Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по математике»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ
«ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА»
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по математике «За страницами учебника » для учащихся 6 классов создана на основе ФГОС основного общего образования. Актуальность данного курса определяется тем, что учащиеся расширяют представления о математике, об исторических корнях математических понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.
Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.
Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности.
Работа с обучающимися во внеурочное время направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Цели кружка:
расширение и углубление знаний учащихся по математике,
привитие интереса учащихся к математике,
развитие математического кругозора, логического мышления, исследовательских умений учащихся,
воспитание настойчивости, инициативы,
развитие наблюдательности, умения нестандартно мыслить.
Задачи кружка:
формирование навыков использования соответствующего математического аппарата при решении задач,
расширение представлений учащихся об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности,
расширение понимания значимости математики для общественного прогресса.
Формируемые УУД
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Содержание материала
Вводное занятие. Дидактические игры и занимательные задачи.
Устный счет. Свойства чисел. Некоторые приемы быстрого счета: умножение на 25, 75, 11, 111, 50, 125. Числовые ребусы. Головоломки. Задачи-шутки. Отгадывание чисел.Задачи на размещение и разрезание.Задачи со спичками. Четность, делимость чисел. Логические задачи. Переливание, взвешивание. Задачи на части и отношения. Задачи на проценты. Круги Эйлера. Принцип Дирихле. Задачи, решаемые с помощью графов. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Кратчайшие расстояния. Геометрические игры. Комбинаторные задачи.
Тематическое планирование
№ занятия
Содержание материала
Форма занятия
1
Вводное занятие.
Математический кроссворд
2 – 3
Устный счет. Свойства чисел.
Устный счет
4 – 5
Числовые ребусы. Головоломки.
Игра – соревнование
6 – 7
Задачи-шутки. Отгадывание чисел.
Математический театр
8 – 9
Задачи на размещение и разрезание.
Практическое занятие
10 – 11
Задачи со спичками.
Практическое занятие
12 – 13
Четность, делимость чисел.
Работа в группах
14 – 15
Логические задачи.
Инсценировки
16 – 17
Переливание, взвешивание.
Практическое занятие
18 – 20
Задачи на части и отношения.
Математический бой
21 – 22
Методы решения творческих задач
«Мозговой штурм»
23 – 24
Круги Эйлера.
Работа в парах
25 – 26
Принцип Дирихле.
Круглый стол
27
Старинные задачи
Игра «Что? Где? Когда?»
28 – 29
Его сиятельство «Граф».
Урок - конкурс
30 – 31
Геометрия вокруг нас.
Проекты
32 – 33
Проценты в современной жизни
Деловая игра
34
Заключительное занятие.
Математическая олимпиада
Ожидаемые результаты
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни);
развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся;
освоение учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления: анализ, сравнение, обобщение, систематизация, в результате решения ими соответствующих задач и упражнений, дополняющих основной курс;
повышение уровня математического развития учащихся в результате углубления их знаний по основному курсу;
формирование интереса учащихся к математике в ходе получения ими дополнительной информации;
приобретение школьниками навыков самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
приобретение опыта научного исследования, проявления самостоятельной творческой активности.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностного отношения к математической культуре, знаниям, миру, людям, своему внутреннему миру;
приобретение опыта участия во внешкольных акциях познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны); предметных неделях, праздниках, конкурсах;
приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
школьник может приобрести опыт самостоятельного проведения викторин, конкурсов, праздников.
Материально-техническое обеспечение
компьютер;
проектор;
экран;
интерактивная доска
Литература
И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин, Математика. Задачи на смекалку.
5-6 кл. М.: Просвещение, 2010.
И Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева. Наглядная геометрия 5-6 кл
М.: Дрофа, 2010.
Учебники Математика 5,6 кл под редакцией Г. В. Дорофеева,
разделы «Для тех, кому интересно».
Н.Лэгдон, Ч. Снэйп. С математикой в путь
М.: Педагогика, 2009.
А.В.Фарков «Математические олимпиады» 5-6 классы М.: Экзамен, 2009.
Т.Б. Анфимова Математика. Внеурочные занятия. 5 – 6 классы