Внеурочная деятельность для классов СКК "Математика вокруг нас".
Внеурочная деятельность для классов СКК "Математика вокруг нас".
Программа внеурочной деятельности
«Математика вокруг нас»
Пояснительная записка
Нормативно- правовая база:
1.Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл.: в 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова.- М.: Академкнига/ Учебник,2011.
2.Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г.№ 03-296)
3.Программа для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы/Под ред. С. Г. Шевченко.-М.: Школьная Пресса, 2004.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность для классов СКК "Математика вокруг нас". »
Программа внеурочной деятельности
«Математика вокруг нас»
Пояснительная записка
Нормативно- правовая база:
Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл.: в 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова.- М.: Академкнига/ Учебник,2011.
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г.№ 03-296)
Программа для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы/Под ред. С. Г. Шевченко.-М.: Школьная Пресса, 2004.
Актуальностьпрограммы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Практическая значимость. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Связь с существующими по данному направлению программами. Данный курс связан с уроками окружающего мира, литературного чтения и истории. Он учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации, что способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Направленность программы «Математика вокруг нас» является программой научно- познавательной направленности.
Цель предлагаемой программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области математики, геометрии, информатики, а также в повышении уровня знаний учащихся,развивать математический образ мышления.
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:
развитие личности ученика, его творческого потенциала;
развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.
Коррекционно-развивающие цели.
Развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление на основе операций анализа синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования.
вырабатывать гипотезы;
делать выводы;
выстраивать словесно-логические умозаключения;
структурировать материал;
систематизировать понятия от более общего к более частному
доказывать и защищать свои идеи и т. д.
запоминать материал, используя прием создания внешних опор - «ассоциация»
запоминать материал, используя прием создания смысловых опор - «классификация» (или: «опорные пункты», «достраивание материала», «аналогия», «структурирование» и др.)
развивать основные мыслительные операции, формировать и развивать обобщенные представления о свойствах чисел, расширять представления об окружающем мире, развивать навыки самостоятельного анализа.
развивать зрительное восприятие,
уметь предварительно планировать свою деятельность при выполнении задания;
подчинять свои действия заданной системе требований, уметь работать по алгоритму,
устанавливать логические связи между явлениями.
проводить коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях.
Принципы программы:
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Отличительные особенности программы
Преподавание курса «Математика вокруг нас» включает проведение заседаний научных клубов младших школьников, диспутов. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и умные взрослые: учителя-предметники, родители школьников.
Особенностипрограммы в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Участники программы: дети от 6 до 11 лет, их родители, учитель.
Форма организации: внеурочная деятельность.
Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.
Формы и режим занятий:ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Программа кружка рассчитана на 5 лет. Занятия:
Подготовительный класс-2 раза в неделю (66 занятий). Продолжительность каждого занятия не должна превышать 35 – 40 минут.
1 класс-2 раза в неделю (66 занятий). Продолжительность каждого занятия не должна превышать 40-45 минут.
2 класс -2 раза в неделю (70 занятий). Продолжительность каждого занятия не должна превышать 40-45 минут.
3 класс-2 раза в неделю (70 занятий). Продолжительность каждого занятия не должна превышать 40-45 минут.
4 класс-2 раза в неделю (70 занятий). Продолжительность каждого занятия не должна превышать 40-45 минут.
Основные требования к программе кружка:
связь содержания программы кружка с изучением программного материала;
использование занимательности;
решение нестандартных, олимпиадных задач;
учет желаний учащихся;
наличие необходимой литературы у учителя.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся: - решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов; - участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; - знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; - проектная деятельность - самостоятельная работа; - работа в парах, в группах; - творческие работы. Ценностными ориентирами содержания данного являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Математика вокруг нас»
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
Универсальные учебные действия:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
Ожидаемые результаты:
Первый уровень – приобретение школьниками знаний о занимательных формах и возможности использования предметных знаний в организации досуга.
Второй уровень – получение школьником опыта группового решения занимательных задач.
Третий уровень - получение школьником опыта самостоятельного составления занимательных задач и презентация их в разновозрастном коллективе.
Прогнозируемые результаты освоения программы:
Освоение курса «Математика вокруг нас» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов обучающихся :
1) формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
2) формирование уважительного отношения к мнению других;
3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Изучение курса «Математика вокруг нас» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) формирование умения планировать учебную деятельность;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
При изучении курса «Математика вокруг нас» достигаются следующие предметные результаты:
17 Занимательные вопросы. Отгадывание математических загадок и решение задач в игровой форме.
18 Математика в сказке. Путешествие по сказкам «Три поросенка», «Волк и семеро козлят
19 Геометрия для малышей. Знакомство с геометрией. История геометрии в доступной форме.
20 Волшебные фигурки. Знакомство с простыми геометрическими фигурами.
21 Волшебные квадраты. Знакомство с квадратом, рассмотрение особенностей строения.
22 Волшебный треугольник. Знакомство с треугольником.
23 Волшебный круг. Знакомство с кругом.
24 Игры со спичками. Составление из спичек различных фигур, решение конструкторских задач (напомнить правила ТБ)
25 Группировка по цвету, форме, размеру. Группировка геометрических фигур по различным признакам
26 Оригами. Складывание простых фигурок из бумаги. Решение геометрических задач, изготовление фигур, аппликация из геометрических фигур.
27 Игры и забавы. Решение и составление шарад
28 Математическая сказка «Теремок»
29 Математика в стихах. Чтение стихов с математическим содержанием
30 Математика в рисунках. Рисунки на математическую тему, составление задач и решен
31 Математика в играх. Математические считалки, скороговорки
32 Математическое путешествие по сказкам
33 Путешествие по точкам. Задачи, требующие нестандартного решения, решение головоломок. Деревянные головоломки.
34 Волшебная линейка. Знакомство с линейкой, правила работы с линейкой
35 Игры с кубиками Задания наразвитие в игровой форме логики и смекалки, а также пространственного воображения и конструкторских навыков, практического понимания и логического мышления
36 Что узнали нового? Повторение пройденного
37 Ориентирование во времени: сутки, неделя, месяц, год. Знакомство с временными понятиями
38 Игра в магазин. Монеты. Задачи на активизацию познавательной деятельности, самостоятельности, инициативности.
39 В часы досуга. Задачи на сравнения. Совершенствование вычислительных навыков; закрепление умения решать задачи на сравнение; развитие мышления и внимания,решение задач.
40 Конкурс веселых и смекалистых. Загадки, ребусы, задачи на сообразительность.
41 Математика на асфальте. Занятие на улице. Дети чертят на асфальте геометрические фигуры, пишут цифры.
Второй год обучения
1 класс
Тематическое планирование
№ п.п.
Название разделов и темы занятий.
Кол-во часов.
Раздел 1 "Общие понятия".
1.
Игра-путешествие в страну Математики
1 час
2.
Нескучная математика
1 час
3.
Математика в играх
1 час
4
Веселый счет
1
5
Загадки-смекалки.
1
6
Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
1
7
Классификация предметов по различным признакам
2
8
Учимся отгадывать ребусы
1 часа.
9
Математические фокусы
1 час
Раздел 2 "Элементы истории математики".
1.
Что дала математика людям? Зачем её изучать?
1 час.
2.
Немного истории. Наука нумерология
1 час.
3.
Римские цифры. Как читать римские цифры? Головоломки со спичками.
2 часа
4.
Из истории цифр. "Таинственные знаки" ".
1 час.
5.
Практикум «Подумай и реши»
2 часа
6.
История вычислительной техники. Первый компьютер.
1 час.
7
Старинные меры измерения. Длина
1
8
Путешествие в сказку «Дюймовочка»
1
9
Ученые математики
2
Раздел 3 " Числа и операции над ними".
1.
Числа и цифры от 1 до 4. Магия чисел.
1 час.
2.
Числа и цифры от 5, 6, 7. Магия чисел..
1 час.
3
Числа 8, 9. Магия чисел
1 час
4
Счет. Сравнение
2 часа
5.
Решаем примеры с увлечением. Число 10
1 час.
6.
Счет десятками и единицами.
2 час.
7
«Кто где живет?» Математическая беседа, работа с таблицей
2 часа
8.
Сложение и вычитание в пределах 10
2 час.
9.
Загадки-смекалки
1 час.
10
Решение логических задач
2 часа
Раздел 4 " Занимательность".
1.
Математические игры.
2 часа.
2.
Час веселой математики.
2 часа.
3.
Путешествие в сказку «Колобок»
1 час.
4.
Решение задач на разностное сравнение
1 час
5.
Клуб веселых математиков (КВМ).
1 час.
6
Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках
1 час
7
Интеллектуальный марафон.
1 час.
8
Единицы измерения времени. Час. Минута
2
9
Определение времени по часам
1
10
Урок - праздник.
1 час.
Раздел 5 " Геометрические фигуры и величины".
1.
Как зарождалась геометрия
2час.
2
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок
2 часа
3
Путешествие по точкам
1 час
4
Отрезок и его части. Сравнение отрезков. Единицы длины.
2час.
5
Волшебный круг
1 час.
6
Волшебный прямоугольник. Квадрат
2 часа
7
Волшебный треугольник
1 час
8
Геометрические фигуры
2 часа
9
Классификация предметов по различным признакам
2 часа
10
Практическая работа "Бумага. Ножницы. Линейка". "Разрезные фигуры
1 час.
11
Оригами. Разрезание и складывание фигурок
1 час
12
Математика вокруг нас. Форма. Размер. Цвет
2 часа.
13
Геометрический КВН. Повторение изученного в первом классе.
2 часа
Содержание:
Раздел 1 "Общие понятия".
1. Путешествие в страну Математики. Понятия "много", "один","право", "лево", "раньше", "позже", "потом", "после этого". Задачи - шутки, задачи - загадки.
2. Нескучная математика. Шутки, загадки, головоломки. Математически фокусы. Игры, развивающие чувство времени и глазомер. "Латинские квадраты". Задачи на переливание.
3. Математика в играх. Игры: "Какое число задумано?" "
4. Веселый счет. Устный счет в пределах 20
5. Загадки-смекалки. Угадывание загадок и решение примеров, развивающих внимание, память, логику
6. Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
7. Классификация предметов по различным признакам
8. Учимся отгадывать ребусы
9. Математические фокусы
Раздел 2 "Элементы истории математики".
1. Что дала математика людям? Зачем её изучать? Когда она родилась и что явилось причиной её возникновения.
2. Немного истории. Наука нумерология
3. Римские цифры. Как читать римские цифры? Головоломки со спичками. Житейские истории, оригинальные задачи. Кроссворды.
4. Из истории цифр. "Таинственные знаки" математика Древнего Востока. Древний Египет. Ранние математические тексты. Игра "Математика почти без вычислений".
5. Практикум «Подумай и реши»
6. История вычислительной техники. Первый компьютер.
7. Старинные меры измерения. Длина.
8. Путешествие в сказку «Дюймовочка»
9. Ученые математики.
Раздел 3 " Числа и операции над ними".
1. Числа и цифры от 1 до 4. Магия чисел. Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. Пословицы, крылатые слова. Игра "Думай, считай, отгадывай". Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности.
2. Числа и цифры от 5, 6, 7. Магия чисел. Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. Пословицы, крылатые слова. Игра "Думай, считай, отгадывай". Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности. "Великолепная семерка".
3. Числа 8, 9. Магия чисел
4. Счет. Сравнение. Задания наповторение названия чисел, их порядок, развитие умения соотносить цифру и число предметов; называть числа в прямом и обратном порядке
5. Решаем примеры с увлечением. Число 10: состав Задачи - шутки, задачи загадки, затруднительные ситуации. Изготовление наглядного пособия по математике
6. Счет десятками и единицами. Задачи - шутки, задачи загадки, затруднительные ситуации. Изготовление наглядного пособия по математике
7. «Кто где живет?» Математическая беседа, работа с таблицей
8. Сложение и вычитание в пределах 10. Игра - путешествие.
9. Загадки-смекалки. Решение логических задач
.Решаем примеры с увлечением. Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10..
4. Счет десятками и единицами. Числа простые и составные. О бесконечности ряда натуральных чисел. Числа из спичек. Равенство из спичек. Игры со спичками.
5. Сложение и вычитание двузначных чисел (без перехода через десяток).
6. Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через десяток). Настольные игры "Переставь шашки", "Интересная расстановка".
Раздел 4 " Занимательность".
1. Математические игры.
2. Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик". Волшебное число 0. кто придумал 0? Задачи на сообразительность
3. Путешествие в сказку «Колобок».
4. Решение задач на разностное сравнение. Решение задач на разностное сравнение. Задачи повышенной сложности. Ребусы, кроссворды.
5. Клуб веселых математиков (КВМ). Игры с числами и предметами. Повторение названия чисел, их порядок, развитие умения соотносить цифру и число предметов; умение называть числа в прямом и обратном порядке;
6. Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках
7. Интеллектуальный марафон. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик". Волшебное число 0. кто придумал 0? Задачи на сообразительность.
8. Единицы измерения времени. Час. Минута. Знакомство. Измерение времени, угадывание и определение времени на макете часов
9. Определение времени по часам. Измерение времени, угадывание и определение времени на макете часов
10. Урок-праздник. Математические игры: "Затейные задачи". Затруднительные положения". "Уменье везде найдет примененье". Примеры с "зашифрованным словом". "Магические квадраты". Примеры с "дырками". Ребусы. Задачи повышенной сложности.
3. Путешествие по точкам. Знакомство с Веселой Точкой. Цвета радуги. Их очередность
4. Отрезок и его части. Сравнение отрезков. Единицы длины. Прямая линия. Луч. Отрезок. Имя отрезка
5. Волшебный круг. Круг. Почему он волшебный? Какие у него особенности?
6. Волшебный прямоугольник. Квадрат
7. Волшебный треугольник
8. Геометрические фигуры. Разные фигуры из одних и тех же частей. Загадки о геометрических фигурах. Из истории "О названиях геометрических фигур
9. Классификация предметов по различным признакам. Сравнение фигур
10. Практическая работа "Бумага. Ножницы. Линейка". Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.
11. Оригами. Разрезание и складывание фигурок.
12. Математика вокруг нас. Форма. Размер. Цвет.
13. Геометрический КВН. Повторение изученного в первом классе. Игра "Танграмм"
Третий год обучения
2 класс
Учебно-тематическое планирование
№
Темы
Количество часов
Всего
Раздел 1 "Общие понятия".
1.
Вводное занятие
2
2
Занимательная математика
2
3
Многоцветие русской головоломки. Шарады. Задачи -пародии.
2
4
Логические задачи
2
Раздел 2 "Элементы истории математики".
1
Как ценили математику наши предки. Задачи из старинных
рукописей. Работа со спичками. Головоломки.
2
2
Пифагор и его школа. "Наука о числах". Задачи - шутки, задачи с двойками. Курьезное и серьезное в числах.
2
3
Как люди научились считать
2
4
Старинные системы записи чисел. Упражнения, игра, задачи. Иероглифическая система древних египтян. Головоломки с домино. Ребусы. Шарады.
5
Цифры-великаны. Как они образуются?
2
6
Интересное рядом
1
Раздел 3 " Числа и операции над ними".
1
Игры с числами и предметами
2
2
Интересные приемы устного счета
2
3
Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки
2
4
Математическая карусель
5
Числа от 1 до 20. Счет
2
6
Задания для любознательных
2
7
Числа от 1 до 100. Счет десятками
3
8
Сложение и вычитание в пределах 100
3
9
Проверка сложения вычитанием
2
10
Интеллектуальный марафон
1
Раздел 4 "Занимательность".
1
Математическая викторина "Гость в волшебной панаме". Игра на развитие внимания, "Сотни фигур из семи частей".
1
5
Путешествие в сказку «О потерянном времени»
1
6
Симметрия на клетчатой бумаге
1
7
Симметрия в природе
1
8
Построение симметричных фигур
1
Раздел 5 "Геометрические фигуры и величины".
1
Путешествие в Фигурляндию
2
2
Замкнутые и незамкнутые кривые линии.
1
3
Ломаная линия. Длина ломаной.
1
4
Проект «Создание узоров»
2
5
Отрезок и его части. Сравнение отрезков. Единицы длины. Игра "Запутанные маршруты". Решение зада на развитие пространственных представлений. Настольные игры - соревнования.
1
6.
Старинные меры длины
1
7.
Метр. Соотношение между единицами длины.
2
8.
Дециметр
3
9.
Сантиметр
1
10.
Мы сегодня все измерим
2
11.
Окружность и круг.
1
12.
Окружность. Циркуль-помощник.
2
13.
Угол. Вершина угла, его стороны.
1
14.
Прямой угол.
2
15.
Угол. Вершина угла, его стороны.
1
16.
Четырехугольник. Прямоугольник. Квадрат
1
17.
Свойства прямоугольника
2
18.
Мы дружим с математикой
1
19.
Повторение пройденного
2
Итого:
Содержание программы:
Раздел 1 "Общие понятия".
1 Вводное занятие. Повторение пройденного в 1 классе. Математика-наука, задачи, решаемые математикой, инструктаж по ТБ. Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 10, 20). Загадки. Устный счет, сравнение чисел.
2 Занимательная математика. Игры, загадки, сложение, вычитание чисел
3 Многоцветие русской головоломки. Шарады. Задачи -пародии.
4 Логические задачи
Раздел 2 "Элементы истории математики".
1 Как ценили математику наши предки. Задачи из старинных
рукописей. Работа со спичками. Головоломки.
2 Пифагор и его школа. "Наука о числах". Задачи - шутки, задачи с двойками. Курьезное и серьезное в числах.
3 Как люди научились считать
4 Старинные системы записи чисел. Упражнения, игра, задачи. Иероглифическая система древних египтян. Головоломки с домино. Ребусы. Шарады.
5 Цифры-великаны. Как они образуются?
6 Интересное рядом
Раздел 3 " Числа и операции над ними".
1 Игры с числами и предметами. Задачи наразвитие логического мышления и сообразительности; развитие усидчивости, терпения, желания и умения решать поставленную задачу. Задачи, требующие нестандартного решения, решение головоломок.
1 Математическая викторина "Гость в волшебной панаме". Игра на развитие внимания, "Сотни фигур из семи частей".
2 В часы досуга. Отгадывание загадок, нахождение аналогии.
3 Игра "Что? Где? Когда?" сложение и вычитание решение задач, веселый счет, математические лабиринты, ребусы, кроссворды
4 Определение времени по часам. Возникновение мер времени. Сутки – первая естественная единица измерения времени. Стихотворения о геометрических фигурах. Занимательные задачи. Игра « Какой цифры не стало».
5 Путешествие в сказку «О потерянном времени»
6 Симметрия на клетчатой бумаге
7 Симметрия в природе
8 Построение симметричных фигур. Построение симметричных фигур с помощью линейки и угольника
Раздел 5 "Геометрические фигуры и величины".
1 Путешествие в Фигурляндию
2 Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Знакомство с понятием «кривая линия», «замкнутая и незамкнутая линия». Изображение кривой линии на плоскости при помощи вычерчивания, конструирования из ниток, пластилина.
3 Ломаная линия. Длина ломаной. Ломаная линия. Длина ломаной. Понятие «ломаная линия», признаки ломаной. Звенья и вершины ломаной. Поиск ломаной линии в окружающих предметах, геометрических фигурах. Построение ломаной линии и нахождение ее длины.
4 Проект «Создание узоров» Примеры по закономерности в узорах, исследование «Узоры в культуре нашего края», узоры в одежде, узоры в архитектуре, узоры на оружии, узоры на посуде, узоры в оформлении книг
5 Отрезок и его части. Сравнение отрезков. Единицы длины. Игра "Запутанные маршруты". Решение зада на развитие пространственных представлений. Настольные игры - соревнования.
6. Старинные меры длины
7. Метр. Соотношение между единицами длины. Метр. Соотношение между единицами длины. Знакомство с новой единицей длины – метр. Измерение длины в метрах. Практическая работа «Мой класс»
8. Дециметр
9. Сантиметр
10. Мы сегодня все измерим
11. Окружность и круг. Знакомство с новыми понятиями: «окружность», «круг». Признаки круга. Место положения окружности по отношению к кругу.
12. Окружность. Циркуль-помощник. Центр окружности. Радиус. Диаметр. Работа с циркулем. Вычерчивание фигур и узоров с помощью циркуля. Моделирование из бумаги (кругов) подвесные шары (оригами).
13. Угол. Вершина угла, его стороны.
14. Прямой угол. Прямой угол. Знакомство с прямым углом. Обозначение угла буквами. Свободное моделирование всех типов углов.
15. Угол. Вершина угла, его стороны. Понятие «угол». Построение углов на бумаге и сгибанием листа. Сравнение углов наложением друг на друга. Вершина угла. Стороны.
16. Четырехугольник. Прямоугольник. Квадрат. Уточнение количества вершин, сторон, углов четырехугольника. Классификация углов внутри четырехугольника. Прямоугольник. Квадрат. Построение прямоугольника и квадрата на линованной и нелинованной бумаге, из пластилина и проволоки.
17. Свойства прямоугольника Свойства сторон, углов и диагоналей прямоугольника. Периметр прямоугольника и квадрата.
18. Мы дружим с математикой
19. Повторение пройденного
Четвертый год обучения
3 класс
Учебно-тематическое планирование
№ п.п.
Название разделов и темы занятий.
Кол-во часов.
Раздел 1 "Общие понятия".
1.
Четыре действия: умножение и деление, сложение и вычитание.
2 часа.
2.
Решаем уравнения с увлечением.
2 часа
3
Из истории цифры 7
2 часа
4
Открытие нуля
1 час
Раздел 2 "Элементы истории математики".
1.
Из истории: "Юные математики
3 часа.
2.
Как ценили математику наши предки
1 час.
3
Возникновение денег
1 час
3
Денежная система в Древней Руси
1 час
5
Пифагор и его школа. "Наука о числах".
2 часа
6
Из истории "Про умножение". Хорошо ли мы множим? Русский способ умножения. Из страны- пирамид.
2 часа
7
Про деление. X век математик Герберт. Способы деления монаха математика Герберта. Упражнения, задачи, задания.
2 часа
8
Монеты и купюры. Исторические сведения о возникновении денег, их названия. Головоломки с монетами
1 час.
9
Математические софизмы и парадоксы.
1 час.
10
Информация вокруг нас. Виды информации, действия с информацией.
3 часа.
Раздел 3 " Числа и операции над ними".
1.
Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Примеры "с зашифрованным словом". Задания с "историческими датами".
3 часа
2.
Свойства сложения.
3 часа
3.
Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. Задачи повышенной сложности.
2 часа
Занимательные примеры и задачи
1 час
4.
Решение примеров на все случаи умножения и деления.
2 часа
5.
Внетабличное умножение и деление. Интересные закономерности в умножении и делении. Признаки делимости на 2,3,4,5,6,8,9.
3 часа
Раздел 4 "Занимательность".
1.
Математическая викторина "Гость в волшебной панаме". Игра на развитие внимания, "Сотни фигур из семи частей".
1 час
2.
В мире математических задач..
2 часа
3.
Делится или не делится. Признаки делимости
2 часа
4.
Решение задач комбинаторного характера. Оригинальные задачи. Старинные задачи. Задачи повышенной сложности.
2 часа
5.
Игра "Что? Где? Когда?"
1 час
6.
Интеллектуальный марафон.
1 час
7
Проектная деятельность «Газета любознательных»
3
8
Математика и космос
2
9
Математика и здоровье человека
1
10
Веселый КВМ
1час
Раздел 5 "Геометрические фигуры и величины".
1.
Сети линий. Пути.
2 часа
2.
Построение равнобедренного и равностороннего треугольников (при помощи перпендикуляра). Периметр треугольника. Многоугольник. Периметр многоугольника.
1. Четыре действия: умножение и деление, сложение и вычитание. Вычислительные приборы. Абак. Русские счеты.. Изготовление наглядного математического материала.
2. Решаем уравнения с увлечением. Решение задач через составление уравнения.
3. Из истории цифры 7
О числе и цифре 7. Пословицы и поговорки. Почему в неделе 7 дней. Стихотворения. Занимательные задачи. Игра «Молчанка».
4. Открытие нуля
История открытия нуля. Стихотворение о нуле. Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».
Раздел 2 "Элементы истории математики".
1 Из истории: "Юные математики", Блэз Паскаль, Карл Гаусс, Алексис Клеро, Бертран, Гамильтон, Иван Петров, Софья Ковалевская и т.д.
2. Как ценили математику наши предки. Задачи из старинных
рукописей. Работа со спичками. Головоломки.
3. Возникновение денег. Возникновение денег, как и откуда произошли их названия. Занимательные задачи. Стихи. Игра « Математическая мозаика».
3. Денежная система в Древней Руси. Появление названий рубль и копейка. Старинная русская денежная система. Задачи-шутки, кроссворды. Игра «Магазин».
3 Пифагор и его школа. "Наука о числах". Задачи - шутки, задачи с двойками. Курьезное и серьезное в числах.
4 Из истории "Про умножение". Хорошо ли мы множим? Русский способ умножения. Из страны- пирамид.
5 Про деление. X век математик Герберт. Способы деления монаха математика Герберта. Упражнения, задачи, задания. .
6 Монеты и купюры. Исторические сведения о возникновении денег, их названия. Головоломки с монетами. Задачи "Денежные расчеты".
7 Математические софизмы и парадоксы.
8 Информация вокруг нас. Виды информации, действия с информацией. Отработка навыков управление компьютера с помощью мышки.
Раздел 3 " Числа и операции над ними".
1. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Примеры "с зашифрованным словом". Задания с "историческими датами".
2. Свойства сложения. Игры: "Возраст друга", "Головоломки с неповторяющимися цифрами", "Математический кроссворд для отличников".
3. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. Задачи повышенной сложности,. что это за задачи, работа с такими задачами. Лабиринты, пазлы, задачи на мышление, задачи на быстроту реакции.
4. Решение примеров на все случаи умножения и деления. Игры "Лабиринт", "Делится или нет", "Сколько получилось", "Угадывание чисел", "Решение нестандартных задач".
5. Внетабличное умножение и деление. Интересные закономерности в умножении и делении. Признаки делимости на 2,3,4,5,6,8,9. разные головоломки.
Раздел 4 "Занимательность".
1. Математическая викторина "Гость в волшебной панаме". Игра на развитие внимания, "Сотни фигур из семи частей".
2. В мире математических задач. Задачи в стихах. Задачи повышенной сложности.
3. Делится или не делится. Признаки делимости
Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9. Задачи на смекалку. Стихотворения. «Занимательные квадраты», « Лабиринты».
4. Решение задач комбинаторного характера. Оригинальные задачи. Старинные задачи. Задачи повышенной сложности.
5. Игра "Что? Где? Когда?" занимательные упражнения, хитрые вопросы
6. Интеллектуальный марафон. Повторять названия чисел, их порядок, развивать умение соотносить цифру и число предметов; называть числа в прямом и обратном порядке;
7. Проектная деятельность «Интеллектуальный марафон»
8. Покорение космоса и математика. Освоение космического пространства человечеством. Роль математики в этом процессе. Задачи, связанные с историей освоения космоса. Стихотворения о космосе. Игра «Полёт на Марс».
9. Математика и здоровье человека
Основы здорового образа жизни и математика. Занимательные задачи, связанные с валеологией. Игра «Расшифруй слово». Стихотворения о пользе здорового образа жизни
Раздел 5 "Геометрические фигуры и величины".
1. Сети линий. Пути. Игры: "Построения на местности", "Не будь тороплив, а будь терпелив".
2. Построение равнобедренного и равностороннего треугольников (при помощи перпендикуляра). Периметр треугольника. Многоугольник. Периметр многоугольника. Моделирование геометрических фигур из бумаги.
3. Построение симметричных фигур. Построение симметричных фигур с помощью угольника, линейки и циркуля.
Построения симметричных отрезков, фигур с помощью чертежных инструментов на клетчатой и нелинованной бумаге.
5 Окружность и круг. Циркуль. Вычерчивание узоров из окружности. Деление окружности на 4,6 равных частей.
6 Геометрия – значит « земледелие»
История возникновения геометрии как науки. Конкурс рисунка и аппликации «Геометрия вокруг нас». Стихотворения о геометрических фигурах. Игра «Из каких геометрических фигур состоит рисунок».
Виды многоугольников. Треугольник, квадрат и шестиугольник могут полностью замостить плоскость без пробелов и перекрытий. Вычерчивание паркетов, раскрашивание их. Стихотворения о геометрических фигурах.
8 Урок - путешествие по геометрии. Закрепление изученного.
9 Повторение пройденного.
Пятый год обучения
4 класс
Тематический план
№ п.п.
Название разделов и темы занятий.
Кол-во часов
Раздел 1 "Общие понятия".
1.
Ох, уж эти неравенства! В мире математических задач.
2 часа.
Раздел 2 "Элементы истории математики".
1 час.
1.
Архимед - самый гениальный ученый древней Греции. Старинные задачи.
1 час.
2.
Как ценили математику наши предки.
1 час.
3.
Из истории дробей. Пропорции. Старинные задачи.
4.
Алгоритмы и исполнители. "Что такое алгоритм". "Исполнители алгоритмов". "Способы записи алгоритмов".
1 час.
5.
Виды алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлением. Алгоритмы с повторениями.
1 час.
Раздел 3 " Числа и операции над ними".
3 часа.
1.
Сложение и вычитание многозначных чисел.
2.
Умножение и деление круглых чисел. Решение нестандартных задач.
2 часа.
3.
Деление многозначного числа на однозначное и случаи, сводящиеся к нему. Признаки делимости.
1 час.
.4
Оценка суммы, разности, произведения и частного.
2 часа.
5.
Умножение на двузначное число.
2 часа.
6.
Умножение на трехзначное число.
2 часа.
7.
Деление на двузначное число.
2 часа.
8.
Дроби. Сравнение дробей. Час веселой математики.
2
9.
Деление и дроби.
1
10.
Сложение и вычитание дробей..
2
11.
Задачи на части (проценты).
2
12.
Сложение и вычитание смешанных чисел. Рациональные вычисления со смешанными числами.
2
13.
Задачи на движения.
1
14.
Задачи на расстояние
1
15.
Графики движения.
2
Раздел 4 " Занимательность".
1.
В мире математических задач.
2 часа.
2.
В мире математических задач.
1 час.
3.
Многоцветие русской головоломки. Шарады. Задачи -пародии
2
4.
Фокусы без обмана.
1
5.
Математический час
1 час.
6.
Решение задач на сообразительность.
2 часа.
7.
Галерея числовых диковинок.
1
8.
Кросс - суммы и "магические квадраты". Как самому составить "магический квадрат".
2
9.
Числовые великаны. Числовые лилипуты.
2
10.
Комбинации и расположения.
2
11.
Клуб веселых математиков (КВМ).
1 час.
12.
Математический Брейн-ринг.
1
13.
Интеллектуально-познавательная математическая игра "Хочу все знать".
1 час
Раздел 5 " Геометрические фигуры и величины".
1.
Метрическая система мер. Временная метрическая система: "мирна", "кило", "гекто", "дека", "деци", "санти", "милли". Архивный метр.
Раздел 1 "Общие понятия". Математика-наука, задачи, решаемые математикой,
инструктаж по ТБ.
1. Ох, уж эти неравенства! В мире математических задач. Примеры "с дырками".
Раздел 2 "Элементы истории математики".
1. Архимед - самый гениальный ученый древней Греции. Старинные задачи.
2. Как ценили математику наши предки.Старинные системы записи чисел. Из истории чисел цифр. Как люди учились считать Игры: «Третий лишний», «Сядь первым», «Два мороза», «Восемь имён», «Семеро одного не ждут», «Две из трёх», «Четверо в комнате», «Тройной прыжок», «Наперегонки парами».
3. Из истории дробей. Пропорции. Старинные задачи. Решение задач, ребусов.
4. Алгоритмы и исполнители. "Что такое алгоритм". "Исполнители алгоритмов". "Способы записи алгоритмов".
5. Виды алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлением. Алгоритмы с повторениями.
Раздел 3 " Числа и операции над ними".
1. Сложение и вычитание многозначных чисел. Примеры "с дырками". Зашифрованные примеры. Задания с историческими датами.
2. Умножение и деление круглых чисел. Решение нестандартных задач.
3. Деление многозначного числа на однозначное и случаи, сводящиеся к нему. Признаки делимости. Примеры "с дырками". Курьез делимости. Задачи со сказочным сюжетом. Задачи повышенной сложности.
4 Оценка суммы, разности, произведения и частного. Решаем примеры с увлечением. Игры: "Восстанови знаки арифметических действий, скобки, цифры, так, чтобы неравенства были верны". Математика и шифры. Шифрование решеткой.
5. Умножение на двузначное число. Примеры "с дырками". Игра "Быстрый счет". Сказки и старинные истории.
9. Деление и дроби. Игра "Уменье везде найдет примененье". Изготовление наглядного математического материала.
10. Сложение и вычитание дробей. Игровые задания. Задачи повышенной сложности.
11. Задачи на части (проценты). Игра "найди эти числа".
12. Сложение и вычитание смешанных чисел. Рациональные вычисления со смешанными числами. Решаем примеры с увлечением. Игры: "Познавательные математические цепочки". Старинные задачи. Задачи повышенной сложности
13. Задачи на движения. Задачи повышенной сложности. Старинные задачи. Познавательные задачи.
14. Задачи на расстояние. Решение задач в занимательной форме на нахождение расстояние
15. Графики движения.
Раздел 4 " Занимательность".
1. В мире математических задач. Задачи: "Сколькими способами", "Некоторые приемы быстрого счета", "Числовые фокусы".
2. В мире математических задач. Оригинальные задачи. Познавательные задачи.
3. Многоцветие русской головоломки. Шарады. Задачи -пародии
4. Фокусы без обмана. Игры: "Угадать дату рождения", "Быстрый счет", "Сколько мне дней?", "Сколько мне минут?", "Сколько мне секунд?"
5. Математический час. Игры: "Семь раз примерь, один раз отрежь", "Красивое превращение", "Пять минут на размышление"
6. Решение задач на сообразительность. "Переправы и разъезды", "Переливание", "Взвешивание". Маленькие хитрости. Затруднительные ситуации. Решение логических задач.
3. Время. Меры времени. Аристотель - самые древние "часы" -Солнце. Откуда появились дни недели и месяцы. Как появился календарь. Первые механические часы. Первый календарь - камень. Равенство и неравенство. Занимательные математические задачи. Изготовление наглядного математического материала.
4. Задачи на разрезание и складывание фигур, приближенное вычисление их площадей.
5. Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации
6. Числовой луч. Координаты на луче. Сетки. Игра "Морской бой".Понятия «числовой луч», «единичный отрезок», «координата точки». Определение координаты точки. Нахождение точки с заданными координатами.
7. Новые единицы площади: "ар", "гектар". Геометрия на спичках.
Название объектов и средств материально- технического обеспечения
1
Библиотечный фонд
А.П Тонких Логические игры и задачи на уроках математики
Ярославль « Академия развития»
О.В.Узорова Олимпиадные работы по математике
Э.В. Гордеев«1200 задач и примеров по математике»
Златопольский Д. М. Занимательная информатика. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Бородин М. Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии».
Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся начальной школы.
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры».
2
Печатные пособия
школьные канцелярские принадлежности, набор цифр, набор геометрических фигур, предметные картинки, демонстрационный счётный материал, плакаты, фишки и т. д.
3
Технические средства обучения
Компьютер , проектор, экран
4
Экранно- звуковые пособия
Презентации , видиофрагменты (CD, DVD)
5
Игры и игрушки
ЛИТЕРАТУРА
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.
Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.
Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004.
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004