Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу "Трудные вопросы математики"»
ОГБОУ «Школа-интернат № 89»
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО
на заседании МО учителей основной школы
Руководитель
___________ / О.Н. Айзятуллова/
подпись
Протокол №___от _ __202г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_________/Т.В.Матвеева/ подпись
___ ___________2021г.
протокол Методического совета №__ от______ 2021 г
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ОГБОУ «Школа-интернат № 89»
__________/Г.Н. Борисова/
подпись
Приказ
№____от ___ __________2021г.
протокол педсовета №_____
от___ _________2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития
Наименование предметной области:математика и информатика
Наименование предмета: элективный курс «Проблемные вопросыматематики»
Уровень образования: основное общее образование
Класс:8 класс
Количество часов всего: 35, в неделю 1 час
Учитель: Круглова Елена Владимировна , высшее, высшая квалификационная категория
( ФИО, образование, квалификационная категория)
2021 – 2022 учебный год
Рабочая программа элективного курса по математике разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального уровня:
- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897);
- примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15).
Школьного уровня:
- адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования;
- положение о рабочих программах ОГБОУ «Школа-интернат № 89».
УМК:
Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю. Н. Макарычев и других. 7-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. Г. Миндюк/. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016 г. - 32с.
Учебники:
Алгебра: 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций [Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков] – М.: Просвещение, 2017 г.
Алгебра: 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций [Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков]– М.: Просвещение, 2017г
Описание места учебного предмета:
Элективный курс
8 класс: 1 час в неделю, 35 часов.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Проблемные вопросы математики» составлена с учётом образовательного стандарта, «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы» составитель Бурмистрова Т. А. – М.: «Просвещение», 2016г.
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики» ориентирована на учащихся 8 класса.
Назначение программы данного курса: расширить и углубить знания учащихся по алгебре, сформировать разносторонне развитую личность. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Математическое образование способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты математических рассуждений, развивает воображение.
Цели изучения элективного курса:
- повторение и систематизация знаний, приобретенных при изучении курса математики.
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Задачи элективного курса:
- формировать у учащихся навык решения базовых задач;
- познакомить учащихся с типами заданий повышенной сложности и способами их решения;
- расширить сферу математических знаний учащихся;
- создать положительную мотивацию обучения математике.
Учебный процесс организуется с использованием таких педагогических технологий как традиционное, развивающее, игровое, проблемное обучение, а также информационно-коммуникационных технологий.
Применяются следующие формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, нестандартная.
Используются методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция); практические (упражнения, тесты); наглядные (таблицы, схемы, картины, слайды на мультимедийном оборудовании); контроль и самоконтроль ( устный и письменный опрос, контрольная работа, тестирование).
Выбор данных технологий, средств, методов и форм организации элективного курса позволит сделать учебный процесс интересным и разнообразным.
Данная рабочая программа рассчитана на 2021 – 2022 учебный год. На изучение курса отводится 35 часов, из расчёта 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения элективного курса
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС ООО.
Личностные результаты освоения элективного курса:
у обучающихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты освоения элективного курса
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме: принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.
Коммуникативныеуниверсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты изучения элективного курса
Учащиеся научатся:
1) работать с математическим текстом, (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные язык математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, доказывать математические утверждения;
2) владеть базовым понятным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о статических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенности выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
3) выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
5) решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а так же приводимые к ним уравнения, неравенства; системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
6) овладевать системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать их функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
7) овладевать основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
8) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Коррекционные задачи:
Развитие навыков устной речи, умение грамотно вести диалог.
Развитие умений выполнять систематизацию.
Развитие пространственного воображения.
Формировать ответственность за конечный результат.
Развивать культуру выражения мыслей в устной и письменной форме.
Формирование графических и вычислительных навыков.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие интереса к изучению математики.
Развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Формирование умений применять приемы сравнения.
Развитие грамотной математической речи.
Развитие познавательной активности.
Развитие навыков взаимопомощи.
Развитие логического мышления, памяти, внимания и воображения.
Развитие умения самостоятельно мыслить, делать выводы.
Способствовать развитию творческой деятельности учащихся.
Развитие умений составлять простой и сложный алгоритм.
Содержание элективного курса математики.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с НОДА приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Материал предлагается небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая материал для повторения и самостоятельных работ. В соответствии с особенностями обучающихся задания даются в более доступной для выполнения форме, на занятиях применяется дифференцированный подход.
1.Формулы сокращенного умножения.
Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений. Умножение разности двух выражений на их сумму. Разложение разности квадратов на множители.
2. Системы линейных уравнений.
Способ подстановки. Способ сложения. Решение задач с помощью систем уравнений.
3. Рациональные дроби.
Основное свойство дроби, сокращение дробей. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Умножение и деление дробей. Возведение дроби в степень. Преобразование рациональных выражений.
4. Квадратные корни.
Арифметический квадратный корень. Квадратный корень из произведения и дроби, из степени. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
5. Квадратные уравнения.
Неполные квадратные уравнения. Формула корней квадратного уравнения. Решение дробных рациональных уравнений.
6.Неравенства.
Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Сложение и умножение числовых неравенств.
Тематическое планирование
элективного курса по математике
№
Содержание тем
Количество часов
1
Формулы сокращенного умножения.
6
Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений.
3
Умножение разности двух выражений на их сумму. Разложение разности квадратов на множители.
3
2
Системы линейных уравнений.
6
Способ подстановки.
2
Способ сложения.
2
Решение задач с помощью систем уравнений.
2
3
Рациональные дроби.
6
Основное свойство дроби, сокращение дробей. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
2
Умножение и деление дробей. Возведение дроби в степень.
2
Преобразование рациональных выражений.
2
4
Квадратные корни.
6
Арифметический квадратный корень.
1
Квадратный корень из произведения и дроби, из степени.
Планирование составлено на основе:Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы.Составитель Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2011г., Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2016г.
Учебник: Алгебра 7 класс. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. и др. – М.: Просвещение, 2017г.,
Алгебра 8 класс. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. и др. – М.: Просвещение, 2017г.,
Календарно – тематическое планирование в 8 а классе
№ урока
Дата
Тема урока
Количество
часов
Планируемые результаты
план
факт
Предметные
Метапредметные
Личностные
I триместр
1.Формулы сокращенного умножения (6 ч)
1-2
01.09
08.09
Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений.
2
Вспомнить
формулы сокращенного умножения
Научатся решать примеры.
Регулятивные: составлять план и последовательность действий;
Познавательные: проводить анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности;
Коммуникативные: описывать содержание
Формировать начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире
3-4
15.09
22.09
Умножение разности двух выражений на их сумму.
2
5-6
29.09
06.10
Разложение разности квадратов на множители.
2
2. Системы линейных уравнений.
7-8
13.10
20.10
Способ подстановки.
2
Вспомнить решение систем линейных уравнений
Регулятивные: составлять план и последовательность действий;
Познавательные: проводить анализ способов решения задачи ;
Коммуникативные: описывать содержание совершаемых действий
умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи
9-10
27.10
03.11
Способ сложения.
2
11
10.11
Решение задач с помощью систем уравнений.
1
12
24.11
II триместр
Решение задач с помощью систем уравнений.
1
3. Рациональные дроби (6ч).
13
01.12
Основное свойство дроби, сокращение дробей.
1
Вспомнить основное свойство дроби, умножение и деление дробей.
Регулятивные: составлять план и последовательность действий; Познавательные: проводить анализ способов решения
Коммуникативные: описывать содержание совершаемых действий
Формировать начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире
14-15
08.12
15.12
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
2
16
22.12
Умножение и деление дробей.
1
17-18
29.12
12.01
Преобразование рациональных выражений.
2
4. Квадратные корни (6 ч).
19
19.01
Арифметический квадратный корень.
1
Вспомнить, как выполнять преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
Коммуникативные: регулировать собственную деятельность
Регулятивные: оценивать достигнутый результат.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи
Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
- умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи
20-21
26.01
02.02
Квадратный корень из произведения и дроби, из степени.
Вспомнитьосновные формулы решения квадратных уравнений.
Применять знания на практике
Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
Познавательные: делать предположения об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи;
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции
- умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи
26-27
16.03
23.03
Формула корней квадратного уравнения.
2
28-30
30.03
13.04
20.04
Решение дробных рациональных
уравнений.
3
6. Неравенства (5 ч).
31
27.04
Числовые неравенства.
1
Продолжить формирование навыка по решению задач по данной теме
Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством письменной речи.
Регулятивные: оценивать достигнутый результат.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи
Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
письменной речи, понимать смысл поставленной задачи
32-33
04.05
11.05
Свойства числовых неравенств.
2
34-35
18.05
25.05
Сложение и умножение числовых неравенств.
2
Итого
35
У 8а класса: Из 35 часов по АООП ООО запланировано 34 часа в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2020-2021 учебный год. За счет объединения тем программа реализуется полностью.
Учебно-методический комплекс.
1. Алгебра. 7 класс: учебн. для учеб. общеобразоват. организаций / Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского.– М.: Просвещение, 2014.-287с.:
2. Алгебра. 8 класс: учебн. для учеб. общеобразоват. организаций / Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского.– М.: Просвещение, 2014.-287с.:
4. Тесты по алгебре: 7 и 8 класс: к учебнику Ю.Н.Мкарычева и др. «Алгебра 7, 8 класс» /Ю.А.Глазков, М.Я. Гаиашвили.-М.: Издательство «Экзамен», 2014.-109с.
Литература:
1.Бубличенко О. А. и др. Алгебра 9. Итоговая аттестация. М.: – НИИ школьных технологий, 2011