Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Цель проведения курса - сформировать у школьников компетентности в сфере познавательной деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки и таким образом сделать учащихся активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"»
МБОУ «Кыргыдайская СОШ имени Д.А. Гуляева»
Рассмотрено:
на заседании МО учителей нач.кл.
Руководитель МО:
Окоемова В.Г. ____________
«___»____________2023 г.
Согласовано:
на заседании методического
совета школы
Заместитель директора по УМР: .___________
«___» ____________ 2023 г.
Утверждаю:
Директор МБОУ «Кыргыдайская СОШ им. Д.А. Гуляева»:
Кучутов Н.Н. ____________
Приказ № _______
от «___»___________2023 г.
Рабочая программа курса внеучебной деятельности
Наименование курса «Умники и умницы»
Класс 4
Учитель Окоемова Василиса Гаврильевна
Срок реализации программы, учебный год 2023-2024 гг.
Количество часов по плану: всего час 35в год; в неделю час 1
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; учебного плана школы.
Внеучебную программу составила________________/Окоемова В.Г./
с. Кыргыдай, 2023
Статус документа
Учебный план школы составлен на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 02.03.2016 г. № 46-ФЗ);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изм. от 24.11.2015 №81);
Приказом Минобразования России от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изм. от 31.01.2012г);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изм. от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015 г.);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» (с изм. и доп. от 29.12.2014 г.);
Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изм. от 20.08.2008г., 30.08.2010г., 03.06.2011г., 11.02.2012г.);
Примерная основная образовательная программа для начального общего, основного общего, среднего общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2015 г. № 08-1221 «Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС основного общего образования»;
Устав МБОУ «Кыргыдайская средняя общеобразовательная школа им. Д.А. Гуляева»,утвержденный Постановлением главы МО «Вилюйский улус (район)» № 259 от 11.08.2015г.
Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании в Республике Саха (Якутия)», принят Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС (Я) 15.12.2014 1401-З №359-V;
Постановление Правительства РС (Я) от 30 июня 2005 года №373 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений РС (Я), реализующих программы общего образования»;
Федеральный государственный образовательный стандарт в якутской школе «Примерный учебный план для общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия) с обучением на языке саха» 2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 4-х классов и рассчитана на один год обучения. Учебный план по внеурочной деятельности предусматривает изучение курса « Умники и умницы» в 4-м классе в количестве 35 ч. в год 1 час в неделю.
Актуальность выбора курса;
Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объема информации обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программы различных учебных дисциплин.
Для того чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приемы мыслительной деятельности. Но нередко учитель слишком облегчает процесс их осуществления ученикам. Он сам ставит задачи урока (ученики запоминают), просит что-то вспомнить для понимания нового (ученики вспоминают), предлагает классу новую информацию (дети должны запомнить), выделяет главное (ученики запоминают). Опасность здесь в том, что сам ученик не обращается к познавательным действиям. Он не познает, а механически запоминает. Мыслительная деятельность, учебные умения не формируются, не обогащаются, не развиваются, поскольку деятельность учащихся направляется не на познание, а на запоминание. Это приводит к резкому расхождению между ростом объема подлежащей усвоению информации с переходом из класса в класс и уровнем сформированности умений, необходимых для переработки и усвоения знаний.
Перегрузка учащихся домашними заданиями вследствие того, что они не успевают должным образом усвоить учебный материал на уроках и поэтому вынуждены многое доучивать и дорабатывать дома, а дома не умеют рационально организовать выполнение домашнего задания, делает проблему формирования общеучебных умений и навыков особенно актуальной. Еще одна негативная сторона перегрузок - разочарование в учении, снижение мотивации учения, потеря уверенности в своих силах и способностях, и как следствие - снижение успеваемости.
Подготовить обучающихся к жизни в динамичном мире - значит вооружить их не только необходимыми знаниями, но и способами овладения ими. Однако умение учиться не возникает само собой, как следствие дополнительных педагогических требований; оно должно стать результатом серьезной работы не только педагогов, но и самих учащихся.
Цель проведения курса - сформировать у школьников компетентности в сфере познавательной деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки и таким образом сделать учащихся активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Программа включает следующие разделы: «Пояснительная записка», «Содержание обучения», «Характеристика структурных компонентов содержания образования», «Линия развития интеллектуальных способностей учащихся», «Тематическое планирование», «Литература».
Курс рассчитан на 35часа.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса)
Личностными результатами изучения курса «Умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» является формирование следующих умений:
- проявлять любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического хрктера
- быть внимательным, настойчивым, целеустремленным, уметь преодолевать трудности- качества весьма важные в практической деятельности любого человека.
- развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач.
Моделировать алгоритм решения задачи и использовать его в ходе самостоятельной работы
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбирать наиболее эффективный способ решения.
Давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, искомое и данное.
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя информацию, содержащуюся на рисунке или таблице, в тексте задачи, используя свой жизненный опыт.
Перерабатывать полученную информацию: моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Применять изученные способы учебной работы и разнообразные приемы для работы с головоломками
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего мнения.
Слушать и понимать речь других.
Включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать свое мнение и аргументировать его.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- анализировать расположение деталей в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей;
- определять место заданной детали в конструкции;
- выявлять закономерности и проводить аналогии;
-объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия
-объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии;
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
В процессе выполнения каждого задания курса происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления;
задания на развитие речи.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Задания, на развитие речи
Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. В процессе выполнения таких заданий, у учащихся происходит обогащение и активизация словаря, развиваются умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Так же предлагаются задания направленные на формирование умения давать несложные определения понятия.
- определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Содержание обучения
Развитие интеллектуальных умений (35 ч)
1. Развиваем логическое мышление (17 ч)
1.1 Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.
1.2 Понятие. Отношения между понятиями род-вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее - менее общее - частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий.
1.3 Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Практические занятия: Развивающие игры «Дерево понятий» «Исключи лишнее», «Еж», «Домино».
1.4 Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы.
2.1.Творчество. Методы решения творческих задач. Что такое творчество? Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества.
Практические занятия: «Из жизни великих людей». «Интеллектуальная разминка», «Диагностика творческих способностей»
2.2 Воображение. Способы развития воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ (дополнить рисунки). Ассоциации. Что такое воображение. Виды воображения. Приемы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками, и т.д.
2.3. Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур.
Практические занятия: «Танграм», «Создание пространственных фигур». Развивающие игры: «Изобретатель», «Что будет если ...»
Учебно-исследовательские: проводить наблюдения, измерения, анализировать и обобщать результаты наблюдения опыта.
Учебно-коммуникативные: владеть монологической и диалогической речью, описывать рисунки, модели, схемы составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать и отвечать на прямые вопросы.
Опыт осуществления способов деятельности.
Учебно-организационные: осознание учебной задачи, постановка целей, построение алгоритма деятельности, планирование деятельности на уроке и дома, организация рабочего места, рациональное размещение учебных средств, рациональное использование учебного времени.
Опыт творческой деятельности
Учебно-интеллектуальные: устанавливать связи и отношения, логически обосновывать суждения, оценивать событие, явление с различных точек зрения.
Учебно-организационные: находить закономерности.
Опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений
Учебно-организационные: владение способами самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки, соотнесение результатов своей деятельности с правилом, образцом, определение причин затруднений, преодоление затруднений.
Название группы
Общеучебные умения и навыки, входящие в группу
Учебно-информационные
- умения проводить измерения разными способами для решения учебных и практических задач;
- умение использовать готовые модели (глобус, карта, рисунок и др.) для изучения свойств и качеств предметов;
- адекватно воспринимать содержание и смысл устной речи; - умение ориентироваться в информационных потоках окружающе- го мира;
Учебно-коммуникативные
- адекватно воспринимать устную речь;
- пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов;
Учебно-организационные
- умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания;
- умение определять последовательность действий, называть в
последовательности действия для решения учебной задачи; - владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом; - определять причины возникших трудностей, выбирать пути пре- одоления ошибок;
Учебно-интеллектуальные
- умение выделять отдельные признаки предметов с помощью срав нения, высказывать суждения на основе сравнения; - владение способами объединения предметов по общему признаку; - определение общих свойств, признаков предметов (по результатам наблюдения, объяснений учителя, высказываний сверст ников), распределять объекты в группу по общему признаку; - формирование приемов мыслительной деятельности (анализ, син- тез, сравнение, классификация, обобщение).
Линия развития
интеллектуальных способностей учащихся
Интеллектуальные умения
Система упражнений
Развитие устной речи – умение описывать то, что обнаружено с помощью органов чувств
Вербальное описание наблюдаемых явлений, рисунков, чтение отрывков из художественных произведений, энциклопедий, справочника
Формирование умений – проводить сравнение и противопоставление (умение находить сходство и различие)
Дидактическая игра: «Завершение схем», нахождение сходства и различия в словах, понятиях (синонимы, антонимы, омонимы), явлениях, событиях
Формирование умений анализировать, расчленять целое на составные части
Выделение ключевых слов в предложении, описание свойств, анализ определений. Отделение вымысла от факта. Дидактическая игра «Путаница»
Формирование умений проводить синтез, то есть составлять целое, отличающееся определенной новизной
Дидактические игры: «Рассыпанное предложение», «Белоснежка и семь гномов». При создании модели четко называть факты, которые должны быть в ней отражены
Формирование умений проводить обобщение и ограничение понятий (расположение понятий от общего к частному, от частного к общему, обобщение группы понятий)
Дидактические игры: «Исключи лишнее», «Логическая цепочка», «Лото», «Еж», «Дерево понятий», «Развивающий логикон» и др.
Формирование умений выделять главное, то есть отделять существенное от несущественного
Формирование умений проводить рассуждения от общего к частному (дедукция)
Дидактическая игра: «Логическая цепочка»
Формирование умений проводить классификацию
Правила проведения классификации. Дидактические игры: «Дерево понятий», «Исключи лишнее»
Формирование умений проводить абстрагирование – создание моделей, образов
Моделирование процессов, замена реальных объектов образами, представлениями, чтение схем. Развитие опосредованного восприятия
Формирование умений проводить конкретизацию
Переход от образного представления к реальным процессам, от определения к понятиям, от определения понятия, явления к примерам его применения или проявления
Формирование умений проводить систематизацию
Анализ СЛС, таблиц, предложения по их возможному изменению. Составление плана, СЛС, таблицы, опорных схем, алгоритмов
Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта. Практические занятия: «Диагностика интеллектуального развития»
1
2
6.09
13.09.
20.09
2
Понятие. Отношения между понятиями род-вид. Обобщение понятий.
Понятие. Отношения между понятиями род-вид. Обобщение понятий. Практические занятия: Развивающие игры: «Логические цепочки», «Домино», «Дерево понятий».
4
27.09
4.10
11.10
18.10
3.
Классификация понятий.
Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Практические занятия: Развивающие игры «Дерево понятий» «Исключи лишнее», «Еж», «Домино»
4
25.10
8.11
15.11
22.11
1.4.
Закономерность. Закон. Поиск закономерностей.
Представление закономерностей в различных видах. Практические занятия: Развивающие игры: «Рассыпанное предложение», «Поиск закономерностей», «Развивающий логикон», «Проводим мысленный эксперимент», «Завершение схем», «Восстанови последовательность», «Самостоятельное исследование».
1
5
29.11
6.12
13.12
20.12
27.12
10.01
2. Развиваем творческое мышление
17
2
15
2.1.
Творчество. Методы решения творческих задач.
Что такое творчество? Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Практические занятия: «Из жизни великих людей». «Интеллектуальная разминка» «Диагностика творческих способностей»
1
4
17.01
24.01
31.02
7.02
14.02
23.02
2.2.
Воображение. Ассоциации. Способы развития воображения.
Фантастический образ (дополнить рисунки). Что такое воображение. Виды воображения. Приемы развития воображения, фактические занятия: «Диагностика воображения». Развивающие игры: «Дополни рисунки», «Незаконченный рассказ», «Вернисаж цифр», «Описание картины», «Игры со спичками», «Воссоздание образа» Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Практические занятия: «Танграм».
1
6
21.02
28.02
6.03
13.03
20.03
3.04
2.3.
Конструирование в пространстве.
Диагностика пространственного воображения. Практические занятия: «Создание моделей пространственных фигур». Развивающие игры: «Изобретатель», «Что будет если ...»
4
10.04
17.04
24.04
8.05
2.4.
Диагностика развития.
Диагностика интеллектуального развития учащихся.
2
15.05
22.05
Всего часов
35
4
31
Литература
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников: Пособие для учителей, школьных психологов и родителей. Обнинск: детство, 1993.-20с.
Айзенк Ганс Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности/ пер. с англ. Лука А. Н, Хорола И.С. - 2-изд.Рига: Виеда, 1992. -176с.
Айзенк Ганс Ю. Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка. М.: ACT, 1998. -199с.
Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 160с.
Барретт С. Тайны мозга: Как развить свои умственные способности: С- Пб: Питер Паблишинг, 1997. - 160с.
6. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей. М.: ЛГТ, 1999,- 368с.
7. Винокурова Н.К. Подумаем вместе Зашивающие задачи. Упражнения. Задания. Книга 1. - М.: РОСТ, Скрин, 1997,- 96с
9. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. -М.: ООО «Издательство ACT», 2001. 416с.
10. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999,- 144с.
11. Гарибян С.А. Школа памяти.М.:!992.
12. Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1996.- 237с
13. Усова А.В. Тесты для учащихся средней школы, ориентированные на выявление интересов и склонностей учащихся, их познавательных способностей и качества знаний. Челябинск: ЧГПУ, 1996. 39с 38.Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования, М.: Изд-во «Барс», 1997. 392с.
14. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 320с.