Методическая разработка урока по математике 5 класс по теме "Деление десятичной дроби на натуральное число"
Методическая разработка урока по математике 5 класс по теме "Деление десятичной дроби на натуральное число"
Основная цель урока - вывести правило деления десятичной дроби на натуральное число. Урок разработан по технологии деятельностного метода и соответствует новым стандартам второго поколения. Результатом урока было запланировано развитие личностных, метапредметных и предметных УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по математике 5 класс по теме "Деление десятичной дроби на натуральное число"»
Урок 5 класс.
Тема «Деление десятичной дроби на натуральное число».
Урок открытия новых знаний.
Организационный момент.
Добрый день, ребята!
Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников).
Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Аль - Бируни: (Слайд 1)
«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».
Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
Слайд 2 Ребята, сегодня мы с вами проведем необычный урок. Я приглашаю вас всех, кто любит математику совершить увлекательное путешествие “В поисках сокровищ” в некую страну, а какую вы узнаете чуть позже. На пути будут, конечно, встречаться трудности и преграды, которые вы должны преодолеть. На столах у каждого лежат оценочные листы, выполнив задание верно, выставляйте себе баллы. Также лежат сигнальные карточки (зеленый цвет – согласен, красный цвет – не согласен) и лежит конверт с надписью «багаж знаний».
- Из данных слов Слайд 4 попробуйте составить тему урока. (Деление десятичной дроби на натуральное число).
- вы умеете делить десятичную дробь на натуральное число? (нет ).
- значит, что предстоит нам сделать на уроке? Какова цель урока? (научиться делить десятичную дробь на натуральное число). Слайд 5.
Актуализация опорных знаний
А в путешествие мы отправляемся налегке? (Нужно взять багаж).
Предлагаю подготовиться к путешествию и собрать все самое необходимое в багаж знаний, который лежит на столе.
Здесь нам необходимо потрудиться. Мы поработаем в парах. Перед вами лежит карточка с правилами, вам нужно правильно установить соответствие и получить правило. А когда вы составите правило, мы узнаем, что нам делать дальше. У вас 1 минуты. Время пошло.
Работа в парах по карточкам: «Собери правило»
..перенести запятую на один, два и т.д. знака вправо, сколько нулей стоит во втором множителе.
..перенести запятую на один, два, три и т.д. знака влево, сколько нулей в делителе.
..длину умножить на ширину.
Чтобы найти площадь прямоугольника, надо..
При умножении десятичной дроби на 10, 100 и т.д., надо
При делении десятичной дроби на 10, 100 и т.д., надо
Зачитаем полученные правила.
-Оцените себя! Поставьте баллы.
-Как вы думаете, эти правила пригодятся нам в пути?
-Давайте положим их в наш багаж знаний.
Слайд 6 А теперь в путь!
Слайд 7 -Посмотрите впереди остров!
Слайд 8 -А на нем красивые цветы.
Выбираем ромашку и выполняем задание, которое нам предложит цветок. После того, как прозвучал ответ просигнальте, согласны с ответом или нет.
1 ромашка 12,8м2 = ? дм2
2 ромашка 2,3м=?дм
3 ромашка 99,8дм=?м
4 ромашка 1,3см=?м
Молодцы!
Заполните оценочные листы. Плывем дальше!
Изучение нового материала.
Слайд 9.Слайд 10. Посмотрите! Перед нами неизвестная, необитаемая страна. Раз мы ее открыли, то мы ее и назовем. Придумайте название страны. (варианты ответов)
Слайд 11. Посмотрите бутылка с посланием, давайте прочитаем его
Слайд 12. «Давным-давно здесь жил старый пират по кличке Ржавая Нога, который спрятал сокровища. И те, смелые ребята, которые решат задачу, смогут найти его».
Будем разгадывать тайну старого пирата?
Слайд 13.Задача: Площадь земельного участка, на котором спрятаны сокровища, составляют 12,8 м2, ширина его 4м. Определите длину этого участка (в метрах).
- что известно?
- что требуется найти? Как найти длину прямоугольника, зная его площадь и ширину?
Решите задачу, работая в парах. Кто желает оформить задачу на доске?
-С каким затруднением вы столкнулись? (деление).
- вы умеете делить десятичную дробь на натуральное число? (нет ).
-В каких единицах длины мы можем измерить длину участка, кроме метров?
- Давайте перейдем к этим единицам измерения.
(ребята выполняют переход к единицам измерения: дециметры, сантиметры, миллиметры.)
- Поделите, пожалуйста. И переведите длину в метры.
- Мы разделили натуральное число на натуральное, а тема нашего урока?
- Давайте попробуем решить задачу в метрах. Как будем делить?
(на доске записано деление столбиком – подробно.)
- А где нужно поставить запятую? (когда закончилась делиться целая часть).
- Давайте, еще раз обговорим.
- Сначала делим целую или дробную часть числа?
- и когда целая часть разделилась, что нужно сделать? (поставить запятую)
- после того как поставили запятую, что делаем?
- сформулируем деление десятичной дроби на натуральное число.
-Посмотрите, что мы нашли КЛЮЧ. На нем написано, что это КЛЮЧ ЗНАНИЙ.
- какие знания мы нашли? (деление десятичной дроби на натуральное число) Возьмем этот ключ с собой? Может он нам еще пригодится!
Слайд 14. Давайте выполним деление десятичных дробей на натуральное число. У доски работа.
И еще раз сформулируем правило.
А теперь я предлагаю вам сложить из пазл правило деления десятичной дроби на натуральное число. Что у вас получилось, давайте зачитаем.
Пополните свой багаж знаний правилом, которое мы получили.
Физкультминутка. Устали? Давайте разомнемся.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
Закрепление изученного материала.
Продолжаем наш путь на поиски сокровищ по нашему острову. Какая красивая долина. А вот табличка? И что-то на ней написано.
Слайд 13. «Выполните действия и расшифруйте слово». Работаем в группах.
15,9 : 15 = 1,06.
127,1 : 31 = 4,1
16,88 :8 = 2,11
12,48 :6= 2,08
2,08
1,06.
21,1
4,1
20,8
2,11
д
к
о
л
с
а
- Вы получили слово? (Клад)
Слайд 14. Вот наш клад – сундук с золотыми монетками. Он ваш!
Но настоящий клад — это знания. Которые вы получили!
В оценочных листах поставьте баллы за верное решение.
Слайд 15 И посмотрите опять послание это от Старого пирата Ржавая нога.
«Ребята, запомните!
Запятая встать не прочь.
Целую разделишь часть –
Запятой не дай пропасть,
Ставь ее и часть потом
Дробную дели с трудом,
Потому что без труда
Не разделишь никогда!» Что это? (правило деления)
Рефлексия: - Озвучить правило
Подведем итог урока.
Какое правило вы сегодня изучили?
Какова была цель урока? Достигли мы цель?
Слайд 19. Посмотрим, как мы справились, подведем итог по оценочным листам.
Слайд 20. Подсчитайте свои баллы.
- Самый смекалистый путешественник ( если 14 – 15б)
- Самый находчивый путешественник (если 11 – 13 б)
- Самый настойчивый путешественник. (если 8 – 10 б)
Вам было легко и интересно в пути? Оцените свое настроение с помощью листочков, которые лежат у вас на столе, приклеив их на дерево настроения.
(зеленый — интересно и все понятно)
желтый — интересно, но есть над чем поработать,
красный — было трудно и не все понятно).
Слайд 21. Спасибо за урок!
САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА
Дата: 16.03.2016г.
Учитель: Штыкина О.В.
Школа: МБОУ «БСОШ»
Класс: 5
Предмет: математика
Автор учебника: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.
Тема урока: Деление десятичной дроби на натуральное число.
Место урока в теме: 1 урок из 4.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
1.Основная цель урока.
Освоить способ деления десятичной дроби на натуральное число.
2.цели урока.
К обучающим целям урока я отнесла умение самостоятельно на основе имеющихся знаний вывести правило деления десятичной дроби на натуральное число, сформировать умение пользоваться этим правилом при решении задач.
К воспитательным – воспитание у учащихся навыков учебного труда, формирование ответственности за конечный результат, доброжелательного отношения к друг другу,
К развивающим целям урока можно отнести развитие любознательности и интереса к предмету, развитие навыков самоконтроля, самооценивания, умение анализировать и сравнивать.
3. В результате учащиеся должны знать правило деления десятичной дроби на натуральное число, уметь применять его при решении задач.
В соответствии с новыми образовательными стандартами, реализуемыми с начала этого учебного года в 5 классе урок поводился по технологии деятельностного метода. С учетом стандарта второго поколения в результат урока было запланировано развитие личностных, метапредметных и предметных УУД.
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию; активную самооценку; необходимость приобретения новых знаний
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
- понимать учебную задачу урока; определять цель учебного задания;
- контролировать свои действия в процессе выполнения;
- обнаруживать и исправлять ошибки;
- оценивать свои достижения.
Познавательные:
- применение правила деления.
- использовать приобретённые знания на практике
- овладение умением видеть проблему и желанием ее решить
Коммуникативные:
- представление результата деятельности;
- умение вести диалог с оппонентом;
- пользоваться речью для объяснения действий.
Предметные УУД:
- владение правилом;
- умение использовать это правило, комментировать свои действия;
- применение знаний в различных ситуациях.
4. Методика проведения урока.
Технологии, используемые на уроке – проблемная, игровая
В уроке я использовала следующие методы обучения:
-Метод самооценки и самоконтроля на протяжении всего урока дети заполняли оценочные листы; сигнальные карточки для взаимоконтроля.
-Метод аналогии, анализа при выборе лишнего слова из предложенных слов, при установке соответствия правил действия с дробями.
- целеполагание, при формулировке целей урока и на конечный результат.
- метод подводящего диалога, подводящего детей к решению задачи.
- прием устного оценивания на этапе рефлексии.
Формы работы:
-фронтальная (на этапе актуализации знаний,), при пробном учебном действии, поиске причины затруднения и построении проекта выхода из затруднения;
-парная.
- групповая на этапе закрепления.
Средства обучения:
- презентация при проведении урока;
- карточки с правилами, набор упражнений и доска.
В конце урока была проведена рефлексия полученных знаний, опыта, умений. Ребята также дали себе и одноклассникам адекватную оценку за работу на уроке.
Структура урока: полностью соответствует заявленной технологии.
- мотивация к учебной деятельности;
- формулировка темы урока, постановка цели.
- актуализация и пробное учебное действие;
- выявление места и причины затруднения;
- целеполагание и построение проекта выхода из затруднения;
- реализация построенного проекта;
--первичное закрепление с комментированием во внешней речи;
- включение в систему знаний;
- рефлексия учебной деятельности.
В процессе урока структура и логическое построение урока, в соответствии с технологией деятельностного метода не были нарушены.
5.Содержание урока.
Соответствие построения урока содержанию и поставленной цели:
- урок с самого первого момента был направлен на достижение поставленной цели; был направлен на получение нового знания на основе ранее изученного, самостоятельное составление алгоритма.
Урок по плану был первым из четырех. На уроке был отработан обязательный уровень для изучения материал, в соответствии с программой.
Теоритические знания, полученные на уроке, были отработаны в проговаривании во внешней речи с демонстрации на доске, на карточках.
Урок начался со слов, которые на мои взгляд, интригуют своей загадкой, привлекают внимание учащихся. И думаю, что на протяжении всего урока эта интрига продолжалась. Далее на этапе актуализации знании был повторен ранее изученный материал (теоретический, вычислительный). Постепенно урок перешел в стадию изучения нового материала, где возникло затруднение. При выходе из затруднения с помощью подводящего диалога возникло правило деления десятичной дроби на натуральное число. Затем была проведена физкультминутка. Далее этап закрепления продолжился с выполнением задания в группах, где дети расшифровывали слово. Закончился урок рефлексией. Дети выразили свое мнение об уроке в виде листочков на дереве в трех видах: зеленый — интересно и все понятно, желтый — интересно, но есть над чем поработать, красный — было трудно и не все понятно. На протяжении всего урока мотивация, внимание детей поддерживались яркой презентацией, что очень активизирует познавательную активность учащихся.
6. Результаты урока. Урок проведен в соответствии с планом. На уроке я провела все запланированные этапы, с соблюдением временных рамок. Цели, поставленные в начале урока, полностью достигнуты.
Оценочный лист
Этапы работы
Кол-во баллов за верное решение
Максимальное кол-во баллов за задание
Полученные баллы
«Собери правило»
1б за верное правило
5 б
«Ромашка»
1б за правильный ответ
5 б
«Собрать правило из пазл»
1б за верное решение
1б
«Расшифруй слово»
1б за правильный ответ
4б
Итого :
15 б
Оценочный лист
Этапы работы
Кол-во баллов за верное решение
Максимальное кол-во баллов за задание
Полученные баллы
«Собери правило»
1б за верное правило
5 б
«Ромашка»
1б за правильный ответ
5 б
«Собрать правило из пазл»
1б за верное решение
1б
«Расшифруй слово»
1б за правильный ответ
4б
Итого :
15 б
Оценочный лист
Этапы работы
Кол-во баллов за верное решение
Максимальное кол-во баллов за задание
Полученные баллы
«Собери правило»
1б за верное правило
5 б
«Ромашка»
1б за правильный ответ
5 б
«Собрать правило из пазл»
1б за верное решение
1б
«Расшифруй слово»
1б за правильный ответ
4б
Итого :
15 б
Оценочный лист
Этапы работы
Кол-во баллов за верное решение
Максимальное кол-во баллов за задание
Полученные баллы
«Собери правило»
1б за верное правило
5 б
«Ромашка»
1б за правильный ответ
5 б
«Собрать правило из пазл»
1б за верное решение
1б
«Расшифруй слово»
1б за правильный ответ
4б
Итого :
15 б
«Выполните действия и расшифруйте слово».
15,9 : 15 =
127,1 : 31 =
16,88 :8 =
12,48 :6=
2,08
1,06.
21,1
4,1
20,8
2,11
д
к
о
л
с
а
«Выполните действия и расшифруйте слово».
15,9 : 15 =
127,1 : 31 =
16,88 :8 =
12,48 :6=
2,08
1,06.
21,1
4,1
20,8
2,11
д
к
о
л
с
а
«Выполните действия и расшифруйте слово».
15,9 : 15 =
127,1 : 31 =
16,88 :8 =
12,48 :6=
2,08
1,06.
21,1
4,1
20,8
2,11
д
к
о
л
с
а
«Выполните действия и расшифруйте слово».
15,9 : 15 =
127,1 : 31 =
16,88 :8 =
12,48 :6=
2,08
1,06.
21,1
4,1
20,8
2,11
д
к
о
л
с
а
При делении десятичной дроби на натуральное число:
Сначала делим целую часть;
В частном ставим запятую;
Делим дробную часть.
При делении десятичной дроби на натуральное число:
Сначала делим целую часть;
В частном ставим запятую;
Делим дробную часть.
При делении десятичной дроби на натуральное число:
Сначала делим целую часть;
В частном ставим запятую;
Делим дробную часть.
При делении десятичной дроби на натуральное число:
Сначала делим целую часть;
В частном ставим запятую;
Делим дробную часть.
..перенести запятую на один, два и т.д. знака вправо, сколько нулей стоит во втором множителе.
..перенести запятую на один, два, три и т.д. знака влево, сколько нулей в делителе.
..длину умножить на ширину.
Чтобы найти площадь прямоугольника, надо..
При умножении десятичной дроби на 10, 100 и т.д., надо
При делении десятичной дроби на 10, 100 и т.д., надо
1.Чтобы найти площадь прямоугольника, надо..
При умножении десятичной дроби на 10, 100 и т.д., надо
При делении десятичной дроби на 10, 100 и т.д., надо
..перенести запятую на один, два и т.д. знака вправо, сколько нулей стоит во втором множителе.
..перенести запятую на один, два, три и т.д. знака влево, сколько нулей в делителе.
..длину умножить на ширину.
..перенести запятую на один, два и т.д. знака вправо, сколько нулей стоит во втором множителе.
..перенести запятую на один, два, три и т.д. знака влево, сколько нулей в делителе.
..длину умножить на ширину.
1.Чтобы найти площадь прямоугольника, надо..
2.При умножении десятичной дроби на 10, 100 и т.д., надо
3.При делении десятичной дроби на 10, 100 и т.д., надо