Программа для учащихся 6 класса разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Феде-рального государственного образовательного стандарта общего образования с использованием методического пособия О. Холодовой, Е.А. Моренко «Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей Курс «РПС»». – Москва: РОСТ книга, 2013 г. – с. 288. | Цель данного курса: - развитие навыков контроля и самоконтроля, познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. - эффективная и быстрая адаптация школьников к учебной деятельности в основной школе, формирование интеллектуальной активности. Основные задачи курса: Целенаправленно тренировать основные интеллектуальные компоненты, непосредственно влияющих на успешность учебной деятельности: психических качеств, а также понятийного аппарата Развить языковую культуру и сформировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; Освоить эвристические приемы рассуждений; Сформировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; Развить познавательную активность и самостоятельность учащихся; Сформировать способности наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; Сформировать пространственное представление и пространственное воображение; Привлечь учащихся обмениваться информацией в ходе свободного общения на занятиях. Развить память, личностную сферу. сформировать и развить коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; сформировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. | Личностными результатами изучения курса «Умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» является формирование следующих умений: - проявлять любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера, - быть внимательным, настойчивым, целеустремленным, уметь преодолевать трудности- качества весьма важные в практической деятельности любого человека. - воспитывать чувство справедливости, ответственности - развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). -Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания -Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. -Моделировать алгоритм решения задачи и использовать его в ходе самостоятельной работы -Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. -Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами. -Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. -Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. -Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. -Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. -Выбирать наиболее эффективный способ решения. -Давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. -Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного. -Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, искомое и данное. -Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, содержащуюся на рисунке или таблице, в тексте задачи, используя свой жизненный опыт. -Перерабатывать полученную информацию: моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. -Применять изученные способы учебной работы и разнообразные приемы для работы с головоломками -Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего мнения. -Слушать и понимать речь других. -Включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать свое мнение и аргументировать его. -Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. - выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; - анализировать расположение деталей в исходной конструкции; - составлять фигуры из частей; - определять место заданной детали в конструкции; - выявлять закономерности и проводить аналогии; -объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия -объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии; -давать определения тем или иным понятиям; -выявлять функциональные отношения между понятиями. | В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. | Технология поисково-исследовательского обучения: В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. Технология обучения в сотрудничестве: На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. Здоровьесберегающие технологии: Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой. | Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. Создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп: задания на развитие внимания; задания на развитие памяти; задания на совершенствование воображения; задания на развитие логического мышления; задания на развитие речи. Модель занятия в 6 классах такова: «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия по РПС. Разминка (5-7 минуты). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включенные достаточно легкие, способные вызвать интерес у детей вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребенка к активной учебно-познавательной деятельности. Работа над крылатыми выражениями (2-3 минуты) На этом этапе уделяется внимание для объяснений мимолетных разговорных, так сказать, «летучих и крылатых» слов и выражений, которые активно используются в русском языке и даже получили значение народных пословиц и поговорок. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10-15минут) Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. Ходячая энциклопедия: вопросы для всезнаек (3-5 минут) Это вопросы из разных областей нашей жизни для начитанных, сообразительных, внимательных ребят, желающих расширить свой кругозор. Отдых: упражнения для снятия глазного напряжения (1-2 минуты) Логически поисковые задания (15 минут) На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и т.д. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Веселая переменка (3-5 минут) Юным полиглотам (1 минута) Занимательные задачи (15 минут) На этом этапе предлагается самые настоящие изобретательские задачи. Конечно учебные. Конечно для учащихся 10-12 лет. |