kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету "Математические ступеньки" для дошкольной образовательной группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый курс определяет содержание работы по  математической подготовке детей 6 лет к обучению в школе и задает основные направления реализации общих психолого-педагогических идей их развития на математическом материале.

Главные цели курса математики подготовительного периода – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.

В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если в процесс работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления (проведение сравнений, анализа, разбиение объектов на группы, выделение части и целого, проведение доступных обобщений), пространственного воображения и речи ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Математические ступеньки" для дошкольной образовательной группы »

Рассмотрено

Руководитель МО

________ Е.В. Марнова

Протокол от 09.09.2014 №1


Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________ Т.Ю.Каминская

Протокол от 16.09.2014 №1













Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №6 »

____________ Т.А. Курушина

Приказ от 20.09.2014 №645 - о

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




по предмету МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ

для дошкольной образовательной группы











Составитель: Т.Ю.Каминская,

учитель начальных классов



















2014 - 2015 учебный год


Пояснительная записка

Предлагаемый курс определяет содержание работы по математической подготовке детей 6 лет к обучению в школе и задает основные направления реализации общих психолого-педагогических идей их развития на математическом материале.

Главные цели курса математики подготовительного периода – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.

В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если в процесс работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления (проведение сравнений, анализа, разбиение объектов на группы, выделение части и целого, проведение доступных обобщений), пространственного воображения и речи ребенка.

Развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления позволяет целенаправленно и систематически развивать личностные качества и расширять познавательные возможности дошкольников, а это необходимое условие их подготовки к школе.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается метод практических действий, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая.

Более активное использование разнообразных дидактических игр математического содержания позволяет, с одной стороны, углублять математические знания, а с другой способствует формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, формирует умения оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др. 

Использование предложенного содержания и описанных методов позволит осуществить предматематическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, позволяющий успешно усваивать математику в начальной школе.  

Учебно - тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество учебных часов

Теоретические занятия

Практические (лабораторные) занятия

Контрольные работы

(зачеты, тесты)

Всего

1

Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа

17

1


18

2

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел

36

2


38

3

Дополнительные задания

8

2


10

Итого

61

5


66

Содержание

Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.); по размеру (больше, меньше; узкий, широкий; шире, уже; длиннее, короче, такой же по длине и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.

Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.

Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.

Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее – короче, выше - ниже, шире - уже и др., его использование при выполнении заданий.

Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу.

Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь)

Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.)

Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года, их последовательность.

Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц)

Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т.п.)

Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.

Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же) путем составления пар из элементов двух групп для определения отношения, в котором находятся эти группы. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.

Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.

Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчета. Порядковый счет, его отличие от счета количественного.

Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.)

Десяток, счет десятками.

Равенство, его обозначение в математике. Знак «равно».

Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»)

Целое и часть.

Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.

Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.

Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами)

Простейшие геометрические фигуры: отрезок, многоугольник (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат), круг. Отличие многоугольника от круга.

Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона монгоугольника. Линейка – инструмент для вычерчивания отрезка.

Содержательно-логические задания на развитие:

— внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы», «Исправь ошибки» и др.);

— воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчёт общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных);

— памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов);

— мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнений объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).

Планируемые результаты:

- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т.д.);

—определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т. д.)

—сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;

—называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;

— сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);

—определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;

- объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложение и вычитание;

— различать и называть простейшие геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, отрезок, круг), находить их прообразы в окружающем мире;

- воспринимать учебно-познавательную задачу и способы её решения;

— проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию объектов по заданным признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие логические рассуждения и др.).

Литература

  1. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов /Н.А.Федосова, Т.В.Белова, В.А.Солнцева и др.; науч.рук. Н.А.Федосова. – М.: Просвещение, 2013

  2. Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

  3. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет /Н.А.Федосова, Е.В.Коваленко, И.А.Дядюнова и др.; науч.рук. Н.А.Федосова. – М.: Просвещение, 2013

  4. Волкова С.И. Математические ступеньки. Учеб.пособие для подгот. детей к школе. / С.И.Волкова. - М.: Просвещение, 2007











Приложение

к рабочей программе

по математике

для ДОГ

Т.Ю.Каминская


Календарно-тематическое планирование

по предмету МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ

ДОГ

Количество часов в неделю – 2ч

Количество часов в год – 66ч


Тема урока

Запланировано

Фактически проведено

Кол-во часов

Дата проведения

Кол-во часов

Дата проведения

Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа

1

Ознакомление детей с пособием, особенностями работы в нем. Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между, слева, справа и др.)

1

02.09



2

Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой, маленький, больше, меньше

1

05.09



3

Сравнение предметов по размеру: высокий, низкий, выше, ниже

1

09.09



4

Ориентация на плоскости: слева, справа

1

12.09



5

ПДД. Дорога в школу и домой. Условные знаки на дорогах

1

16.09



6-7

Длина. Длиннее- короче

2

19.09

23.09



8

Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. Счёт предметов

1

26.09



9

Закрепление пройденного материала

1

30.09



10

Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник

1

03.10



11

Прямоугольник. Квадрат

1

07.10



12-13

Закрепление пройденного материала

2

10.10

14.10



14

Сравнение групп предметов по количеству: позже, раньше

1

17.10



15-16

Сравнение объектов по массе: легкий- тяжелый, легче- тяжелее

2

21.10

24.10



17-18

Закрепление пройденного материала Цифры, числа от 1 до 10, счёт предметов

2

28.10

31.10



Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел

19

Числа и цифры от 1 до 10, счёт предметов

1

11.11



20

Счёт предметов. Число и цифра 1. Понятия «один- много»

1

14.11



21-22

Счёт предметов. Число и цифра 2. Понятие «пара»

2

18.11

21.11



23

Счёт предметов. Число и цифра 3. Состав числа 3

1

25.11



24-25

Счёт предметов. Число и цифра 3. Треугольник

2

28.11

02.12



26-27

Повторение пройденного материала. Числа и цифры 1, 2, 3

2

05.12

09.12



28-29

Число и цифра 4. Прямоугольник, квадрат

2

12.12

16.12



30

Число и цифра 0.

1

19.12



31-32

Число и цифра 5. Состав числа, счёт предметов

2

23.12

26.12



33

Понятие «равенство». Знак «=»

1

13.01



34-35

Действие «сложение». Конкретный смысл действия «сложение». Знак действия «сложение» «+».

2

16.01

20.01



36-37

Действие «вычитание». Конкретный смысл действия «вычитание». Знак действия «вычитание» «-».

2

23.01

27.01



38-39

Повторение и закрепление пройденного материала.

2

30.01

03.02



40-41

Повторение и закрепление пройденного материала.

2

06.02

17.02



42-43

Повторение и закрепление пройденного материала.

2

20.02

24.02



44

Число и цифра 6

1

27.02



45-46

Число и цифра 7

2

03.03

06.03



47

Число и цифра 8

1

10.03



48-49

Число и цифра 9.Решение примеров на сложение и вычитание

2

13.03

17.03



50

Повторение и закрепление пройденного материала.

1

20.03



51-52

Число 10. Состав чисел первого десятка. Особенности записи числа 10

2

31.03

03.04



53-54

Повторение и закрепление пройденного материала.

2

07.04

10.04



55-56

Решение примеров на сложение и вычитание

2

14.04

17.04



Дополнительные задания

57-58

Числа от 1 до 10. Решение задач и примеров

2

21.04

24.04



59-60

Решение задач и примеров. Закрепление изученного

2

28.04

05.05



61-62

Сравнение математических выражений, знаки ,

2

08.05

13.05



63-64

Таблица +1, +2. Знакомство

2

12.05

15.05



65-66

Повторение и закрепление изученного материала

2

19.05

22.05





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Каминская Татьяна Юрьевна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 175907

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Программа внеурочной деятельности "Нулевичок" "
    ["seo_title"] => string(51) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-nulievichok"
    ["file_id"] => string(6) "173207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423936960"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства