Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему:" Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся"»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Подготовила: Михеева Т.В.учитель математикиМБОУ «СКШИ VIII вида»г.Чернушка
«Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир»И. Гёте.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу нового ФГОС второго поколения.
Желаю вам сегодня сделать маленькое открытие , которое, возможно, даст вам пищу для размышления, поле деятельности для совершенствования профессионального мастерства
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют
цель образованиякак общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Для успешной реализации цели на современном этапе изменений, происходящих в сфере образования, меняются функции участников образовательного процесса, связи между всеми субъектами, взаимодействующими в образовательном процессе.
Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Поэтому, учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером, «дирижером», вдохновителем учащихся, осуществляющим скрытое управление процессом обучения,
Функции ученика – активный деятель. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя ученик становится главным деятелем на современном уроке.
Для того, чтобы справиться с любой задачей, ученику необходимо овладеть универсальными учебными действиями, т.к. именно овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, то есть умения учиться.
Таким образом, понятие «научиться учиться» включает в себя:
· интеллектуальную культуру;
· культуру самоорганизации;
· информационную культуру;
· исследовательскую культуру.
Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Для того, чтобы сформировать у учащихся любое БУД необходимо:
Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
Сформировать понимание алгоритма выполнения БУД, основываясь на имеющийся опыт;
Сформировать умение выполнять БУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.
Поэтому учитель, начинающий реализовывать ФГОС на любой ступени обучения должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.
Так возникла необходимость использования в педагогической деятельности нового вида методической продукции – технологической карты или конструктора урока.
Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить!», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.
По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один урок, что дает возможность системно освоить содержание, от цели до результата, поставить и решить не только задачи достижения предметных результатов, но и личностных, и метапредметных.
Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции.
Учитель, проектируя учебное занятие, составляет Технологическую Карту или конструктор урока. Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах, технологическая карта урока рассматривается как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся, направленные на достижение конечного результата. При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести педагогический анализ и самоанализ.
Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию БУД (базовых учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта урока позволяет структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работника и т.п. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Параметры карты.
Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. При проведении самоанализа урока учитель имеет возможность оценить каждый этап урока, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы в их совокупности.
этапы работы над технологической картой
1 . Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели урока (корр.-образовательные, корр.-развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые БУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Очень важно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения . Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.
Технологическая карта позволит:
администрации школы:
контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов,
осуществление необходимой методической помощи;
учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС;
системно формировать у учащихся базовые учебные действия;
проектировать свою деятельность на триместр, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
тщательное планирование каждого этапа деятельности;
максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
введение самооценки учащихся на каждом этапе урока. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.
Проанализировав достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями–практиками, можно сделать вывод, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.
Свой выбор остановила на такой структуре технологической карты урока:
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные БУД
апробировала новый вид методической продукции и могу сделать выводы:
1. При правильном использовании технологической карты в работе произойдет переориентация от планирования одного урока к проектированию темы (от целого к частному и опять к целому);
2. Появится возможность реализации всех БУД через алгоритм освоения материала; побуждения учащегося к активной и самостоятельной деятельности;
3. Произойдет расширение выбора предлагаемых форм работы, появится возможность целостного и системного освоения учебного материала, в том числе за счет реализации межпредметных связей; проведения диагностики и контроля на каждом этапе освоения темы; спланированное системное взаимодействие субъектов ОУ.
4. Технологическая карта обеспечит прогноз и рефлексию путей освоения содержания по всему курсу на любой ступени обучения.