Здравствуйте, уважаемые коллеги, организаторы сайта и все заинтересованные люди.
Я, учительница средней школы г.Симферополя Республики Крым. Наверно, именно поэтому я выбрала именно патриотическую направленность участия, хотя преподаю математику, самый неполитизированный предмет. Но когда весной этого года наконец произошло самое главное, можно сказать, эпохальное событие для нас, крымчан, - Крым вернулся "в родную гавань, домой, в Россию", нашей радости не было предела. И ещё до референдума, на митингах в поддержку воссоединения Крыма с Россией, мы, учителя, пели русские песни и мечтали о том, как, наконец, будем праздновать День Победы, как и положено достойным внукам героев-победителей со всей великой державой, со всей Россией. И мы в нашей школе придумали интегрированный праздник знаний "Эшелон Победы", где одна из станций называлась "Военная арифметика". На этой станции ученикам предлагалась презентация, в которой задачи на различную военную тематику чередовались с фактами Великой Отечественной войны, которыми по праву может гордиться любой советский человек, любой россиянин, включая вклад математиков в достижении скорейшей нашей победы. Презентация сопровождалась рассказами учителя, некоторые задачи были предложены в распечатанном виде. И ученики начинали не только решать математические задачи, но, прежде всего, гордиться тем, что они теперь , в какой-то мере, причастны ко всему этому, причастны к подвигу своих прадедов.
Наверное, с марта этого года и по сей день, Крым-самая патриотически настроенная часть России. И мы говорим и сейчас: "Спасибо, Господи, спасибо народ России, спасибо наш Президент Путин, за то что мы- с вами, все вместе". Это такое счастье-ощущать себя частицей такой величайшей державы, гордиться своей страной. Поэтому патриотизмом пронизаны и все уроки, и все беседы, и все мысли учителей и учеников. Спасибо и вам за возможность участвовать и публиковаться на таком замечательном-всероссийском сайте.
Дорогие коллеги, я хотела сюда сразу поместить свою презентацию-Эшелон Победы-уже готовое внеклассное мероприятие по математике, направленное на воспитание патриотизма. Но почему-то пока мне это не удалось. Постараюсь разобраться в причинах этого. И поделиться с Вами с нашими наработками)))
Заранее большое всем спасибо за участие, сопереживание и сотрудничество.
С уважением, Мухина Е.А.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Мероприятие, посвященное 70-й годовщине Великой Победы
Общеобразовательная школа I-III ступени №31 г. Симферополь
Республика Крым
Учитель математики высшей категории
Мухина Елена Александровна
Станция
«Военная арифметика»
Задачи военно-прикладного характера
Вклад ученых математиков в оборонную мощь страны во время Великой Отечественной войны.
1941-1945
22 июня 1941 года началась
Великая Отечественная война.
Прошло 70 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов: миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов идеревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу.
Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил.
Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации или добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности.
Память человеческая несовершенна,
многие события забываются.
Вклад математики и математиков
в победу над фашизмом велик.
Мы должны помнить реальных людей
Самолетостроение.
В годы Великой Отечественной войны советские конструкторы создали немало образцов первоклассной военной техники. К их числу принадлежит и самый быстрый в те годы истребитель “ЯК-3” - детище конструкторского бюро прославленного советского авиаконструктора Александра Яковлева. Превзойти его скоростные данные конструкторам других стран тогда не удалось .
Задача 1
Максимальная скорость “ЯК-3” была720 км/ч, а немецкого истребителя “Мессершмидт-109” на 120 км/ч меньше скорости “ЯК-3” и на 30 км/ч больше другого истребителя “Фокке-Вульф-190-А”. Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью “ЯК-3”.
Решение задачи
1)720-120=600 км/ч –скорость «Мессершмидт-109»
2)600-30=570 км/ч- скорость Фокке-Вульф-190-А”
Оборона.
С 30 сентября по 5 декабря 1941 года Красная Армия вела тяжелые, кровопролитные бои под Москвой. Сложная обстановка потребовала эвакуации из Москвы ряда важнейших предприятий. Создавались новые рубежи обороны на ближних подступах к Москве. Формировались дивизии народного ополчения, город готовился к уличным боям.
Задача 2
На строительство оборонительных сооружений было мобилизовано 450 000 жителей столицы, 75% из них составляли женщины. Сколько женщин участвовало в этом строительстве?
Решение задачи
450000 ▪ 0,75 = 337500 женщин участвовало в обороне Москвы.
Оборона Москвы – противотанковые «Ежи»
Задача 3
В октябре 1941 года враг совершил на Москву 31 налет. В этих налетах участвовало 2000 немецких самолетов, из них было сбито 278, к городу прорвалось только 72 самолета. Сколько вражеских самолетов не сумели прорваться к Москве?
Решение задачи.
1)2000-278=1722 самолета прорывались.
2)1722-72=1650 самолетов не прорвались к Москве .
Оборона.
В результате упорной обороны и контрударов в конце ноября - начале декабря последние попытки противника прорваться к Москве были сорваны. Советские войска переходили в наступление в трудных условиях, когда численное превосходство в живой силе, танках, самолетах было на стороне противника.
Задача 4
Группа армий “Центр” имела в своем составе 1 708 000 человек, 13 500 орудий и минометов, 1 170 танков, 615 самолетов, а Советские войска насчитывали личного состава на 608 000 человек меньше, орудий и минометов в 2 раза меньше, танков на 395 меньше, а самолетов больше на 385. Сколько живой силы, орудий и минометов, танков и самолетов было в советских войсках в начале контрнаступления под Москвой?
Решение задачи.
1)1708 000–608 000=1 100 000 человек имела Красная армия.
2)13500:2=6750 орудий и минометов.
3)1170-395=775 танков.
4)615+385=1000 самолетов.
Задача 5
На завершающем этапе Московской битвы Советская Армия нанесла противнику тяжелое поражение: из строя были выведены 16 дивизий и 1 бригада. 1 дивизия состоит из 17000 человек, а 1 бригада из 3000 человек. Сколько живой силы было потеряно противником?
Решение задачи.
17000х16+3000=272000+3000 = =275000 было потеряно противником живой силы.
Задача 6
Из точки А вылетел самолёт со скоростью 200км/ч, ему надо пролететь 300 км. А из точки Б вылетел самолёт со скоростью 100км/ч, ему надо пролететь 200км. Какой самолёт прилетит быстрее?
Решение задачи
1)300:200=1.5(часа) летел первый самолет
2)200:100=2(часа) летел второй самолет
Ответ: первый самолёт прилетит быстрее.
Задача 7
Установка залпового огня за 1 минуту выпускает 12 ракет. Сколько ракет выпустит 10 установок залпового огня за 2 минуты?
Решение задачи
1)12 ▪ 10=120(ракет) выпустят за 1 минуту 10 установок
2)120 ▪ 2 = 240(ракет)
Ответ: 10 УЗО за 2 минуты выпустит 240 ракет.
Миномет БМ-13 «Катюша» имел 16 рельсовых направляющих, 132-мм снаряды несли заряд весом около 5кг, пуск 16 снарядов осуществлялся за 8-10 секунд, дальность выстрелов примерно 9км.
Боевое крещение знаменитых «Катюш» произошло 14 июля 1941 года под Оршей. Грозное оружие было применено батареей капитана И.А. Флерова.
Задача 8
Гвардейский миномет БМ-13 «Катюша» выпустил 16 снарядов, весом каждый 5кг.
Два снаряда достигли цели. Каков процент попадания по цели?
Решение
Х=12,5
Ответ: 12,5%
Бикфордов шнур (по имени изобретателя У.Бикфорда) или огнепроводный шнур – средство передачи огня для возбуждения взрыва. Диаметр 5-6 мм, скорость горения около 1см/сек.
Задача 9
Чтобы подорвать вражеский поезд, боец подкладывает взрывчатку под рельсы. Ему надо рассчитать длину бикфордова шнура, чтобы успеть отбежать на расстояние 300м, после того, как он его зажжет. Боец бежит со скоростью 5м/сек., а пламя по шнуру распространяется со скоростью 0,8см/сек. Какова длина шнура?
Решение задачи1) 300:5=60(сек) – время горения шнура.2) 0,8:100=0,008(м/сек) – скорость горения шнура3) 0,008 ▪ 60=0,48(м) – длина шнура.Ответ: 0,48м
152 мм гаубица-пушка МЛ-20,
калибр 152,4 мм
Скорострельность – 3-4 выстрела в минуту
Высота линии огня 1613 мм
Орудие могло использоваться как гаубица, стреляющая с небольшой скоростью и как пушка – с высокой скоростью снаряда
Задача 10 Эхо, вызванное орудийным выстрелом, дошло до стрелка через 4 сек после выстрела. На каком расстоянии от стрелка находится преграда, от которой произошло отражение звука, если скорость звука в воздухе равна 340м/сек?
Решение задачи
1) 4 ▪ 340=1360(м) – расстояние, пройденное звуком, туда и обратно.
2) 1360:2=680(м) – расстояние до преграды.
Ответ:680м.
Это надо помнить!
Вклад математиков и математики в победу в Великой Отечественной войне огромен.
Развитие математики тесно связана с историей моей страны
За «сухими» цифрами стоят человеческие судьбы и жизни
Математика тесно связана со всеми отраслями науки
Вторая мировая война оказалась прежде всего войной танков, соревнования моторов, огня и брони, и от того, чья конструкторская мысль оказывалась точнее и глубже, зависел исход многих сражений. Советские математики многое сделали для восстановления и развития народного хозяйства. За годы войны, в нечеловеческих условиях, наблюдался прогресс в теоретической математики. До сих пор нет сводного труда, который бы показал, как много математики дали фронту для победы, как их исследования помогали совершенствовать оружие, которое использовали воины в боях.
Этот пробел следует восполнить как можно быстрее, поскольку многих из тех, кто это делал, уже нет в живых, поскольку человеческая память несовершенна и многое забывается. А нам никак нельзя забывать о том, что подвиг народа в Великой Отечественной войне не ограничивается только славными делами фронтовиков, что основы победы ковались и в тылу, где руками рабочих и их разумом, руками и разумом инженеров и ученых создавалась и совершенствовалась военная техника. Нельзя нам забывать и того , что по многим параметрам к концу войны наши танки, самолеты, артиллерийские орудия стали совершеннее тех, которые противопоставлял нам враг. Нельзя забывать, что в конце войны мы вынуждены были вплотную заняться созданием собственного атомного оружия, а для этого пришлось объединить интеллектуальные усилия физиков, химиков, технологов, математиков, металлургов и самостоятельно пройти тот путь, который уже был пройден США и их западными союзниками.
К сожалению, и теперь положение в мире таково, что страны, а вместе с ней и математики, вынуждены уделять внимание разработке проблем обороны. Однако это не самоцель, а вынужденная необходимость. Каждый же из нас мечтает о том времени, когда человечество забудет о войнах и о подготовке к ним.
И вся Россия по сей день отмечает этот памятный День Победы!