Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 8 класс. УМК: Алгебра Алимов, Геометрия Атанасян»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Алгебра
Данная рабочая программа учебного курса по алгебре для 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и с учетом программ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г. Математика 5-11 кл. – М.: Дрофа, 2002).
Реализация рабочей программы осуществляется по учебнику «Алгебра – 8» авторов: Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. Одна их главных особенностей курса алгебры, представленного в этом учебнике, заключается в том, что в нем реализуется взаимосвязь принципов научности и доступности и уделяется особое внимание обеспечению прочного усвоения основ математических знаний всеми учащимися. Основной теоретический материал излагается с постепенным нарастанием его сложности. Этим достигается необходимая дидактическая и логическая последовательность его построения и возможность научного обоснования основных теоретических положений.
Особенностью курса является также его практическая направленность, которая служит стимулом развития у учащихся интереса к алгебре, а также основой для формирования осознанных математических навыков и умений. «Идеология» основного курса алгебры класса делает его органическим продолжением и обобщением курса арифметики. Центральное понятие этого курса – понятие числа развивается и расширяется от рационального до действительного.
Изложение ведется конкретно-индуктивным методом с постепенным нарастанием роли дедукции, с опорой на практические задачи, мотивирующие полезность изучения видимых математических понятий и иллюстрирующие реальную основу математических абстракций.
Опыт показывает, что усвоение алгебры осуществляется успешно, если изучение теоретического материала проходит в процессе решения задач. Этим достигается осмысленность и прочность знаний учащихся. Большое количество разнообразных задач в учебнике на применение алгебры в геометрии, физике, технике и т. д. помогает учащимся понять практическую необходимость изучения курса алгебры. При изучении смежных дисциплин, особенно геометрии и физики, учащиеся убеждаются в том, что необходимо уметь решать самые разнообразные алгебраические задачи: выполнять алгебраические преобразования, находить числовые значения алгебраических выражений, решать уравнения и неравенства, строить графики функций и т. д.
Структура учебника алгебры 8 класса такова:
-красочно оформлен, содержание разбито на главы и параграфы;
-текст каждого параграфа сопровождается трехуровневой системой упражнений в соответствии с условными обозначениями, приведенными на обороте титульного листа;
-к каждой главе даны дополнительные упражнения, включающие упражнения для самоконтроля под рубрикой «Проверь себя!»;
-в конце учебника приведены упражнения для повторения курса алгебры 8 класса и задачи для внеклассной работы;
-в конце учебника помещены справочные материалы под рубрикой «Краткие теоретические сведения» и предметный указатель;
-в каждом параграфе приводятся решения типичных задач.
В отдельных местах текста учебника приводятся краткие исторические сведения, а также занимательные задачи. Рисунки учебника имеют как обучающий, так и иллюстративный характер.
Успешному формированию навыков и умений способствует алгоритмическая направленность, простота терминологии и символики, достаточное количество упражнений различной трудности, что позволяет выполнять дифференцированную работу с учащимися на уроке.
В ходе реализации программы обращается внимание на овладение умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретения опыта:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданий конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных задач, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения:
исследовательской деятельности, развития идей;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; аргументации;
С учетом уровневой специфики класса выстраивается система учебных занятий, проектируются цели, задачи, планируемые результаты обучения.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности:
создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
создание условия для плодотворного участия в работе в группе, самостоятельной и мотивированной организации своей деятельности, использования приобретенных знаний и навыков в практической и повседневной жизни для исследования несложных практических ситуаций;
На уроках учащиеся могут уверенно овладевать монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы.
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема и др.).
Учащиеся должны уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается простейшее использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В процессе обучения у школьников должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе будет осуществляться воспитание гражданственности и патриотизма.
Учебно-методическое обеспечение программы
Алимов Ш.А. Алгебра: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений [Текст] / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. – М.: Просвещение, 2007
Колягин Ю.М. Изучение алгебры в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя [Текст] / Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачева и др. – М.: Просвещение, 2003.
Зив Б.Г., Гольдич В.А. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса. [Текст] / Б.Г.Зив, В. А. Гольдич – М.: Просвещение, 2007.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения курса алгебры в 8 классе учащиеся должны
знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и на практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
должны уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значение корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменой и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;
решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
работать в группах;
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
пользоваться предметным указателем экциклопедий и справочников для нахождения информации;
самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Критерии оценивания достижений учащихся
Все контрольные работы составлены на трех уровнях:
1. Репродуктивном (уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания).
Задания этого уровня предполагают воспроизведение определения понятия, формулировки правила и др., т.е. применение знаний по образцу. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.
2. Конструктивном (уровень умений, готовности применять знания в измененной ситуации, где нужно узнать образец).
Задания этого уровня представлены задачами, при выполнении которых учащимся приходится использовать несколько алгоритмов, формул, анализировать возможные пути решения, отыскивать характерные признаки и связи познавательного объекта с другими, т.е. узнать образец.
Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил знания по образцу и в измененной ситуации.
3. Творческом (уровень «трансформации», овладения новыми способами действий на основе самостоятельного поиска).
При выполнении заданий этого уровня нужно установить необходимые связи между компонентами знаний, найти выход из нестандартной ситуации. Это значит: овладел знаниями на конструктивном уровне и научился переносить их в новые условия.
Такая контрольная работа включает в себя 4 задания.
Первое и второе задания предполагают прямое воспроизведение изученного материала, что позволяет говорить о сформированности у учащегося системы качеств знаний на репродуктивном (воспроизводящем) уровне. Конструктивному уровню соответствует выполнение третьего задания, при выполнении которого дети должны осуществить перенос имеющихся знаний в измененную ситуацию. При выполнении четвертого задания (творческий уровень) дети должны самостоятельно найти выход их нестандартной ситуации.
При верном выполнении всех заданий контрольной работы выставляется отметка «5». Если ученик успешно справился со всеми заданиями первой и второй частей работы (задания №№1, 2, 3), а к выполнению последней (задание № 4) не приступил или допустил ошибку в решении, выставляется оценка «4». За безошибочное выполнение всех заданий первой части работы (задания № 1, 2), даже при наличии ошибок в решениях заданий второй и третьей частей или отсутствия этих решений выставляется оценка «3». Любая из перечисленных отметок может быть выставлена при условии верного выполнения всех заданий первой части работы.
Школьникам, которые допускают ошибки при выполнении заданий первой части работы и не получают отметку «3», можно дать возможность после работы над ошибками вторично выполнить задания, аналогичные тем, где допущены ошибки. Для этого можно использовать соответствующие задания из другого варианта или аналогичные им. При таком подходе ученики более ответственно относятся к выполнению работы над ошибками, и она становится более целенаправленной.
Список литературы
Арутюнян Е.Б., Волович М.Б. и др. Математические диктанты для 5-9 классов /М.: Просвещение, 1991./
Глейзер Г.И. История математики в школе: пособие для учащихся 7-8 кл. / М.: Просвещение, 1982./
Ершова А.П., Голобородько В.В. Алгебра. 8 класс. Самостоятельные и контрольные работы / А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. М.: ИЛЕКСА, 2007/
Клименченко Д.В. Задачи по математике для любознательных / Д.В. Клименченко. – М.: Просвещение, 2007/
Мантуленко В.Г. Кроссворды для школьников. Математика / В.Г. Мантуленко, О.Г. Гетманенко. – Ярославль: Академия развития, 1998./
Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал.
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.edy.ru; http://www.ed.gov.ru/
Новые технологии в образовании: http:// edy.secna.ru/main
Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы: 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся / авт.-сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006./
Перельман Я.И. Занимательная алгебра / М.: Наука, 1975./
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru
Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: пособие для учащихся
/ Л.Ф. Пичурин. – М.: Просвещение, 2005./
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/-nayka
Черкасов О.Ю. Математика. Справочник / О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев. – М.: АСТПРЕСС ШКОЛА, 2006./
Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.: ООО, «Издательство АСТ», 2003.
Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.:ООО, «Издательство АСТ», 2003.
Геометрия
Данная рабочая программа учебного курса по геометрии для 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и в соответствии с авторской программой.
Реализация программы осуществляется по учебнику «Геометрия 7-9» авторов: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. Практический опыт показывает, что учебник выгодно отличается от других, главное преимущество учебника состоит в том, что он написан настолько просто, ясно, наглядно, доступно, что ученик без учителя может освоить основные понятия геометрии. Благодаря удачному подходу к понятию площади доказательства многих теорем упрощаются, многие задачи решаются короче, экономится время для изучения следующих тем. Для каждого параграфа составлены контрольные вопросы, с помощью которых можно проверить знания. В учебнике много оригинальных приемов изложения, которые делают учебник доступным учащимся и одновременно строгим.
При изучении курса геометрии решению задач должно быть уделено большое внимание. Все новые понятия, теоремы, свойства геометрических фигур, способы рассуждений должны усваиваться в процессе решения задач. На решение задач следует отводить в среднем не менее половины каждого урока. Достижению этой цели способствует большое количество и разнообразие задач, содержащихся в учебнике.
Основными являются задачи к каждому параграфу. В конце каждой главы есть 20-30 дополнительных заданий, которые можно использовать как для основной работы (если задач к какому-то параграфу главы окажется недостаточно), так и для повторения материала данной главы. Также в учебнике приведены задачи повышенной трудности, которые можно использовать для индивидуальной работы с учащимися, проявляющими особый интерес к математике.
Система задач позволяет развить интерес учащихся к математике с учетом их математической подготовки. Большое внимание уделяется тщательной формулировке задач, нередко приводится несколько решений одной и той же задачи. Также в пособии предусмотрены серии задач, в которых одно и то же понятие предстает в разных ракурсах, в качестве компонентов различных конфигураций. Характерной особенностью системы задач является широкое использование в них стандартных конфигураций, что способствует усвоению понятий, способов рассуждений.
При изложении теоретического материала соблюдается систематичность, последовательность и экономичность изложения. У учащихся формируется понятие красоты и изящества математических рассуждений.
Для качественного проведения уроков по данному учебнику имеются необходимые дидактические и методические материалы.
При реализации рабочей программы используется дополнительный материал (выделенный в стандарте курсивом) в ознакомительном плане, создавая условия для максимального математического развития учащихся, интересующихся предметом, для совершенствования возможностей и способностей каждого ученика.
В разделах «Четырехугольники», «Площадь», «Окружность» увеличивается число часов на темы «Площадь», «Подобные треугольники» за счет резервного времени, так как:
вычисление площади многоугольника является основной частью решения задач по теме «Многогранники» в курсе стереометрии;
практические навыки вычисления площадей многоугольников востребованы в ходе решения задач;
понятия синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника используется при решении задач по физике на нахождение работы.
Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет ученику с невысоким уровнем математической подготовки адаптироваться к изучению нового материала на следующей ступени обучения.
Атанасян Л.С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2007
Атанасян Л.С. Геометрия: рабочая тетрадь для 8 кл. общеобразовательных учреждений [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. – М.: Просвещение, 2008.
Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2003.
Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. [Текст] / Б.Г.Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2007.
Зив Б.Г. Задачи к урокам геометрии. 7-11 кл. [Текст] / Б.Г. Зив. – СПб.: НПО «Мир и семья – 95», 1998.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения курса геометрии в 8 классе учащиеся должны
знать/понимать:
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
существо понятия алгоритма;
определение многоугольника, параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата;
формулировку теоремы Фалеса, основные типы задач на построение;
представление о способе измерения площади многоугольника; формулы вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, квадрата, треугольника;
формулировку теоремы Пифагора и обратной ей теоремы;
формулировки признаков подобия треугольников, теорем об отношении площадей и периметров подобных треугольников; свойство биссектрисы треугольника;
формулировки теорем о средней линии треугольника и трапеции, свойство медиан треугольника, теоремы о пропорциональности отрезков в прямоугольном треугольнике;
понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30,45,60,90 градусов; соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника;
случаи взаимного расположения прямой и окружности; формулировку свойства касательной, отрезков касательных; формулировки определений вписанного и центрального углов, теоремы об отрезках пересекающихся хорд; четыре замечательные точки треугольника;
понятие вписанной, описанной окружности, теоремы о свойствах вписанного и описанного четырехугольника.
уметь:
распознавать на чертежах многоугольники и выпуклые многоугольники, на чертежах среди четырехугольников распознавать прямоугольник, параллелограмм, ромб, квадрат, трапецию и ее виды;
выполнять чертежи по условию задачи; решать задачи на нахождение углов и сторон параллелограмма, ромба, равнобедренной трапеции; сторон квадрата, прямоугольника; угла между диагоналями прямоугольника;
применять теорему Фалеса в процессе решения задач;
вычислять площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, треугольника; применять формулы площадей при решении задач; решать задачи на вычисление площадей;
находить элементы треугольника, используя теорему Пифагора, определять вид треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора;
находить стороны, углы, отношения сторон, отношения периметров и площадей подобных треугольников, используя признаки подобия; доказывать подобия треугольников, используя наиболее эффективные признаки подобия;
находить стороны треугольника по отношению средних линий и периметру; решать прямоугольный треугольник, используя соотношения между сторонами и углами; находить стороны треугольника, используя свойство точки пересечения медиан;
находить один из отрезков касательных, проведенных из одной точки по заданному радиусу окружности; находить центральные и вписанные углы по отношению дуг окружности; находить отрезки пересекающихся хорд окружности, используя теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
решать задачи и приводить доказательные рассуждения, используя известные теоремы, обнаруживая возможности их применения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для решения несложных практических задач (например: нахождение сторон квадрата, прямоугольника, прямоугольного треугольника);
для решения практических задач, связанных с нахождением площади треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба (например: нахождение площади пола);
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
для описания реальных ситуаций на языке геометрии;
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.
Критерии оценивания достижений учащихся
Характерной особенностью данных контрольных работ является то, что они содержат задания, относящиеся ко всем 5 уровням обученности учащихся.
Первая часть работы содержит задания, проверяющие уровень узнавания изученных геометрических фигур; умение изображать эти фигуры.
Вторая часть работы содержит задания, проверяющие усвоенность изученных теорем, свойств, аксиом, определений. Эти задания представляют собой задачи на прямое применение изученного свойства, теоремы, аксиомы, определения.
Третья часть работы содержит задания практического характера и задачи на применение изученных теорем, свойств, аксиом, определений на уровне стандартов.
Четвертая часть работы содержит задание на понимание рассмотренного материала. Чаще всего это упражнение на анализ.
Пятая часть работы представляет собой более трудную задачу, но на материал, изучаемый на уроках. Как правило, подобного рода заданий в учебнике нет, ученик должен сам найти способ решения предложенной задачи. Также в этих заданиях используются и факты, изучавшиеся ранее в других темах.
Части 1-3 предназначены для проверки усвоенности учащимися необходимого минимума знаний, умений и навыков.
Как показывает собственный опыт работы и опыт работы многих учителей математики, учащиеся 7 классов испытывают большие трудности в выполнении традиционных контрольных работ по геометрии. Правильное выполнение первых заданий создает психологический настрой на выполнение более сложных заданий.
Данные контрольные работы позволяют диагностировать достижение (или не достижение) учащимися обязательных результатов обучения по геометрии.
Содержание контрольных работ соответствует программе.
Если задания первых трех уровней выполнены верно или с одной ошибкой, но дополнительно частично решены или верно произведен ход решения задачи 4 или задачи 5 – отметка «3». Если кроме правильного выполнения заданий 1-3 уровней дополнительно выполнено задание четвертого уровня и большая часть последней задачи – такую работу можно оценить уже отметкой «4», если выполнены все задания – отметка «5». Если выполнено верно меньше трех заданий, независимо от ошибок, то работа оценивается отметкой «2».
С учащимися, не справившимися с контрольной работой, то есть показавшими, что они не достигли обязательного уровня обученности по данной теме, проводится специальная работа: им предлагаются задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки, но по 2 на каждое задание с ошибкой. Для корректной работы можно применять и аналогичные задания из других вариантов. Только в случае верного выполнения обоих заданий на один уровень ученику можно поставить отметку «3».
Список литературы
Арутюнян Е.Б., Волович М.Б. и др. Математические диктанты для 5-9 классов /М.: Просвещение, 1991.
Депман Я.И. За страницами учебника математики: пособие для учащихся / Я.И. Депман, В.Я. Виленкин. – М.: Просвещение, 2005./
Ершова А.П., Голобородько В.В. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса /М.: ООО «Илекса», 2008./
Иченская М.А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л.С. Атанасяна (разрезные карточки) / Волгоград, «Учитель», 2006./
Мищенко Т.М. Дидактические карточки-задания для 8 класса (разрезные карточки к учебнику Л.С. Атанасяна и др.) /М.: «Экзамен», 2007./
Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал.
Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.:ООО, «Издательство АСТ», 2003.
Энциклопедия для детей. Математика. Т.11. – М., 1998.
Календарно-тематическое планирование
Четверть
Месяц
Неделя
№ урока
Дата проведения
Тема урока
Требования к уровню подготовки
Домашнее задание
Форма контроля
Информационно-коммуникативные средства
Корректировка
знать
уметь
1
Положительные и отрицательные числа
Определение положительного и отрицательного чисел;
определение рационального числа;
свойства чисел;
определение большего числа;
основные свойства числовых неравенств;
теоремы о сложении и умножении неравенств;
понятие строгого и не строгого неравенства;
Сравнивать и упорядочивать рациональные числа.
Формулировать свойства числовых неравенств, иллюстрировать их на координатной прямой, доказывать алгебраически.
Применять свойства неравенств в ходе решения задач.
2
Положительные и отрицательные числа
мультимедиа презентация
3
Числовые неравенства
интернет-ресурс
4
Основные свойства числовых неравенств
м/д
электронные учебники
5
Основные свойства числовых неравенств
видеоролик
6
Сложение и умножение неравенств
мультимедиа презентация
7
Сложение и умножение неравенств
8
Сложение и умножение неравенств
тест
иллюстрации на доске
9
Строгие и нестрогие неравенства
10
Контрольная работа №1 по теме «Неравенства и их сойства»
к/р
11
Многоугольники.
формулу суммы углов выпуклого многоугольника
определения параллелограмма и трапеции, формулировки свойств и признаков.
определения прямоугольника, ромба, квадрата, формулировки их свойств и признаков.
Решать задачи на нахождение сторон и углов четырехугольника
Доказывать свойства и признаки параллелограмма, применять их для решения задач
доказывать теоремы и свойства прямоугольника
решать задачи на их применение
доказывать свойства ромба и квадрата
строить симметричные точки;
распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией
применять все изученные свойства, признаки и теоремы в комплексе
доказательно решать задачи
12
Параллелограмм. Свойства параллелограмма.
мультимедиа презентация
13
Параллелограмм. Свойства параллелограмма.
иллюстрации на доске
14
Признаки параллелограмма.
с/р
интернет-ресурс
15
Признаки параллелограмма.
16
Трапеция.
17
Прямоугольник.
м/д
мультимедиа презентация
18
Ромб и квадрат.
иллюстрации на доске
19
Осевая и центральная симметрии.
электронные учебники
20
Контрольная работа №2 по теме «Четырехугольники»
к/р
21
Неравенства с одним неизвестным
определение решения неравенства;
алгоритм решения неравенств;
определение решения систем неравенств
определение числовых промежутков;
алгоритм решения систем неравенств;
определение модуля числа;
правило решения уравнений с модулем;
правило решения неравенств с модулем;
Распознавать линейные неравенства, уравнения и неравенства, в том числе содержащие неизвестные под знаком модуля.
Решать линейные неравенства, системы линейных неравенств, в том числе содержащие неизвестные под знаком модуля.
Использовать в письменной математической речи обозначения и графические изображения числовых множеств, теоретико–множественную символику.
видеоролик
22
Решение неравенств
мультимедиа презентация
23
Решение неравенств
тест
24
Решение неравенств
25
Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки
26
Решение систем неравенств
иллюстрации на доске
27
Решение систем неравенств
с/р
мультимедиа презентация
28
Решение систем неравенств
электронные учебники
29
Модуль числа. Уравнения и неравенства , содержащие модуль
интернет-ресурс
30
Модуль числа. Уравнения и неравенства , содержащие модуль
м/д
31
Модуль числа. Уравнения и неравенства , содержащие модуль
мультимедиа презентация
32
Контрольная работа №3 по теме «Решение неравенств»
к/р
33
Площадь многоугольника.
основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника.
формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции;
теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
теорему Пифагора и обратную ей теорему.
вывести формулу площади прямоугольника
решать задачи на применение формулы
вывести формулу площади параллелограмма, треугольника
решать задачи на применение формулы
доказывать формулу вычисления площади трапеции
решать задачи на применение формулы
доказывать теорему Пифагора;
решать задачи на нахождение гипотенузы или катета в прямоугольном треугольнике
34
Площадь многоугольника.
электронные учебники
35
Площадь параллелограмма, треугольника
иллюстрации на доске
36
Площадь параллелограмма, треугольника
м/д
мультимедиа презентация
37
Площадь параллелограмма, треугольника
38
Площадь трапеции.
интернет-ресурс
39
Площадь трапеции.
тест
иллюстрации на доске
40
Площадь трапеции.
видеоролик
41
Теорема Пифагора.
мультимедиа презентация
42
Теорема Пифагора.
с/р
43
Теорема Пифагора.
иллюстрации на доске
44
Решение задач.
45
Решение задач.
мультимедиа презентация
46
Контрольная работа №4 по теме «Площадь четырехугольника»
к/р
47
Приближенные значения величин. Погрешность приближения
определение абсолютной погрешности приближения;
правило нахождения оценки погрешности;
правило округления чисел; определение относительной погрешности;
запись числа в стандартном виде; правило сложения и вычитания, умножения и деления приближенных значений;
Находить абсолютную погрешность приближения; находить приближенное значение с недостатком и с избытком;
давать оценку абсолютной погрешности;
округлять числа;
находить относительную погрешность;
записывать числа в стандартном виде;
выполнять задания с применением правил сложения, вычитания, умножения и деления приближенных значений
интернет-ресурс
48
Оценка погрешности
мультимедиа презентация
49
Оценка погрешности
тест
50
Округление чисел
51
Относительная погрешность
52
Относительная погрешность
мультимедиа презентация
53
Практические приемы приближенных вычислений
54
Простейшие вычисления на микрокалькуляторе
с/р
видеоролик
55
Действия над числами, записанными в стандартном виде
мультимедиа презентация
56
Вычисления на микрокалькуляторе степени и числа, обратного данному.
электронные учебники
57
Вычисления на микрокалькуляторе степени и числа, обратного данному.
м/д
интернет-ресурс
58
Последовательное выполнение операций на микрокалькуляторе.
мультимедиа презентация
59
Контрольная работа №5 по теме «Приближенные вычисления»
к/р
60
Определение подобных треугольников.
определение пропорциональных отрезков и подобных треугольников, теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника.
признаки подобия треугольников.
Находить соответственные элементы подобных треугольников
Доказывать подобие треугольников и находить соответственные элементы
Применять изученные понятия для решения задач
61
Определение подобных треугольников.
иллюстрации на доске
62
Первый признак подобия треугольников.
с/р
видеоролик
63
Второй признак подобия треугольников.
64
Второй признак подобия треугольников.
мультимедиа презентация
65
Третий признак подобия треугольников.
м/д
электронные учебники
66
Третий признак подобия треугольников.
интернет-ресурс
67
Контрольная работа №6 по теме «Признаки подобия треугольников»
к/р
68
Арифметический квадратный корень
определение арифметического квадратного корня;
алгоритм преобразования обыкновенной дроби в десятичную, алгоритм преобразования бесконечной периодической дроби в обыкновенную;
квадратный корень из степени;
квадратный корень из произведения;
квадратный корень из дроби;
Вычислять арифметический квадратный корень из чисел;
записывать обыкновенные дроби в виде конечной или бесконечной периодической десятичной дроби;
записывать бесконечные периодические десятичные дроби в виде обыкновенных;
применять теоремы о корне из степени, произведения, дроби при выполнении вычислений
69
Арифметический квадратный корень
мультимедиа презентация
70
Действительные числа
тест
71
Действительные числа
72
Квадратный корень из степени
видеоролик
73
Квадратный корень из степени
с/р
74
Квадратный корень из степени
интернет-ресурс
75
Квадратный корень из произведения
мультимедиа презентация
76
Квадратный корень из произведения
м/д
электронные учебники
77
Квадратный корень из дроби
78
Квадратный корень из дроби
мультимедиа презентация
79
Квадратный корень из дроби
видеоролик
80
Контрольная работа №7 по теме «Арифметичекий квадратный корень»
к/р
81
Средняя линия треугольника.
Понятие средней линии треугольника, среднего пропорционального, пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
Понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника, основное тригонометрическое тождество
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
84
Практические приложения подобия треугольников.
тест
85
Практические приложения подобия треугольников.
видеоролик
86
Практические приложения подобия треугольников.
м/д
мультимедиа презентация
87
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
88
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
с/р
интернет-ресурс
89
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
мультимедиа презентация
90
Значение синуса, косинуса и тангенса для
углов 300, 450, 600.
м/д
иллюстрации на доске
91
Значение синуса, косинуса и тангенса для
углов 300, 450, 600.
видеоролик
92
Контрольная работа №8 по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»
к/р
93
Квадратное уравнение и его корни
определение квадратного уравнения;
теорему о корнях квадратного уравнения;
Виды неполных квадратных уравнений;
метод выделения полного квадрата;
формулу корней квадратного уравнения общего вида;
алгоритм решения квадратных уравнений;
Проводить доказательные рассуждения о корнях уравнения с опорой на определение корня, числовые и функциональные свойства выражений.
Распознавать типы квадратных уравнений
Решать квадратные уравнения, а также уравнения, сводящиеся к ним;
решать дробно-рациональные уравнения, сводящиеся к квадратным.
Применять при решении квадратного уравнения метод разложения на множители, метод вынесения полного квадрата, формулу корней квадратного уравнения, формулу четного второго коэффициента.
94
Квадратное уравнение и его корни
95
Неполные квадратные уравнения
с/р
мультимедиа презентация
96
Метод выделения полного квадрата
97
Решение квадратных уравнений
электронные учебники
98
Решение квадратных уравнений
м/д
интернет-ресурс
99
Решение квадратных уравнений
100
Контрольная работа №9 по теме «Решение квадратных уравнений»
к/р
101
Взаимное расположение прямой и окружности.
возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности,
определение касательной
свойство и признак касательной.
Определение центрального и вписанного угла
Определение градусной меры дуги окружности.
Теорему о вписанном угле, следствия из нее, теорему о пересечении отрезков пересекающихся хорд.
теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия,
теорему о пересечении высот треугольника.
Применять теоремы для решения задач
Находить градусную меру дуги окружности, центрального и вписанного углов
Применять изученные свойства и определения при решении задач
Решать системы двух уравнений с двумя неизвестными, содержащих уравнение второй степени.
мультимедиа презентация
112
Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета.
электронные учебники
113
Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета.
тест
114
Уравнения, сводящиеся к квадратным
мультимедиа презентация
115
Уравнения, сводящиеся к квадратным
интернет-ресурс
116
Уравнения, сводящиеся к квадратным
с/р
117
Решение задач с помощью квадратных уравнений
118
Решение задач с помощью квадратных уравнений
мультимедиа презентация
119
Решение задач с помощью квадратных уравнений
электронные учебники
120
Решение задач с помощью квадратных уравнений
м/д
видеоролик
121
Решение простейших систем, содержащих уравнения второй степени
мультимедиа презентация
122
Решение простейших систем, содержащих уравнения второй степени
123
Решение простейших систем, содержащих уравнения второй степени
интернет-ресурс
124
Контрольная работа №11 по теме «Решение систем уравнений второй степени»
к/р
125
Вписанная окружность.
Определения вписанной и описанной окружности.
Теоремы об окружности, описанной около треугольника
свойства вписанного и описанного четырехугольников.
вписывать окружность в многоугольник;
доказывать теорему о вписанной окружности и свойства;
описывать окружность около многоугольника;
вписывать окружность в многоугольник
- доказывать теорему об описанной окружности и замечания;
применять полученные знания в комплексе
мультимедиа презентация
126
Вписанная окружность.
иллюстрации на доске
127
Описанная окружность
тест
128
Описанная окружность
иллюстрации на доске
129
Решение задач
электронные учебники
130
Решение задач
м/д
131
Решение задач
мультимедиа презентация
132
Контрольная работа №12 по теме «Вписанная и описанная окружности»
к/р
133
Определение квадратичной функции
Определение квадратичной функции;
свойства функции у=х2; у=ах2; у=ах2+bх+с;
Вычислять значения функций, заданных формулами y=x2, y=ax2, y=ax2+bx+c(при необходимости использовать калькулятор); с
оставлять таблицы значений функций.
Строить по точкам графики функций.
Описывать свойства функции на основе ее графического представления.
Интерпретировать графики реальных зависимостей.
Использовать функциональную символику для записи разнообразных фактов, связанных с квадратичной функцией, обогащая опыт выполнения знаково символических действий.
Строить речевые конструкции с использованием функциональной терминологии.
Показывать схематически положение на координатной плоскости графиков функции вида y=x2, y=ax2, y=ax2+bx+c в зависимости от значения коэффициентов a, b, c, входящих в формулы.
Строить график квадратичной функции (возрастание, убывание, наибольшее, наименьшее значения).
Строить график квадратичной функции с применением движений графиков, растяжений и сжатий
134
Функция у=х²
интернет-ресурс
135
Функция у=ах²
136
Функция у=ах²
с/р
137
Функция у=ах²
мультимедиа презентация
138
Функция у=ах²+вх =с
139
Функция у=ах²+вх =с
видеоролик
140
Функция у=ах²+вх =с
141
Построение графика квадратичной функции
тест
142
Построение графика квадратичной функции
143
Построение графика квадратичной функции
мультимедиа презентация
144
Построение графика квадратичной функции
м/д
интернет-ресурс
145
Решение задач
электронные учебники
146
Решение задач
147
Контрольная работа №13 по теме «Потсроение графика квадратичной функции»
к/р
148
Квадратное неравенство и его решение
Определение квадратного неравенства;
алгоритм решения неравенства с помощью графика;
метод интервалов;
теоремы о зависимости дискриминанта и квадратичной функции.
Решать квадратное неравенство путем перехода к системе неравенств;
решать неравенство с помощью графика;
решать неравенства методом интервалов;
исследовать квадратичную функцию.
мультимедиа презентация
149
Квадратное неравенство и его решение
150
Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции
интернет-ресурс
151
Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции
тест
видеоролик
152
Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции
153
Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции
электронные учебники
154
Метод интервалов
иллюстрации на доске
155
Метод интервалов
с/р
156
Метод интервалов
157
Исследование квадратного трехчлена
интернет-ресурс
158
Исследование квадратного трехчлена
мультимедиа презентация
159
Решение задач
160
Контрольная работа №14 по теме «Квадратные неравенства»
к/р
161
Итоговое повторение. Площадь многоугольника
162
Итоговое повторение. Теорема Пифагора
163
Итоговое повторение. Подобие треугольников
тест
мультимедиа презентация
164
Итоговое повторение. Решение неравенств. Метод интервалов
электронные учебники
165
Итоговое повторение. Решение квадратных уравнений
интернет-ресурс
166
Итоговое повторение. Свойства, признаки, площадь параллелограмма
с/р
мультимедиа презентация
167
Итоговое повторение Свойства, признаки, площадь трапеции
168
Итоговое повторение Свойства, признаки, площадь ромба
м/д
169
Итоговое повторение. Квадратичная функция
видеоролик
170
Итоговое повторение. Решение задач с помощью квадратных уравнений
мультимедиа презентация
171
Итоговое повторение. Построение графика квадратичной функции
электронные учебники
172
Итоговое повторение. Вписанная и описанная окружности
с/р
173
Итоговое повторение. Решение квадратных неравенств