Система критериального оценивания позволяет оценивать деятельность под разными углами зрения - критериями.
Каждый критерий обозначается буквой латинского алфавита, его содержание четко описано и известно заранее.
Рубрика – Критерий - Дескриптор
Рубрики показывают, зачем ребенок учится
Критерии показывают, чему он должен научиться
Дескрипторы показывают, как он это сможет достичь наилучшего результата
Система критериального оценивания предоставляет возможность
определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал;
сформирован ли тот или иной практический навык;
возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс
Зачем нужныкритерии оценки?
Для учителей:
Содержат ясные ориентиры для учебного процесса
Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися
Делают процесс оценивания объективным и последовательным
Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей
Для учащихся:
Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы.
У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя.
Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа "Я еще не все сделал?".
Создают условия для самостоятельной работы учащихся.
Как сформировать критерии?
Критерии, применяемые в предметах различных образовательных областей, различаются между собой, но сформированы они по одному принципу:
выделены основные учебные умения и навыки,
сгруппированы затем по схожести в несколько (от 4 до 6) критериев,
каждый из критериев "отвечает" за группу родственных навыков,
набор критериев является одновременно и набором задач, которые должны быть реализованы в процессе обучения предметам данной образовательной области.
Чтобы свести к минимуму субъективные моменты при выставлении отметок, каждый уровень достижений, отмечаемый определенным баллом, снабжается более или менее подробным описанием-дескриптором:
это позволяет легко превратить цифру-отметку в словесное описание достигнутого и отмеченного уровня,
это облегчает процесс выставления отметки и снижает роль эмоционального фактора в этом процессе
Система оценочных критериев
по предметным группам
Математика
А. Знание и понимание (от 0 до 10-ти баллов).B. Применение и обоснование (от 0 до 10-ти баллов).C. Математическая коммуникация, передача информации (от 0 до 6-ти баллов).D. Развитие и рефлексия, творческие работы и проекты (от 0 до 8-ми баллов)
Разница в максимальных баллах по критериям обусловлена
неодинаковым их «весом» при выставлении итоговых отметок.
Чем больше высший балл, тем более значим данный критерий.
Разработка критериев оценки
Определите наиболее важные учебные концепции
Определите то, по каким критериям будет производиться оценка
Что необходимо оценить?
Разработайте описания для каждого критерия
Используйте ясные и понятные описания
Разработайте шкалу и поместите на нее основные концепции и соответствующие им критерии
Обсудите критерии оценки с учащимся в начале работы
Оцените итоговый продукт на основе критериев оценки
Опишите то, чего вы хотите получить в итоге!
Использование критериальной системы оценивания накладывает определенные требования и на составление заданий к самостоятельным, проверочным, контрольным и прочим работам.
Каждый из критериев ориентирован на оценку определенной группы навыков, поэтому задание должно быть ориентировано специально на эту группу навыков.
Система критериев изначально задает и постоянно поддерживает рамки сбалансированного обучения, направленного на приобретение реально значимых умений.
Методом самооценки может стать заполнение в течение урока следующей таблицы, которая демонстрирует устойчивое развитие во время урока:
Основные понятия
Знал
до изучения темы
Узнал
Могу применить
Прибавление, а не уменьшение
Мы привыкли к ситуации, когда оценивание традиционно осуществляется в два шага: работа сначала условно оценивается в пять баллов, которые потом начинают снижаться (минус за каждую обнаруженную ошибку).
В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу.
При этом оценивается приращение: «Ты что-то сделал, пусть немного, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Ты сам несешь ответственность за свою учебу...» Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля.
Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность
Сравнение с самим собой
При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими.
Ты успешен по одному критерию, а я – по другому.
Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой, зато появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.
Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной системы.
Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений.
Итоговое оценивание
По каждому из критериев выводится итоговый балл, затем итоговые баллы критериев суммируются, и через
специальную переводную шкалу трансформируется в 5 –балльную.
Шкала перевода балловпо критериям в итоговую отметку
Что важно для работы системы
Крайне желательным обстоятельством является участие школьников в процессе оценивания во всех четырех доступных
для этого формах:
*самооценивания,
*взаимного оценивания,
*участия в разработке критериев оценки
*рефлексивного разбора результатов выполненных учебных действий