Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Практикум по решению рациональных уравнений и неравенств"»
Пояснительная записка
Статус программы
Настоящая программа элективного курса «Практикум по решению рациональных уравнений и неравенств» в 10 классе написана на основании следующих нормативных документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ
2.Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
3Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312»,
Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312»,
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 01 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
«СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993;
Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 15 марта 2012г. № 929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»;
Письма Министерства образования и науки Ульяновской области № 73-иогв-01/4940 исх. от 09.08.2018 г. «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ульяновской области в 2018-2019 учебном году»;
Приказа управления образования муниципального образования «Барышский район» от 10.08.2018 г. №283 «Об организации 2018/2019 учебного года в образовательных организациях Барышского района»
Устава МОУ СОШ р.п.им. В. И. Ленина МО «Барышский район» Ульяновской области
Приказа № 199 МОУ СОШ р.п.им. В.И.Ленина МО« Барышский район» Ульяновской области от 26.08.2018 г «Об организации образовательного процесса в общеобразовательной организации в 2018-2019 учебном году»;
Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы [Текст]. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. — 64с. — (Стандарты второго поколения).
Элективный курс «Практикум по решению рациональных уравнений и неравенств»» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника в математике.
Содержание рабочей программы элективного курса соответствует
основному курсу математики для средней (полной) школы и федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта по математике; развивает базовый курс математики на старшей ступени общего образования, реализует принцип дополнения изучаемого материала на уроках алгебры и начал анализа системой упражнений, которые углубляют и расширяют школьный курс, и одновременно обеспечивает преемственность в знаниях и умениях учащихся основного курса математики 10-11 классов, что способствует расширению и углублению базового общеобразовательного курса алгебры и начал анализа.
Данный элективный курс направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением уравнений и неравенств базового и повышенного уровня сложности, получение дополнительных знаний по математике, интегрирующих усвоенные знания в систему.
Рабочая программа элективного курса отвечает требованиям обучения на старшей ступени, направлена на реализацию личностно ориентированного обучения, основана на деятельностном подходе к обучению, предусматривает овладение учащимися способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Включение уравнений и неравенств нестандартных типов, комбинированных уравнений и неравенств, , рассмотрение методов и приемов их решений отвечают назначению элективного курса - расширению и углублению содержания курса математики с целью подготовки учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Содержание структурировано по блочно-модульному принципу представлено в законченных самостоятельных модулях по каждому типу задач и методам их решения и соответствует перечню контролируемых вопросов в контрольно-измерительных материалах на ЕГЭ.
На учебных занятиях элективного курса используются активные методы обучения, предусматривается самостоятельная работа по овладению способами деятельности, методами и приемами решения рациональных уравнений и неравенств. Рабочая программа данного курса направлена на повышение уровня математической культуры старшеклассников.
Цели и задачи элективного курса
Цели элективного курса:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.
Задачи:
развивать потенциальные творческие способности каждого учащегося, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала,
подготовка к ЕГЭ и дальнейшему обучению в других учебных заведениях.
Предполагаемые результаты
В результате изучения данного курса учащиеся должны
уметь:
проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений;
решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства,уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля;
решать системы уравнений изученными методами.
Элективный курс рассчитан на 1 год обучения, (1 час в неделю: 35 часов)
Результаты освоения элективного курса
Программа элективного курса«Практикум по решению рациональных уравнений и неравенств»» по математике направлена на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения
Личностных:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для последующего обучения в высшей школе;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметных: освоение способов деятельности
познавательные:
овладение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение.
Коммуникативные:
умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие способы работы;
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Регулятивные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;
умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
конструктивное восприятие иных мнений и идей, учёт индивидуальности партнёров по деятельности;
умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Предметных:
базовый уровень:
1) развитие представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) решение уравнений и неравенств разных типов; применение способа поиска решения уравнений и неравенств, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составление плана решения, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения; решение логических задач;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
6) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
СОДЕРЖАНИЕ
Равносильные уравнения и неравенства – 4 часа
Уравнение. Равносильные уравнения. Свойства равносильных уравнений. Приемы решения уравнений.
Неравенства. Равносильные неравенства. Свойства равносильных неравенств. Приемы решения неравенств.
Уравнения и системы уравнений»-12часов
Линейные уравнения с одной переменной. Системы линейных уравнений с одной переменной. Квадратные уравнения. Теорема Виета. Дробно-рациональные уравнения. Схема Горнера; решение уравнений высших степеней. Приемы и методы решения уравнений Решение систем уравнений, содержащих модуль. Решение систем уравнений. Графический метод решения уравнений и систем уравнений. Метод Крамора. Иррациональные уравнения. Показательные и логарифмические уравнения. Тригонометрические уравнения. Решение уравнений с параметрами.
Неравенства и системы неравенств 12 часов
Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной. Неравенства второй степени. Графический способ решения неравенств второй степени. Метод интервалов. Решение неравенств методом интервалов. Приемы и методы решения неравенств, содержащих модуль. Показательные и иррациональные неравенства. Логарифмические неравенства. Неравенства, содержащие параметр. Решение различных неравенств
Уравнения и неравенства
в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ – 6 часов
Решение уравнений из базовой части ЕГЭ. Решение неравенств из базовой части ЕГЭ. Итоговое тестирование.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА
«Практикум по решению рациональных уравнений и неравенств»
(35 часов, 1 час в неделю)
№
п.п
Тема занятия
Количество часов
Дата
Факт
План
Равносильные уравнения и неравенства – 4 часа
1.
Уравнение. Равносильные уравнения. Свойства равносильных уравнений. Приемы решения уравнений
2
2.
Неравенства. Равносильные неравенства. Свойства равносильных неравенств. Приемы решения неравенств
2
Уравнения и системы уравнений – 12часов
3.
Линейные уравнения с одной переменной. Системы линейных уравнений с одной переменной
1
4.
Квадратные уравнения. Теорема Виета
1
5.
Дробно-рациональные уравнения
1
6.
Схема Горнера; решение уравнений высших степеней
1
7.
Приемы и методы решения уравнений и, содержащих модуль
1
8.
Решение систем уравнений
1
9.
Графический метод решения уравнений и систем уравнений
1
10.
Метод Крамора
1
11.
Иррациональные уравнения
1
12
Показательные и логарифмические уравнения
1
13.
Тригонометрические уравнения
1
14.
Решение уравнений с параметрами
1
Неравенства и системы неравенств – 12 часов
15.
Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств
1
16.
Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной
1
17.
Неравенства второй степени. Графический способ решения неравенств второй степени
1
18.
Метод интервалов. Решение неравенств методом интервалов
2
19.
Приемы и методы решения неравенств, содержащих модуль
1
20.
Показательные и иррациональные неравенства
2
21.
Логарифмические неравенства
2
22.
Неравенства, содержащие параметр
1
22
Решение различных неравенств
1
Уравнения и неравенствав контрольно-измерительных материалах ЕГЭ – 6 часов
23.
Решение уравнений из базовой части ЕГЭ
2
24.
Решение неравенств из базовой части ЕГЭ
2
25.
Итоговое тестирование
2
Список литературы
Мордкович А.Г.«Алгебра и начала анализа». Москва. «Мнемозина». 2009 г.
Никольский Н.С. «Алгебра и начала анализа». Москва. «Просвещение». 2009 г.
Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач. 10 кл.». Москва. «Просвещение» 1990 год.
Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач. 11 кл» Москва. «Просвещение». 1991 год.
Сканави М.И. «Сборник задач по математике для поступающих в втузы», М.: ООО«ОНИКС»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008
«Математика. Подготовка к ЕГЭ – 2010. Тематические тесты»/Под редакцией Лысенко Ф.Ф. – Ростов н/Д: Легион – М, 2009
Программы для общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев): Математика, 5-11 кл./ СоставителиГ.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – М.: Дрофа, 2002
Электронные ресурсы: wwwHYPERLINK "http://www.fipi.ru/".HYPERLINK "http://www.fipi.ru/"fipiHYPERLINK "http://www.fipi.ru/".HYPERLINK "http://www.fipi.ru/"ru, свободный доступ
Электронные ресурсы: www.ege.edu.ru, свободный доступ