kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по математики, презентация Блоки Дьенеша

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование блоков Дьенеша развиваются познавательные, творческие способности дошкольника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по математики, презентация Блоки Дьенеша»

Подготовила: воспитатель высшей категории Поташова Ирина Владимировна г. Челябинск

Подготовила:

воспитатель высшей категории

Поташова Ирина Владимировна

г. Челябинск

  • Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
  • На решение этой задачи направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.
  • Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения.
  • Поэтому при подготовке к школе важно познакомить их с основами логического мышления, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических представлений.
  • Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится ясно и четко мыслить, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
  • Развитое логическое мышление - это не природный дар. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.  
  • В дошкольной педагогике имеется множество разнообразных технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам, среди которых выделяются «Логические блоки Дьенеша».
« Логические блоки» разработаны венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.  Это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей Логические блоки представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные цветом - красные, желтые, синие р азмером  -  большие и маленькие  толщиной  -  толстые и тонкие.

« Логические блоки» разработаны венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.

Это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей

Логические блоки представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

  • формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные
  • цветом - красные, желтые, синие
  • р азмером - большие и маленькие
  • толщиной - толстые и тонкие.

Цель:  Развитие познавательных и творческих способностей у дошкольников Задачи: Развивать мыслительные умения: сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, кодирование и декодирование информации (расшифровывать) -Ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой и размером -Развивать пространственные представления. -Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. -Развивать познавательных процессов восприятия памяти, внимания, мышления -Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Цель: Развитие познавательных и творческих способностей у дошкольников

Задачи:

Развивать мыслительные умения: сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, кодирование и декодирование информации (расшифровывать)

-Ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой и размером

-Развивать пространственные представления.

-Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

-Развивать познавательных процессов восприятия памяти, внимания, мышления

-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

1.Выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие 2.Абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства 3. Обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого  Вывод: Игры и упражнения с блоками позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатики.
  • 1.Выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие
  • 2.Абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства
  • 3. Обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого

Вывод:

  • Игры и упражнения с блоками позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатики.
На карточках условно обозначены свойства блоков: -цвет - пятно -форма – геометрическая фигура -размер – силуэтом домика (большой, маленький) -толщина -  контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный) Подбирая карточки, которые
  • На карточках условно обозначены свойства блоков:
  • -цвет - пятно
  • -форма – геометрическая фигура
  • -размер – силуэтом домика (большой, маленький)
  • -толщина - контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный)
  • Подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.
  • В процессе поиска блоков со свойствами, указанных на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые "рассказывают" о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Вывод:

  • Карточки - свойства помогают детям перейти от наглядно - образного мышления к наглядно - схематическому, а карточки с отрицанием свойств мостик - к словесно - логическому мышлению.
Организованная образовательная деятельность, дополнительная образовательная программа «Занимательная математика») Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения ) Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры) -В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов); -  В сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги; “Почта” - адрес на доме; “Поезд” - билеты, места;
  • Организованная образовательная деятельность, дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»)
  • Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения )
  • Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры)
  • -В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
  • - В сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги; “Почта” - адрес на доме; “Поезд” - билеты, места;
Методы и приемы работы - Инструкции -Пояснения, разъяснения, указания -Вопросы -Словесные отчеты детей о выполнении задания -Контроль, оценка  Условия работы - Поощрять все усилия детей и стремление узнать новое - Избегать отрицательных оценок результатов деятельности -Сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями
  • Методы и приемы работы
  • - Инструкции
  • -Пояснения, разъяснения, указания
  • -Вопросы
  • -Словесные отчеты детей о выполнении задания
  • -Контроль, оценка
  • Условия работы
  • - Поощрять все усилия детей и стремление узнать новое
  • - Избегать отрицательных оценок результатов деятельности
  • -Сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями
Возраст: 3 – 4 года Задачи: -Познакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, толщиной Дети играют с блоками, конструируют различные постройки, создают изображения в альбомах, накладывая фигуры на модели
  • Возраст: 3 – 4 года
  • Задачи:
  • -Познакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, толщиной
  • Дети играют с блоками, конструируют различные постройки, создают изображения в альбомах, накладывая фигуры на модели
Возраст: 4 -5 лет Задачи: -Развивать умение выявлять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форма, размер, толщина) и абстрагировать один из них от других -Развивать устойчивую связь между образом свойств и словом, которое его обозначает -Самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм)
  • Возраст: 4 -5 лет
  • Задачи:
  • -Развивать умение выявлять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форма, размер, толщина) и абстрагировать один из них от других
  • -Развивать устойчивую связь между образом свойств и словом, которое его обозначает
  • -Самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм)

Игры:

«Найди такую же фигуру»

«Найди не такую же фигуру»

«Наведи порядок»

«Кто быстрее соберет блоки»

  «Волшебный мешочек»

«Собери бусы»

«Цепочка»

Задачи: -Знакомить с логическими блоками -Закрепить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой- маленький», «толстый – тонкий» -Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку. Задание: - «Найди такую(не такую) фигуру по форме( цвету, величине, толщине)

Задачи:

-Знакомить с логическими блоками

-Закрепить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой- маленький», «толстый – тонкий»

-Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку.

Задание:

- «Найди такую(не такую) фигуру по форме( цвету, величине, толщине)

Задачи: - Развивать умение группировать, классифицировать блоки по величине, цвету и т.п. -Развивать мелкие мышцы рук -Закрепить знания о геометрических фигурах Задание: 1. Найди в мешочке большой квадрат( маленький круг) и.т.д. 2. Расскажи о его свойствах
  • Задачи:
  • - Развивать умение группировать, классифицировать блоки по величине, цвету и т.п.
  • -Развивать мелкие мышцы рук
  • -Закрепить знания о геометрических фигурах
  • Задание:
  • 1. Найди в мешочке большой квадрат( маленький круг) и.т.д.
  • 2. Расскажи о его свойствах
Задачи: Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд Закрепить знания о геометрических фигурах Задание: Собери бусы, не ставя рядом фигуры одинаковые по форме (по цвету, по величине и.т.д.)

Задачи:

  • Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд
  • Закрепить знания о геометрических фигурах

Задание:

Собери бусы, не ставя рядом фигуры одинаковые по форме (по цвету, по величине и.т.д.)

Возраст 5 – 6 лет Задачи: - Развивать умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трем свойствам - Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам Игры:    «Второй ряд» «Построй дорожку» «Что изменилось» «Какая фигура лишняя?» «Игры с обручами»
  • Возраст 5 – 6 лет
  • Задачи:
  • - Развивать умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трем свойствам
  • - Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам

Игры:   

  • «Второй ряд»
  • «Построй дорожку»
  • «Что изменилось»
  • «Какая фигура лишняя?»
  • «Игры с обручами»
Задачи: - Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь, умение находить закономерности Задание: - Построить второй ряд к выложенным 5-6 фигурам по предложенным вариантам) - Построить так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда, оказалась фигура другой формы (цвета, размера) - Построить так, чтобы оказалась фигура той же формы, но другого размера (цвета) ; - Построить так, чтобы оказалась фигура, другая по цвету и размеру; - построить так, чтобы оказалась фигура, не такая по форме, размеру и цвету.

Задачи:

- Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь, умение находить закономерности

Задание:

- Построить второй ряд к выложенным 5-6 фигурам по предложенным вариантам)

- Построить так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда, оказалась фигура другой формы (цвета, размера)

- Построить так, чтобы оказалась фигура той же формы, но другого размера (цвета) ;

- Построить так, чтобы оказалась фигура, другая по цвету и размеру;

- построить так, чтобы оказалась фигура, не такая по форме, размеру и цвету.

Задачи: - Учить детей находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму (цвет, размер)фигур -Учить решать задачи – головоломки -Закрепить знания геометрических фигур  - Развивать смекалку, сообразительность, умение доказывать свою точку зрения Задание: - Догадайся, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине)

Задачи:

- Учить детей находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму (цвет, размер)фигур

-Учить решать задачи – головоломки

-Закрепить знания геометрических фигур

- Развивать смекалку, сообразительность, умение доказывать свою точку зрения

Задание:

- Догадайся, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине)

Задачи: - Развивать умение анализировать форму предметов - Развивать умение сравнивать по их свойствам Развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения, композиции) Материал : «Эскизы картин» - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков. Задание:  «Напишите картины» по эскизам 

Задачи:

- Развивать умение анализировать форму предметов

- Развивать умение сравнивать по их свойствам

  • Развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения, композиции)
  • Материал : «Эскизы картин» - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков.

Задание: «Напишите картины» по эскизам 

Игра «Наряди елочку» Задачи: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок Задание: Сказочный герой прислал письмо с карточками, на которых было показано, как можно нарядить елочку к новогоднему празднику с помощью блоков.

Игра «Наряди елочку»

Задачи: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок

Задание: Сказочный герой прислал письмо с карточками, на которых было показано, как можно нарядить елочку к новогоднему празднику с помощью блоков.

Игра «Построй дорожку» Задачи: -Учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур: цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких. -Развивать практически-действенное мышление. Материал: лабиринт из склеенных полосок бумаги набор блоков карточки с кодами геометрических фигур (цвет и форма) Задание: - Построй в городе дорожки для пешеходов и автомобилей. Правила построения дорожек записаны в таблицах

Игра «Построй дорожку»

Задачи:

-Учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур: цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких.

-Развивать практически-действенное мышление.

Материал:

лабиринт из склеенных полосок бумаги

набор блоков

карточки с кодами геометрических фигур (цвет и форма)

Задание:

- Построй в городе дорожки для пешеходов и автомобилей. Правила построения дорожек записаны в таблицах

Задачи: Упражнять детей в группировке геометрических фигур Развивать наблюдательность, внимание и память Задание: - Разделите фигуры между сказочными героями так, чтобы: - У Буратино оказались все синие квадраты - Чтобы Карандашу достались все желтые - Чтобы Незнайке достались все желтые и большие

Задачи:

  • Упражнять детей в группировке геометрических фигур
  • Развивать наблюдательность, внимание и память

Задание:

- Разделите фигуры между сказочными героями так, чтобы:

- У Буратино оказались все синие квадраты

- Чтобы Карандашу достались все желтые

- Чтобы Незнайке достались все желтые и большие

Игра «Волшебное дерево» Задачи: -Развивать представления детей о символическом изображении предметов -Развивать умение классифицировать блоки по трем признакам и выделять основные признаки. -Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление. Материал:  изображение дерева, на ветках которого представлены символы фигур-«листьев» , набор блоков Дьенеша  Задание: Давайте вырастим волшебное дерево, на котором вместо листьев – геометрические фигуры. Каждая веточка имеет свой цвет, и цвет «листочков» будет соответствовать цвету веточки. Дети выбирают нужную фигуру по цвету и располагают «листочки» на ветке, при этом обращают внимание на символы фигур-«листьев» (форму, размер).

Игра «Волшебное дерево»

Задачи:

-Развивать представления детей о символическом изображении предметов

-Развивать умение классифицировать блоки по трем признакам и выделять основные признаки.

-Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

Материал: изображение дерева, на ветках которого представлены символы фигур-«листьев» , набор блоков Дьенеша

Задание: Давайте вырастим волшебное дерево, на котором вместо листьев – геометрические фигуры. Каждая веточка имеет свой цвет, и цвет «листочков» будет соответствовать цвету веточки. Дети выбирают нужную фигуру по цвету и располагают «листочки» на ветке, при этом обращают внимание на символы фигур-«листьев» (форму, размер).

Игры с обручами Цели: Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами Развитие логического мышления, внимания  Задание : Разложите блоки по обручам так, чтобы: -в первой области должны находиться все желтые фигуры -во второй области – все круглые -в третьей – только желтые круглые

Игры с обручами

Цели:

  • Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них.
  • Определение областей пересечения в играх с обручами
  • Развитие логического мышления, внимания

Задание : Разложите блоки по обручам так, чтобы:

-в первой области должны находиться все желтые фигуры

-во второй области – все круглые

-в третьей – только желтые круглые

Возраст: 6 – 7лет Задачи: - Развивать умение производить логические операции «не», «и», «или» - Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии определенных свойств, о предметах по их знаково-символическим обозначениям - Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков символов и декодировать ее - Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению - Развивать умения разбивать множества по одному свойству на два подмножества производить логическую операцию «не» Игры: «Архитекторы» «Логический поезд» «Мозаика цифр»
  • Возраст: 6 – 7лет
  • Задачи:
  • - Развивать умение производить логические операции «не», «и», «или»
  • - Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии определенных свойств, о предметах по их знаково-символическим обозначениям
  • - Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков символов и декодировать ее
  • - Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению
  • - Развивать умения разбивать множества по одному свойству на два подмножества производить логическую операцию «не»

Игры:

  • «Архитекторы»
  • «Логический поезд»
  • «Мозаика цифр»
Задачи: -Развивать умение декодировать информацию, изображенную на карточке, выбирать блоки по заданным свойствам -Закрепить навыки вычислительной деятельности -Учить выбирать блоки по заданным свойствам Материал: 48 карточек с изображением символов и примеров, 12 числовых карточек, 15 предметных карточек, блоки Ход игры: Дети распределяют между собой карточки с изображением символов и примеров. Каждый ребенок решает пример на карточке, расшифровывает ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов. Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все 15 изображений предметов.

Задачи:

-Развивать умение декодировать информацию, изображенную на карточке, выбирать блоки по заданным свойствам

-Закрепить навыки вычислительной деятельности

-Учить выбирать блоки по заданным свойствам

Материал: 48 карточек с изображением символов и примеров, 12 числовых карточек, 15 предметных карточек, блоки

Ход игры: Дети распределяют между собой карточки с изображением символов и примеров. Каждый ребенок решает пример на карточке, расшифровывает ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов. Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все 15 изображений предметов.

  • Задачи:
  • -Развивать способности к логическим действиям и операциям
  • -Развивать умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке
  • -Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке
  • - Развивать умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами
  • Материал : Три паровоза разного цвета(синий, желтый, красный), на каждом поезде его номер: 1234, 4568, 9 10 11 12, 4 вагона, карточки с изображением отношений между числами, блоки
  • Ход игры : Педагог раскладывает поезда, вагончики, над каждым вагончиком кладут карточку с символом изменения свойств( карточка выбирается произвольно), также раскладываются карточки с числовыми соотношениями.
  • 1. Распределение детей по командам
  • Каждый ребенок берет карточку с числовыми соотношениями, находит число, обозначенное в поезде .и.т.д. Так все дети распределяются по поездам.
  • 2. Перевозка груза
  • Поезда грузовые. Свой груз надо провезти по всем вагонам в соответствии с правилами изменения свойств. Дети смотрят на карточки, которые разложены над вагонами и меняют блоки передвигая их из одного вагона в другой. Груз (блок) , с которого дети начинают путешествие кладут слева от поезда, а тот которым заканчивается путешествие - справа от поезда. Затем берется следующий груз и путешествие продолжается
  • Выигрывает команда, подготовившая к перевозке большее количество груза
Дети умеют использовать занимательный материал, как в организованной образовательной деятельности, а так же в играх самостоятельного характера У детей сформированы сенсорные эталоны, они умеют сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме и толщине Дети хорошо ориентируются в пространственных отношениях между предметами Освоили конструктивные навыки: строить постройки по образцу, читать чертежи К концу пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении у детей сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать Вывод Использование «Логических блоков Дьенеша» положительно влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
  • Дети умеют использовать занимательный материал, как в организованной образовательной деятельности, а так же в играх самостоятельного характера
  • У детей сформированы сенсорные эталоны, они умеют сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме и толщине
  • Дети хорошо ориентируются в пространственных отношениях между предметами
  • Освоили конструктивные навыки: строить постройки по образцу, читать чертежи
  • К концу пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении у детей сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать

Вывод

  • Использование «Логических блоков Дьенеша» положительно влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия по математики, презентация Блоки Дьенеша

Автор: Поташова Ирина Владимировна

Дата: 14.01.2017

Номер свидетельства: 379125

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Занятие^  "Почемучка и Незнайка" "
    ["seo_title"] => string(34) "zaniatiie-pochiemuchka-i-nieznaika"
    ["file_id"] => string(6) "238216"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444502577"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Опыт работы "ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" "
    ["seo_title"] => string(119) "opyt-raboty-formirovaniie-eliemientarnykh-matiematichieskikh-priedstavlienii-u-dietiei-starshiego-doshkol-nogo-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "238219"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444503577"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства