Математические модели реальных процессов в природе и обществе
Авторы:
Филипенко Анастасия
Шарапова Алёна
Руководитель: Филипенко Антонина Фёдоровна
Актуальность темы:
- Показать значимость задач практического характера в понимании курса математики.
- Обратить внимание на объединение математики с спектром наук, изучаемых в рамках общеобразовательной школы (физики, географии, биологии, гуманитарных науках)
Цель:
- Рассмотреть значимость математических моделей для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин.
Гипотеза
Изучение математических моделей реальных процессов в природе и обществе облегчит применение математических знаний, полученных на уроках.
Математика и естественные науки
Математика - это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И. Лобачевский)
- Ни химик, ни физик не может обойтись без математики. Именно математика превратила химию из описательной науки в экспериментальную, а физикам позволила читать книгу природы. Эти науки должны быть точными, а без математики это невозможно.
- Представьте на миг, что математика исчезла вместе с числами из этих наук, разве были бы у человечества все те достижения, которые входят сейчас в быт, которые мы даже и не замечаем? Мир лишился бы техники, красок, электроники, лекарств и других полезных и нужных вещей и веществ.
Задача
- Во флаконе ампициллина находится 0,5 сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 0,5 мл раствора было 0,1 г сухого вещества.
Решение: При разведении антибиотика на 0,1 г сухого порошка берут 0,5 мл растворителя, следовательно, если,
0,1 г сухого вещества – 0,5 мл растворителя
0,5 г сухого вещества - х мл растворителя
получаем:
Ответ: Чтобы в 0,5 мл раствора было 0,1 г сухого вещества необходимо взять 2,5 мл растворителя.
Математика и Космос
Астрономия (как наука) стала существовать с тех пор, как она соединилась с математикой. (А.И. Герцен)
- В астрономии математика помогла сделать многие открытия.
Ньютон вычислял форму земного шара и показал, что Земля имеет форму шара, расширенного у экватора и сплюснутого у полюсов. Он установил "сплющенность" Земли, не выходя за дверь. Это открытие было сделано "на кончике пера" средствами математики.
- Запуски искусственных спутников Земли, полеты космических кораблей – все это требует громадных расчетов. Но сейчас на помощь человеку пришла техника ЭВМ, компьютеры.
- Сам выход человечества в космос с его масштабами и скоростями потребовал развития новых математических методов навигации и управления полетом космических аппаратов, качественно новых технологий с использованием ЭВМ.
Задача
- На каком расстоянии от Венеры находится автоматическая станция, если угловой диаметр планеты составляет 0,5° (линейный диаметр Венеры 12100 км)?
Решение:
Зная линейный диаметр Луны (3400 км) и ее расстояние от Земли (3,8 · 10 5 км) и учитывая, что угловые размеры Луны и Венеры равны:
Математика и гуманитарные науки
Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. (А.С. Пушкин)
Грамотное использование математических фактов делает художественное произведение достоверным
и реальным.
- Что может объединять эти далекие друг от друга области знаний, как литература, с её интересом к духовному миру человека , и математика, предпочитающую строгий научный подход?
- Литературу мы привыкли относить к гуманитарным наукам, а математика требует точности и конкретизации фактов. Казалось бы, нет ничего общего, но математика, так же как и поэзия, живопись, театр и искусство стремится к познанию и красоте. Что любят, то находят повсюду, и было бы странно не встретиться с математикой в художественной литературе.
Герои Жуля Верна
В романе Жюля Верна «Таинственный остров» описан один из способов измерения высоких предметов.
Оба горизонтальных расстояния были измерены: меньшее равнялось 15 футам,
большее – 500 футам.
По окончании измерений инженер составил следующую запись:
15 : 500 = 10 : х;
500 10 = 5000;
5000 : 15 = 333,3.
Значит, высота гранитной стены равнялась 333 футам
Свойство подобных
треугольников
Математика и история
- Возможна ли история без математики?
- Можно ли без чисел вести запись событий?
- Историки пишут историю по годам, указывая век, год, месяц. Всё это выражается с помощью чисел.
Задача
Самая высокая пирамида, построенная в Древнем Египте – пирамида фараона Хеопса.
Найдите массу пирамиды Хеопса, если известно что это правильная четырехгранная пирамида со стороной основания 233 метра, апофема боковой грани относится к стороне основания как 4 к 5, а удельный вес известняка равен 2,6 т/м3
V пирамиды=1/3Sоснованияh=263316,5 м3
m пирамиды = 6845842,9 тонн
Магия чисел. Золотое сечение.
Я люблю математику не только потому, что она находит применение в технике, но и потому, что она красива. (Р. Петер)
В нашем мире всё основано на числах. Некоторые даже имеют имена. Одним из них является число Фибоначчи. Называют его по-разному: золотое число, золотое сечение, божественное число и т.д.
Золотое сечение имеет возможность порождать совершенные формы. Однако, несмотря на такое почетное имя, данное число может встречаться и в повседневной жизни: кредитные карты, пятиконечные звезды…
Число Фибоначчи имеет вид:
Золотое сечение предполагает идеальные пропорции. Млечный Путь, спираль раковины наутилуса, расположение семян в подсолнечнике – все это включает в себя золотое сечение. Т.е. геометрическое изображение золотого сечения – прямоугольник, одна сторона которого в 1,618 раз больше другой. Такой прямоугольник называют золотым. Золотой прямоугольник включает в себя золотую спираль.
Золотое сечение в искусстве.
Золотое сечение часто можно найти и в искусстве: композиция изображения, пропорции изделия и т.д.
Одним из примеров является картина Леонардо Давинчи «Мона Лиза».
Исследователи выяснили, что лицо Джоконды можно «разбить» на множество золотых прямоугольников.
Мы не можем знать, задумывался ли Давинчи о золотом сечении, но можно быть уверенным, что он придавал большое значение связи между математикой и эстетикой.
Математика и экология
Геккель, немецкий биолог, в 1866 году дал такое определение экологии: “Экология – “сумма знаний, относящихся экономике природы”.
Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник "Математика” авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, М: "Мнемозина”, 2014, и сколько, чтобы издать тираж учебника?
Решение:
Размеры одной страницы учебника 14см на 21 см,
т.е. площадь равна 14*21=294 см2. В учебнике 284страницы или 142 листа,
значит площадь всех страниц учебника 294*142 = 41748 см2 = 4 м2 1748 см2 .
На 1000 м2 нужно вырубить ¼ га = 2500 м2 деревьев, т.е. в 2,5 раза больше.
Значит на производство одного учебника требуется 10 м2 4370 см2
На весь тираж в 120 000 экземпляров требуется 104370*120000 = 12524400000 см2 = 1252440 м2 леса = 125 га
- Высь, ширь, глубь. Лишь три координаты.
- Мимо них, где путь? Засов закрыт.
- С Пифагором слушайте сфер сонаты,
- Атомам дли счет, Демокрит.
- Но живут, живут в N измереньях
- Вихри воль, циклоны мыслей, те,
- Кем смешны мы с нашим детским зреньем.
- С нашим шагом по одной черте.
Брюсов В.
Заключение
Связь математики и других школьных
предметов видна при решении определенно-
поставленных задач практического
характера. Тем самым в максимальной
степени исполняется один из основных
принципов – СВЯЗЬ НАУКИ С РЕАЛЬНОЙ
ЖИЗНЬЮ.
Недостаточность задач практического
содержания в учебниках по математике
позволяет учителю и учащимся
самостоятельно подбирать материал в
соответствии с профилем обучения, тем
самым преодолевается затруднение в
переносе математических знаний,
полученных на уроке.
Ресурсы:
ТЕКСТ : http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/11/05/matematicheskie-zadachi-v-literaturnykh-proizvedeniyakh
http:// www.ug.ru/method_article/754 Мир Математики "золотое сечение" деагостини.
Перельман Я.И. «Занимательная геометрия», изд. технико – теоретической литературы, М., 1950, с.296.
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики», изд.Просвещение, М., 1996, с.320.
Таинственный остров Автор: Жюль Верн Год: 1980 Издательство: Детская литература
сайт Российский экологический центр http://www.rusecocentre.ru
Померанцева Н.А. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока, Малая история искусств. — Москва, 1976, С. 199-344.
Воробьева Г.Н., Данилова А.Н.. Практикум по вычислительной математике. М.: «Высшая школа», 1990.
Изображения: Все изображения и фотографии были найдены с помощью «Google Картинки»
https://www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi&ei=DkHjVLzPO9DPaKybgoAH&ved=0CAQQqi4oAg
Фон для презентации:
http:// lotoskay.ucoz.ru/load/shablony_dlja_prezentacij/raznoe/krugi/147-1-0-6217
Мелодия: Мелодия числа пи, где цифры обозначают порядок исполнения нот на пианино.