Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Геометрия вокруг нас"»
Муниципальное образование Новокубанский район, станица Бесскорбная
(территориальный, административный округ (город, район, посёлок))
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа №32 станицы Бесскорбной муниципального образования Новокубанский район
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол № 1
От ______________ 2016 года
председатель педсовета
__________ Л.Н. Орлова .
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности
____________кружок__________
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«Геометрия вокруг нас»
(наименование курса)
__________________1 год____________________
(срок реализации программы)
___________12 лет, 5 класс_____________
(возраст обучающихся)
Доманова Любовь Ивановна
(Ф.И.О. учителя, составителя)
Пояснительная записка.
Программа кружка разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для реализации научно-технической направленности лицензии МОБУООШ № 32, общеинтеллектуального направления по ФГОС.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.
Предлагаемый факультатив предназначен для развития интеллектуальных
способностей учащихся, для формирования элементов логической грамотности, коммуникативных умений учащихся с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание факультатива «Геометрия вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цели изучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Содержание курса геометрии во внеурочной деятельности в 5 классе представлено в виде следующих содержательных разделов: «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин».
Содержание раздела «Геометрические фигуры» служит базой для дальнейшего изучения учащимися геометрии. Изучение материала способствует формированию у учащихся знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания реального мира. Главная цель данного раздела — развить у учащихся воображение и логическое мышление путѐм систематического изучения свойств геометрических фигур и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности с формально-логическим подходом является неотъемлемой частью геометрических знаний.
Содержание раздела «Измерение геометрических величин» расширяет и углубляет представления учащихся об измерениях длин, углов и площадей фигур, способствует формированию практических навыков, необходимых как при решении геометрических задач, так и в повседневной жизни.
3.Место курса «Геометрия вокруг нас» в 5 классе в учебном плане
Согласно учебному плану МОБУООШ №32 на изучение курса «Геометрия вокруг нас» в 5 классе отводится всего 34 часа.
Количество часов в неделю
Всего за год
5 класс
1
34
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Геометрия вокруг нас».
Личностные результаты:
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты:
-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
-составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
-осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
-пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание;
-геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии;
-расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции;
-расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения;
-составление и зарисовка фигур по собственному замыслу;
-разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части;
-поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации;
-распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Универсальные учебные действия
-сравниватьразные приемы действий, выбиратьудобные способы для выполнения конкретного задания;
-моделироватьв процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использоватьего в ходе самостоятельной работы;
-применятьизученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами;
-включатьсяв групповую работу. Участвоватьв обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
-выполнятьпробное учебное действие, фиксироватьиндивидуальное затруднение в пробном действии;
-аргументироватьсвою позицию в коммуникации, учитыватьразные мнения,
использоватькритерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлятьполученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
-контролироватьсвою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Содержание учебного курса «Геометрия вокруг нас».
Точка.
Формирование основных понятий: точка, линия, прямая линия, отрезок, длина отрезка, линейка, луч, построение луча, отрезка, сравнение отрезков, сравнение линии и прямой линии.
Углы.
Луч, угол, вершина угла. Плоскость, перпендикуляр, прямой угол, виды углов, сравнение углов.
Треугольники.
Треугольник, вершина, стороны. Виды треугольников, построение треугольников, составление из треугольников других фигур.
Четырехугольники.
Четырехугольники, вершины, стороны, вершины, диагональ. Квадрат. Построение квадрата и его диагоналей. Прямоугольник. Построение прямоугольника и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.
6.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.
№
Наименование разделов,
блоков, тем
Всегочасов
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Аудитор
ные
Вне
ауди
торные
1.
2.
3.
4.
Точка.
Линия. Общее понятие. Прямая линия. Луч. Отрезок. Длина отрезка. Знакомьтесь – линейка. Сравнение длин отрезков (накладывание, глазомер, измерение). Кривая линия. Сходство и различие.
Углы
Луч. Угол. Вершина угла. Плоскость. Перпендикуляр. Прямой угол. Угольник. Прямой, острый, тупой углы. Развернутый угол. Виды углов (сравнение, рисование углов).
Треугольники.
Треугольник. Вершины. Стороны. Прямоугольный треугольник. Тупоугольный треугольник. Остроугольный треугольник. Равносторонний треугольник. Сравнение треугольников. Из множества треугольников найти названый. Построение треугольников. Составление из треугольников других геометрических фигур
Четырехугольники.
Четырехугольники. Вершины. Стороны. Диагонали. Квадрат. Построение квадратов и его диагоналей на линованной и нелинованной бумаге. Прямоугольник. Построение прямоугольников и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.
9
7
9
9
4
4
5
4
5
3
4
5
Загадки о геометрических инструментах.
Практическая работа с линейкой.
Задачи и загадки на развитие логического мышления.
Развитие понятий «За, между, перед, внутри, снаружи, на, под».
Древнегреческая легенда о Минотавре. Игра на внимание. Лабиринт.
Задания на развитие памяти, внимания. Графические диктанты.
Игра «Сложи фигуру».
Задачи на развитие пространственного представления.
Аппликация из треугольников
Задания на смекалку «Дострой квадрат».
Сложение и изготовление квадрата. Оригами.
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
картинки, представленной в уменьшенном масштабе.
Итого:
34
17
17
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Геометрия
вокруг нас» необходимы следующие принадлежности:
- набор геометрических фигур;
- подборка видеофрагментов;
- подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
Предполагаемые результаты реализации программы
К концу обучения учащиеся должны знать термины: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина, луч, четырехугольник, диагональ, сантиметр, а также название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, треугольник).
Иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник.
Должны уметь: измерить длину отрезка, определить, какой угол на глаз, различать фигуры, строить различные фигуры по заданию учителя.
Литература
В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М.,
« Педагогика-Пресс»
Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО»
Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение»
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения __________ /О.Г.Мамедова /
учителей от _________№____, ( подпись) (расшифровка подписи)
_______________/О. В. Соколова / «___»____________2016 г.