Нестандартный урок геометрии в 7 классе по теме: Математический поезд в страну « Геометрия».
Составитель: Новикова Ирина Григорьевна,
учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» поселка Краснобродского Кемеровской области
«К области математики относятся только те науки, в которых рассматривается либо порядок, либо мера, и совершенно не существенно, будут ли это числа, фигуры, звезды, звуки или что–нибудь другое»
Р Декарт
ТЕМА: Математический поезд в страну « Геометрия».
Нетрадиционная форма организации тематического контроля на уроке.
ЦЕЛЬ: Развитие интереса к изучению математики (геометрии);
- применение различных методов и способов решения задач;
- развитие взаимопомощи и взаимовыручки, умение вести культурную дискуссию;
- воспитание чувства ответственности за коллектив в процессе творческой работы;
- сформировать умения выполнять обобщения и конкретизацию;
- развивать качества мышления, гибкость, целенаправленность, рациональность, критичность с учетом индивидуальных особенностей.
Техническое оснащение: интерактивная доска.
План урока:
1 Вступление
Мы отправляемся в путешествие в страну «Геометрия» на математическом поезде. Три группы (команды), чтобы попасть в поезд необходимо прибрести билеты ответив на вопросы(слайд):
а) Геометрия – это наука…..
б) Слово «геометрия» - греческое, в переводе означает…..
в) Назовите примеры геометрических фигур на плоскости ( 3-4 )…..
г) Основные фигуры на плоскости…..
д) Как называется расстояние между станциями?(точки отправления до станции « Геометрия»)……
2. Станция « Танграм»
Благополучно сели в поезд и разместились по купе (командам).Необходимо познакомиться (название команды и девиз)
(Заготовить 15 разрезанных квадратов, разного цвета, клей,магниты) слайд
--В течение 4 тысячелетий китайская игра «Танграм» служила любимым развлечением в странах Востока, а начало 19 века она получила распространение и на Западе. Трудно переоценить логическую ценность
головоломки, богатые возможности для её применения.
Квадрат 30 х 30 см разделен на 8 частей – танов, а именно…Какие?
(ребята рассказывают о тех фигурах на которые разделён квадрат, и дают определение) а)2 больших треугольника равносторонние ( можно доказать по 3 признакам равенства треугольников)
б) 2 маленьких треугольника равнобедренные, равносторонние;
в) треугольник прямоугольный равнобедренный;
г) квадрат; д)параллелограмм.
Командам предстоит выполнить из квадрата «Танграм» любую фигуру. Что можно сделать из данного квадрата: парусник, гуся, корабль, футболиста, лошадку, солдатика, кошечку, собачку, свечу, страуса, змея, улитка, зайца, лебедь(фантазия детей безгранична) слайд
3. Станция «Разминка». слайд
Каждый вопрос оценивается в бал (каждая команда озвучивает ответ)
1 слайд На каждой стороне треугольника мальчик нарисовал три кружка (отметив вершины). Сколько кружков нарисовал мальчик?(Отв. 6)
2 слайд Сколько различных треугольников изображено на рисунке?.
Запиши их обозначения. (Отв.5)
3 слайд Журнальный столик. Сколько отрезков изображено? (Отв. 6)
4.слайд. Сколько треугольников на рисунке?(Отв.4)
5.слайд Сколько прямых углов на рисунке? (Отв.14)
6.слайд. Сколько отрезков изображено на рисунке? (Отв.15)
4.Задачи на сообразительность
А 1команде (слайд13)Продолжите стороны четырехугольника так, чтобы получить 4 треугольника.
2 команде (слайд 12)Как разделить квадрат двумя отрезками так, чтобы получить три треугольника , причем два из них равные.
3 команде (слайд 11) Дан угол ,Какое построение (одно) нужно выполнить, чтобы на рисунке можно было увидеть три разных угла?
Б трем командам( слайд14)
Пруд формы квадрата по углам растут ели. Как увеличить площадь квадрата (пруда) сохранив квадратную форму так, чтобы ели не были заполнены водой, а стояли у берегов нового пруда? (Отв.слайд 15)
5. Станция «Треугольная»
При решении задачи Семен не верно доказал равенство треугольников. Найдите ошибку и исправьте её.(слайд 17)
1 команде Решение: ∆ОЕС = ∆ОСК по 2 признаку равенства треугольников, так как ОС – биссектриса. ( Ответ: треугольники равны по двум сторонам и углу между ними).
2 команде Решение: ∆ЕМС =∆КМС по первому признаку равенства треугольников, ЕС =КС, ЕСМ=
3 команда Решение: ∆АВК =∆МКА, АВ=МК ВК=АМ, =
(Треугольники равны по трём сторонам)
Б Федя нарисовал на бумаге треугольник и собирался вычислить Р (периметр) и сумму углов треугольника. Вася случайно капнул чернила и стер часть треугольника, вместе с вершиной. Помогите Федору найти градусную меру вершины, Р и сумму углов треугольника?
1команде слайд 19; 2 команде слайд 18(а); 3 команде слайд 18(б).
6 Домашняя работа: слайд 20.
Подведение итогов контрольный лист каждой команды.
| Название станции | Количество набранных балов |
1 | Приобретение билетов | |
2 | Станция «Танграм» | |
3 | Станция «Разминка» | |
4 | Задачи на сообразительность | |
| Задание №1 | |
| Задание №2 | |
5 | Станция «Треугольная» | |
| Задание №1 | |
| Задание №2 | |
| Итог | |
Оценочный лист Станция «Танграм» 1-5баллов, 2-4бала, 3-3балла.
Станция «Разминка» 6 баллов
Задачи на сообразительность 1-5баллов,2-4 балла,3-3балла.
Общая задача 5 баллов Станция «Треугольная» 5балов
Задание №2 1-5 баллов, 2-4 балла, 3-3 балла
Литература: Геометрия 7-9 А.В.Погорелов М. Просвещение,2012
Н.Ф. Гаврилова Контрольно- измерительные материалы Геометрия. 7класс, Москва «Вако»