В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: готовность
и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых на уроках математики.
Ученик получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации и интереса к изучению математики; умение выбирать желаемый
уровень математических результатов; адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.
Метапредметные образовательные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
совместному с учителем целеполаганию, включая постановку новых целей,
преобразование практической задачи в познавательную;
анализировать условие задачи (для нового материала – на основе учета выделенных
учителем ориентиров действия);
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные
алгоритмы вычислений и построений;
применять приемы самоконтроля при решении математических задач;
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на
основе имеющихся шаблонов;
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально и в группе) план решения проблемы ( выполнения проекта).
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно ставить учебные задачи;
видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного
управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных
целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики,
понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на
математический и наоборот;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера; уметь убеждать;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Ученик получит возможность научиться:
брать на себя инициативу в решении поставленной задачи;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
взаимодействия с другими;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий;
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в
сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности под руководством
учителя (с помощью родителей);
осуществлять поиск в учебном тексте, дополнительных источниках ответов на
поставленные вопросы; выделять в нем смысловые фрагменты;
анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия;
моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить
логическую цепочку рассуждений;
формулировать простейшие свойства изучаемых математических объектов;
с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые
математические объекты;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную
информацию и оценивать ее достоверность;
использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих
целей;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
самостоятельно давать определение понятиям;
строить простейшие классификации на основе дихотомического деления (на основе
отрицания);
формировать представление о математической науке как сфере человеческой
деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации.
2.Содержание курса
1. Из истории математики.
Происхождение и развитие письменной нумерации. Арифметика Магницкого. Метрическая
система мер. Измерения в древности у разных народов. Старые русские меры. Происхождение
дробей. Дроби в Древней Греции, в Древнем Египте. Нумерация и дроби на Руси. Магницкий,
Пифагор - древнегреческий ученый ( VI в. до н. э.). Знакомьтесь, Архимед. Конкурс
«Математический эрудит».
Планируемые результаты изучения по теме
Обучающийся получит возможность:
- познакомиться со счётом у первобытных людей;
- иметь представление о письменной нумерации;
- владеть информацией о происхождении арифметики, письменной нумерации, цифры у
разных народов, об использовании букв и знаков в арифметике;
- познакомиться с великими математиками из народа, Арифметикой Магницкого; с
древнегреческими учёными Архимедом и Пифагором;
- иметь представление о метрической системе мер, об измерениях в древности у разных
народов, о происхождении дробей в Древней Греции, в Древнем Египте, о нумерации и дроби на
Руси;
- владеть информацией о старых русских мерах.
2. Числа и вычисления.
Восстановление цифр при сложении, вычитании, умножении. Решение задач на
отгадывание чисел. Загадки, связанные с натуральными числами. Математическая абака. Меньше
или больше. Комбинации в расположении. Магические квадраты. Математические софизмы. Игра
«Лесенка». Конкурс «Юный математик», Игра «Кубики». Игра «Не ошибись!», Игра «У кого какая
цифра». Выпуск газеты «Секреты математических фокусов». Математический вечер «Мир чисел».
Планируемые результаты изучения по теме
Обучающийся получит возможность:
- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их
записи;
- уметь восстанавливать пропущенные цифры при сложении, вычитании, умножении;
- понимать и применять смысл различных игр, фокусов с числами;
- уметь решать задачи на делимость чисел и отгадывание чисел;
- познакомиться с математическими софизмами.
3. Задачи.
Задачи на движение. Логические задачи. Задачи со спичками. Задачи на переливание.
Задачи конкурса «Кенгуру». Задачи на взвешивание. Графы в решении задач. Принцип Дирихле.
Задачи из книги Магницкого. Забава Магницкого. Конкурс занимательных задач в стихах.
Решение математических задач в музее Эйнштейна. Викторина «Математическая смесь». КВН
«Подумай и реши».
Планируемые результаты изучения по теме
Обучающийся получит возможность:
- уметь решать сложные задачи на движение;
- уметь решать логические задачи;
- знать и уметь применять алгоритм решения задач на переливание с использованием
сосудов, на перекладывание предметов, на взвешивание предметов;
- уметь применять графы и принцип Дирихле при решении задач;
- познакомиться с задачами из книги Магницкого;
- решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять практические
расчёты;
- решать занимательные задачи;
- анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, моделировать
условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков, графов; строить логическую цепочку