график функции у=3х проходит через точку с координатами (0;0), следовательно У У У                      0 0 0    Х Х Х

 

Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.

 

 

 

 

2)

Обе функции линейные, график линейной функции - прямая.

Это функция обратной пропорциональности,

её график – гипербола.

А – 1 Б – 4 В - 3

Квадратичная функция, график – парабола.

Но график функции у=3х проходит через точку с

координатами (0;0), следовательно

У

У

У

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0

0

 

Х

Х

Х

Найдите значение k по графику функции , изображенному на рисунке.   Найдем координаты точки, принадлежащей графику функции У   А А 4 Подставим координаты точки в функцию Х 1 0     -2 4 -2  

Найдите значение k по графику функции , изображенному на рисунке.

 

Найдем координаты точки, принадлежащей графику функции

У

 

А

А

4

Подставим координаты точки

в функцию

Х

1

0

 

 

-2

4

-2

 

У График какой из приведенных ниже функций изображен на рисунке? А 2 Х 0   1       Так как график функции расположен в 1 и 3 четвертях, то k .   Найдем координаты точки, принадлежащей графику функции. Очевидно, что точка А(1;2) принадлежит функции №3.

У

График какой из приведенных ниже функций изображен на рисунке?

А

2

Х

0

 

1

 

 

 

Так как график функции расположен в 1 и 3 четвертях, то k .

 

Найдем координаты точки, принадлежащей графику функции.

Очевидно, что точка А(1;2) принадлежит функции №3.

Установите соответствие между графиками и формулами, которые их задают. У А   Если ,то график функции расположен во второй и четвертой четверти. 2 Х 0 1 Далее поступаем как в предыдущей задаче. А – 1 Б – 3 В - 2 У   У В Б   1 1 0   0 Х -2  

Установите соответствие между графиками и формулами, которые их задают.

У

А

 

Если ,то график функции расположен во второй и четвертой четверти.

2

Х

0

1

Далее поступаем как в предыдущей задаче.

А – 1 Б – 3 В - 2

У

 

У

В

Б

 

1

1

0

 

0

Х

-2

 

Решите самостоятельно. У 1  Установите соответствие между графиками и формулами, которые их задают. 0 1 Х Проверь себя       У У 4 У 3 2 Х 0 1 0 0 1 1 Х Х

Решите самостоятельно.

У

1

Установите соответствие между графиками и формулами, которые их задают.

0

1

Х

Проверь себя

 

 

 

У

У

4

У

3

2

Х

0

1

0

0

1

1

Х

Х

Найдите значения коэффициентов по графику квадратичной функции изображенному на рисунке.        А(0; 4) Для того, чтобы найти коэффициент c , надо найти ординату точки пересечения графика функции с осью ОУ. Найдем коэффициент а . Для этого определяем координаты вершины (m; n) n= 2 m= 2 У Определяем координаты любой точки А (0;4) Подставляем эти значения в формулу квадратичной функции, заданной в ином виде:         А     4 Для нахождения коэффициента b , воспользуемся формулой для нахождения  абсциссы параболы 2   2=   2 1 0 Х  

Найдите значения коэффициентов по графику квадратичной функции изображенному на рисунке.

 

 

 

А(0; 4)

Для того, чтобы найти коэффициент c , надо найти ординату точки пересечения графика функции с осью ОУ.

Найдем коэффициент а . Для этого определяем координаты вершины (m; n)

n= 2

m= 2

У

Определяем координаты любой точки

А (0;4)

Подставляем эти значения в формулу квадратичной функции, заданной в ином виде:

 

 

 

 

А

 

 

4

Для нахождения коэффициента b ,

воспользуемся формулой для нахождения

абсциссы параболы

2

 

2=

 

2

1

0

Х

 

Решите самостоятельно.  1. Найдите значения коэффициентов по графику квадратичной функции изображенному на рисунке.   У с = о а = -2 b = 4 1 Х 0 1 Проверь себя

Решите самостоятельно.

1. Найдите значения коэффициентов по графику квадратичной функции изображенному на рисунке.

 

У

с = о

а = -2

b = 4

1

Х

0

1

Проверь себя

2. Найдите значения коэффициентов по графику квадратичной функции изображенному на рисунке.   У с = -3    а =  b = -6 1 Х 1 0  Проверь себя

2. Найдите значения коэффициентов по графику квадратичной функции изображенному на рисунке.

 

У

с = -3

 

а =

b = -6

1

Х

1

0

Проверь себя

ОГЭ  Задание 23

ОГЭ

Задание 23

  Постройте график функции и определите, при каких значениях параметра а прямая у = а не имеет с графиком общих точек. 1. Преобразуем функцию:       , ОДЗ:   2. Построим график функции   Х У                     1 У   Определим, при каких значениях параметра а прямая у = а не имеет с графиком общих точек. 1 -   а = 0 Очевидно, что горизонтальная прямая y = а не имеет с графиком ни одной общей точки при а = 0 и в

 

Постройте график функции и определите, при каких значениях параметра а прямая у = а не имеет с графиком общих точек.

1. Преобразуем функцию:

 

 

 

, ОДЗ:

 

2. Построим график функции

 

Х

У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

У

 

Определим, при каких значениях параметра а прямая у = а не имеет с графиком общих точек.

1

-

 

а = 0

Очевидно, что горизонтальная прямая y = а не имеет с графиком ни одной общей точки при а = 0 и в "исключенной" точке x = - .

 

Найдем соответствующую ординату:

-1

1

0

Х

а = -1,5

 

 

а = -1,5

 

- 1,5

у = а

Ответ: 0 и – 1,5.

Постройте график функции и определите, при каких значениях параметра k прямая у = kх не имеет с графиком общих точек.   Очевидно, что прямая у=kх не имеет общих точек с параболой, если: Преобразуем функцию   графики этих функций не пересекаются (1) ; в точке с абсциссой х= -3 (2).         2 . х = -3, найдем соответствующую ординату. +16, , . 1. Для того, чтобы найти значения параметра k при которых графики функций не пересекаются, рассмотрим систему У Построим график функции +16, учитывая ОДЗ: .      решим методом сложения, получим   Получили точку с координатами (-3;25). Так как у=kх, получаем       График получим из графика функции , который сдвинем на 16 ед.отрезковвдоль оси ординат. Нас интересуют такие значения параметра k , при которомуравнение не имеет корней, т.е. Д.   25 Д=   16    -   Ответ: ; (-8;8). + х + Х 8 -8 0     -3

Постройте график функции и определите, при каких значениях параметра k прямая у = kх не имеет с графиком общих точек.

 

Очевидно, что прямая у=kх не имеет общих точек с параболой, если:

Преобразуем функцию

 

  • графики этих функций не пересекаются (1) ;
  • в точке с абсциссой х= -3 (2).

 

 

 

 

2 . х = -3, найдем соответствующую ординату.

+16, , .

1. Для того, чтобы найти значения параметра k при которых графики функций не пересекаются, рассмотрим систему

У

Построим график функции +16, учитывая ОДЗ: .

 

 

решим методом сложения, получим

 

Получили точку с координатами (-3;25).

Так как у=kх, получаем

 

 

 

График получим из графика функции , который сдвинем на

16 ед.отрезковвдоль оси ординат.

Нас интересуют такие значения параметра k , при которомуравнение не имеет корней, т.е. Д.

 

25

Д=

 

16

 

-

 

Ответ: ; (-8;8).

+

х

+

Х

8

-8

0

 

 

-3

Постройте график функции и определите, при каких значениях параметра а прямая у=ах имеет с графиком три или более общих точек.   Чтобы построить график данной функции, построим график квадратичной функции   График парабола, а ветви вверх,     вершина:     (-1;-9)  -9   = -1   у=0,  Найдём точки пересечения параболы с осью абсцисс:   Д =36, У  Построим параболу.  Чтобы получить график функции    надо учитывать, что для этой функции . 1    Нам нужно построить график функции , следовательно: 0 -1 Х  Найдем значения параметра а , при которых прямая у=ах имеет с графиком три или более общих точек, используя чертеж.   Следовательно -9 Ответ:  

Постройте график функции и определите, при каких значениях параметра а прямая у=ах имеет с графиком три или более общих точек.

 

Чтобы построить график данной функции, построим график квадратичной функции

 

График парабола, а ветви вверх,

 

 

вершина:

 

 

(-1;-9)

-9

 

= -1

 

у=0,

Найдём точки пересечения параболы с осью абсцисс:

 

Д =36,

У

Построим параболу.

Чтобы получить график функции

 

надо учитывать, что для этой функции .

1

 

Нам нужно построить график функции , следовательно:

0

-1

Х

Найдем значения параметра а , при которых

прямая у=ах имеет с графиком три или более

общих точек, используя чертеж.

 

Следовательно

-9

Ответ:

 

Постройте график функции и определите, при каких значениях параметра а прямая у=а имеет с графиком ровно две общие точки.   Воспользуемся определением модуля числа:     ,  и преобразуем функцию: построим график каждой функции.   1 .   квадратичная функция, график парабола, ветви ( а ).   У ,    (2;-1)   Найдем дополнительные точки: (1;0), (0;3). Строим график. 3 2 . График функции при, симметричен   построенной параболе относительно оси ординат. 1 Определим при каких значениях параметра а прямая у= а имеет с графиком ровно  две общие точки. 0 1 -1 Х а   у = -1, а = -1 Ответ: -1; (3;+  

Постройте график функции и определите, при каких значениях параметра а прямая у=а имеет с графиком ровно две общие точки.

 

Воспользуемся определением модуля числа:

 

 

,

и преобразуем функцию:

построим график

каждой функции.

 

1 .

 

квадратичная функция,

график парабола, ветви ( а ).

 

У

,

 

(2;-1)

 

Найдем дополнительные точки: (1;0), (0;3).

Строим график.

3

2 . График функции при, симметричен

 

построенной параболе относительно оси ординат.

1

Определим при каких значениях параметра а

прямая у= а имеет с графиком ровно

две общие точки.

0

1

-1

Х

а

 

у = -1, а = -1

Ответ: -1; (3;+

 

Самостоятельная работа. 1. Постойте график функции у= и определите , при каких значениях параметра а прямая у=а не имеет с графиком общих точек.   Проверь решение 2. Постройте график функции и определите, при каких   значениях параметра а прямая а имеет с графиком ровно две общие точки. Проверь решение 3. Постройте график функции и определите , при каких значениях параметра а прямая у=а имеет с графиком три или более общих точек.   Проверь решение   4. Постройте график функции у= и определите, при каких значениях параметра k прямая у=kх не имеет с графиком общих точек. Проверь решение   

Самостоятельная работа.

1. Постойте график функции у= и определите , при каких значениях параметра а прямая у=а не имеет с графиком общих точек.

 

Проверь решение

2. Постройте график функции и определите, при каких

 

значениях параметра а прямая а имеет с графиком ровно две

общие точки.

Проверь решение

3. Постройте график функции и определите , при каких значениях параметра а прямая у=а имеет с графиком три или более общих точек.

 

Проверь решение

 

4. Постройте график функции у= и определите, при каких значениях параметра k прямая у=kх не имеет с графиком общих точек.

Проверь решение

 

  1. Постойте график функции у= и определите , при каких значениях параметра а прямая у=а не имеет с графиком общих точек. Преобразуем функцию:   ОДЗ: х(2+х), х     У Дополнительные точки: (2;1), (1;2),  (4;0,5), (-2;-1), (-1;-2), (-4;-0,5) у   -   1 0 1 а = -4 а = 0 Х -4 Ответ: -4 и 0. вернуться

 

1. Постойте график функции у= и определите , при каких значениях параметра а прямая у=а не имеет с графиком общих точек.

Преобразуем функцию:

 

ОДЗ: х(2+х), х

 

 

У

Дополнительные точки: (2;1), (1;2),

(4;0,5), (-2;-1), (-1;-2), (-4;-0,5)

у

 

-

 

1

0

1

а = -4

а = 0

Х

-4

Ответ: -4 и 0.

вернуться

Постройте график функции и определите,
  • Постройте график функции и определите,

 

при каких значениях параметра а прямая а имеет с графиком

ровно две общие точки.

Преобразуем функцию, используя определение модуля числа

 

Построим график функции при ,

 

квадратичная функция,

график – парабола, ветви , вершина (0,5; 1,75).

 

У

Дополнительные точки: (0;2), (1;2), (2;4), (3;8).

Строим график функции (1).

График функции при, симметричен

 

построенной параболе относительно оси ординат.

1,75

Определим при каких значениях параметра а

прямая у= а имеет с графиком ровно

две общие точки.

1

0

1

Х

а = -1,75

а

 

Ответ:1,75;

 

вернуться

  3. Постройте график функции и определите , при каких  значениях параметра а прямая у=а имеет с графиком три или более общих точек. Построим график функции ,   квадратичная функция, график – парабола, ветви , вершина (0,5; -12,25).    Найдём точки пересечения параболы с осью абсцисс: у=0,     Д =49, У Строим параболу.  Данную параболу преобразуем в график функции .   2 1  Найдем значения параметра а , при которых 0 4    Х прямая у=ах имеет с графиком три или более общих точек, используя чертеж.   Ответ: (0;   вернуться

 

3. Постройте график функции и определите , при каких

значениях параметра а прямая у=а имеет с графиком три или более

общих точек.

Построим график функции ,

 

квадратичная функция,

график – парабола, ветви , вершина (0,5; -12,25).

 

Найдём точки пересечения параболы с осью абсцисс:

у=0,

 

 

Д =49,

У

Строим параболу.

Данную параболу преобразуем в график функции .

 

2

1

Найдем значения параметра а , при которых

0

4

 

Х

прямая у=ах имеет с графиком три или более

общих точек, используя чертеж.

 

Ответ: (0;

 

вернуться

4. Постройте график функции у= и определите, пи каких значениях параметра k прямая у=kх не имеет с графиком общих точек.   Преобразуем функцию: у =         Прямая у=kх не имеет общих точек с графиком данной функции при . Строим график функции, ДОЗ:     Найдем ординату: . Получили точку (0,5; 9,25). У Найдем k , подставив координаты точки в формулу  у = kх; 9,25 = 0,5 k; k= 18,5 Для того, чтобы найти значения параметра k при  которых графики функций не пересекаются,   рассмотрим систему уравнений: Д= -36   - + + 9 Х ( k- 6)( k +6)   Х     k 1 6 -6 f(0)=-36 0 вернуться Ответ: 18,5 ; (-6;6).

4. Постройте график функции у= и определите, пи каких значениях параметра k прямая у=kх не имеет с графиком общих точек.

 

Преобразуем функцию: у =

 

 

 

 

Прямая у=kх не имеет общих точек с графиком данной функции при .

Строим график функции, ДОЗ:

 

 

Найдем ординату: . Получили точку (0,5; 9,25).

У

Найдем k , подставив координаты точки в формулу

у = kх; 9,25 = 0,5 k; k= 18,5

Для того, чтобы найти значения параметра k

при которых графики функций не пересекаются,

 

рассмотрим систему уравнений:

Д= -36

 

-

+

+

9

Х

( k- 6)( k +6)

 

Х

 

 

k

1

6

-6

f(0)=-36

0

вернуться

Ответ: 18,5 ; (-6;6).

Удачи на экзамене!!!

Удачи на экзамене!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Задание 23 из ОГЭ по математике

Автор: Фомина Нюргуяна Владимировна

Дата: 04.12.2016

Номер свидетельства: 365449

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока математики "Подготовка к ОГЭ" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-matiematiki-podghotovka-k-oge"
    ["file_id"] => string(6) "223150"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437317185"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "ОТЧЕТ О РАБОТЕ  учителя математики  I квалификационной  категории Королюк Светланы Викентьевны за   2014/2015 уч.г. "
    ["seo_title"] => string(125) "otchiet-o-rabotie-uchitielia-matiematiki-i-kvalifikatsionnoi-katieghorii-koroliuk-svietlany-vikient-ievny-za-2014-2015-uch-gh"
    ["file_id"] => string(6) "216612"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433079712"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Тренировочные варианты по математике в форме ОГЭ 2015 "
    ["seo_title"] => string(59) "trienirovochnyie-varianty-po-matiematikie-v-formie-oge-2015"
    ["file_id"] => string(6) "200019"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1428688728"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Методическая статья «Работа кружков внеурочной деятельности по повышению мотивации к успешному обучению по математике»"
    ["seo_title"] => string(138) "mietodichieskaia-stat-ia-rabota-kruzhkov-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-povyshieniiu-motivatsii-k-uspieshnomu-obuchieniiu-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "258366"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448474284"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Подготовка к ОГЭ по математике. Модуль "Геометрия". "
    ["seo_title"] => string(52) "podghotovka-k-oge-po-matiematikie-modul-gieomietriia"
    ["file_id"] => string(6) "219351"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1434124469"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства