kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Занимательная математика" рабочая программа по внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая по ФГОС, предлагая рабочую программу внеурочной деятельности " Занимательная математика". Данная программа содержит пояснительную записку, цели, задачи, планируемые результаты, календарно- тематическое планирование, материально- техническое обеспечение программы. Цель: создание условий для развития личности  и создания основ творческого потенциала обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Занимательная математика" рабочая программа по внеурочной деятельности »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12

г. Елец, Липецкая область



Рассмотрено на заседании МО

Руководитель ШМО

____________/Асеева И. В.

Протокол № 1

от «27» августа 2014г.

Утверждено

приказом по МБОУ СОШ № 12

№ 93-ОД от «29 » августа 2014г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

обучающихся 4 В класса

« Занимательная математика»



Учитель: Асеева И.В









Принято на педагогическом совете

Протокол № 1 от 29.08.2014 г.





2014-2015 учебный год







Пояснительная записка


Программа составлена на основе программы «Занимательная математика»

Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).


Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

 Цель:    развивать математический образ мышления

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • расширять математические знания в области многозначных чисел;

  • содействовать умелому использованию символики;

  • учить правильно применять математическую терминологию;

  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

 

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность   формирования

личностных результатов: 

-     Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-     В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

метапредметных результатов

Регулятивные УУД:

-     Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя

-     Проговаривать последовательность действий

-     Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради

-     Учиться работать по предложенному учителем плану

-     Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

-     Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности товарищей.

Познавательные УУД:

-     Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-     Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-     Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

-     Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

-     Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

-     Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

-     Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-     Слушать и понимать речь других.

-     Читать и пересказывать текст.

-     Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-     Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

предметных результатов: 

обучающиеся должны уметь:

  • выполнять прикидку результатов арифметических действий;

  • понимать и объяснять решение нестандартных задач;

  • читать и строить вспомогательные модели к задачам;

  • распознавать плоские геометрические фигуры при измерении их положения на плоскости;

  • распознавать объемные тела (параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр) при изменении их положения в пространстве;

  • читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм; уметь решать комбинаторные задачи различных видов;

  • находить вероятности простейших случайных событий;

  • осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера).












Содержание программы

Числа. Арифметические действия. Величины

Числа от 1 до 1000. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Таблица умножения чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных

и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических

средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в

условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;

число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр,

призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).


Календарно-тематическое планирование

4 в класс

п/п

Раздел

Дата

по плану

Дата по факту

Тема

Кол-во  часов

Формы

внеурочной деятельности








1.

Мир занимательных задач



Интеллектуальная разминка

1

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

2.

Числа. Арифметические действия. Величины



Числа-великаны

1

Как велик миллион? Что такое гугол?

3.

Мир занимательных задач



Мир занимательных задач

1

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не -

достающими данными, с избыточным составом условия.

Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:

СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

4.




Кто что увидит?

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

5.




Римские цифры

1

Занимательные задания с римскими цифрами.

6.

Числа. Арифметические действия. Величины



Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

7.




Секреты задач

1

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,

«Сколько лет?» и др.

8.




В царстве смекалки

1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

9.

Мир занимательных задач



Математический марафон

1

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

10.

Геометрическая мозаика



«Спичечный» конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

11.




«Спичечный» конструктор

1


12.




Выбери маршрут

1

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния

между городами и сёлами.

13.

Мир занимательных задач



Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

14.

Числа. Арифметические действия. Величины



Математические фокусы

1

 «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько

последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;

12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

15.

Геометрическая мозаика



Занимательное моделирование

1

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных

фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,

усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида,  (по выбору учащихся).

16.




Занимательное моделирование

1


17.




Занимательное моделирование

1


18.

Мир занимательных задач



Математическая копилка

1

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

19.

Числа. Арифметические действия. Величины



Какие слова спрятаны в таблице?

1

Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)

20.




«Математика — наш друг!»

1

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за-

дачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания

по проверке готовых решений, в том числе неверных.

21.




Решай, отгадывай, считай

1

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо,

можно использовать скобки.

22.




В царстве смекалки

1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа

в группах).

23.




В царстве смекалки

1


24.




Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

25.

Мир занимательных задач



Мир занимательных задач

1

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом

условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв

в условной записи.

26.




Мир занимательных задач

1


27.




Математические фокусы

1

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

28.




Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

29.




Интеллектуальная разминка

1


30.




Блиц-турнир по решению задач

1

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих

Несколько решений.

31.




Математическая копилка

1

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для

составления задач.

32.

Геометрическая мозаика



Геометрические фигуры вокруг нас

1

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа).

Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?

(Работа с набором «Танграм».)

33.




Математический лабиринт

1

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

34.




Математический праздник

1

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи

в стихах. Игра «Задумай число».




Материально- техническое обеспечение программы.


Материалы для учителя

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

3. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

4. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Занимательная математика" рабочая программа по внеурочной деятельности

Автор: Асеева Ирина Владимировна

Дата: 21.10.2014

Номер свидетельства: 121259

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-matiematik"
    ["file_id"] => string(6) "116985"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412677618"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»"
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostizanimatielnaiamatiematika"
    ["file_id"] => string(6) "271201"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451401380"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Рабочая программа внеурочной деятельности по  информатике "Занимательная информатика" для 6 класса. ФГОС"
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-informatikie-zanimatiel-naia-informatika-dlia-6-klassa-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "275699"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452611079"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 -4 классах "Занимательная математика". ФГОС"
    ["seo_title"] => string(97) "rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_v_1_4_klassakh_zanimatiel_naia_matiematika_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "346335"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1475004396"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок «Занимательная математика»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_kruzhok_zanimatiel_naia_matiem"
    ["file_id"] => string(6) "359823"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1479389712"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства